В области печати

В области печати

Газета „Псковский Набат"

В области печати за последний зимний период, благодаря принятым мерам, достигнуты большие для Псковской губернии успехи. Тираж ежедневной гу­бернской газеты «Набат» за весь год вплоть до ноября месяца не превышал 2300 — 2400 экземпляров, при чем газета не имела массового  читателя. Если проанализировать состав подписчиков, то это особенно станет очевидным. Одно время по постановлению Губисполкома обязательными подписчиками газеты были все торговцы и домовладельцы. Из общего числа 2300 экз. на этих нэпмановских подписчиков падало — 1200. Учреждения и организации выписывали — 700 экз., а на индивидуального подписчика падало всего около 300 экз. Из этих цифр видно, что газета «Набат» почти не имела массового читателя из среды рабочих и крестьян. По содержанию газета была чисто аппаратной, учрежденческой, ибо она помещала главным образом материалы ведомственного характера. Определен­ной линии, в смысле ориентации на рабочего читателя или на читателя крестьян­ского, газета не имела, несмотря на то, что она. пыталась (тщетно) удовлетворить одновременно рабочих и крестьян.

Такое положение продолжалось до осени. С осени начинается кампания за; коренную ломку в постановке всей нашей печати. Прежде всего добились пере­дачи газете типографии. Это сразу укрепило материальное положение газет:». Началась работа по организации сети рабкоров, через которых начала устанавли­ваться связь с предприятиями. В составе подписчиков происходит полная пере­группировка. Обязательная подписка нэпманов отпадает, вследствие отмены обя­зательного постановления Губисполкомом; начинается первый прилив коллектив­ной подписки на газету рабочих и служащих. Газета вводит целый ряд техни­ческих улучшений, постепенно отказывается от общих и длинных статей, берет курс на более широкое освещение местной жизни, более удачно начинает распре­делять газетный материал и т. д.

Но все эти мероприятия не могли все-таки разрешить вопрос о характере и физиономии газеты и подписка почти не увеличивалась. В декабре месяце состоялось совещание при Агитпропе Губкома по вопросу о положении газеты. Это совещание состоялось совместно с представителем Отдела печати Ц. К., который предлагал совсем закрыть ежедневную газету «Набат» и превратить ее в еженедельную крестьянскую газету. Но совещание решило избрать наиболее целесообразный и приемлемый выход: газету „Набат" оставить как ежедневную губернскую газету, обслуживающую городского рабочего читателя, а для обслу­живания деревни приступить к изданию большой еженедельной крестьянской газеты. С этого момента начинается новый курс для газеты „Набат", ибо этим решением «Набат» был освобожден от бесполезной попытки обслуживать одно­временно и город и деревню, получилась возможность более точно определить  характер и физиономию газеты.

Приступлено было к активной работе — организации сети рабкоров, для которых были организованы специальные курсы по теории и практике газетного дела. На этих курсах выявился ряд рабочих корреспондентов, которые сейчас являются опорой для газеты. При участии рабкоров была проведена в течение середины декабря месяца и начала января широкая агитация за подписку на газету на всех предприятиях и собраниях Профсоюзов в г. Пскове. Тираж га­зеты довольно быстро начал подыматься и в марте месяце достиг 4250 экзем­пляров,— тираж, который газета „Набат" за последние годы ни разу не имела. Таким образом, тираж удалось увеличить почти вдвое. Состав подписчиков также коренным образом изменился. Так, напр., на 1-е марта на индивидуальную и коллективную подписку рабочих организаций приходится из 4250 экз. — 2507, на деревню — 307 экз., остальные падают на ведомственную подписку и розницу. Таким образом, на рабочего подписчика падает теперь 59 проц. всего тиража газеты, в то время как в ноябре, до реорганизации рабочие подписчики составляли всего - и проц. За 2—3 месяца, в абсолютных цифрах, рабочая под­писка поднялась с 300 до 2500 экземпляров. Если принять еще во внимание, что подавляющая часть из тиража рабочих подписчиков (59 проц.) падает на коллективную подписку, то число рабочих читателей (2500) нужно увеличить в несколько раз.

Одновременно с этим газета изменила характер и взяла курс на массового рабочего читателя. Язык газеты стал более понятным и простым; для рабочей жизни, в связи с расширением сети рабкоров, уделяется уже целая страница. Для характеристики размещения материалов в газете можно привести следую­щие цифры. Из 550 статей и заметок, помещенных в газете за февраль месяц, на отдел рабочей жизни падает - 254. В значительной степени также усилилась связь газеты с читательской массой. Так, напр., в январе редакцией получено — 757 писем (использовано—458), в феврале—1036 писем (использовано—563).

В связи с изданием новой крестьянской газеты и с увеличением тиража „Набата", было также обращено внимание на техническую постановку вопроса. Улучшена постановка экспедиции, которая работала с большими перебоями, ор­ганизована доставка газет подписчикам рано утром на дом, типография перешла на ночную работу. С рабкорами проводятся еженедельно регулярные беседы, при чем эти беседы ведутся не только по вопросам постановки газетного дела, но также обсуждаются и делаются доклады по вопросам текущей политики и очередных кампаний (напр., о кооперации, о денежной реформе и др.) На основе этих бесед рабкоры намечают план освещения текущих вопросов в газете. Ре­дакция была укреплена партийными товарищами в связи с тем, что приходится обслуживать две газеты. В редакции „Набата" и в редакции «Пахаря» работают 4 коммуниста.

Большое влияние в оживлении газеты сыграло помещение в газете иллю­страций, приуроченных к центральным и местным сообщениям. Это делает газету более живой и привлекательной. При чем необходимо отметить, что число иллю­страций в газете с каждым месяцем увеличивается. В январе газета дала 30 клише, за февраль — 57, за март — 73. Большая часть клише изготовляется цинкографией газеты, часть получается из Московского Бюро клише.

За эти 3 месяца газета выпустила целый ряд специальных номеров: 6 номе­ров газеты были целиком посвящены тов. Ленину, затем были даны специальные номера в связи с партдискуссией, 5-тилетием Коминтерна и др.

В общем, газета „Набат" проделала большой путь к улучшению. Опыт пе­рехода к изданию отдельной крестьянской газеты оказался жизненным и вполне себя оправдал. Газета не только выходит из кризиса, но начинает уже завоевывать прочные позиции. „Набат" уже не плетется в хвосте событий, а своевременно отражает все важнейшие моменты общей политики и местной жизни. Но впе­реди еще стоит большая работа. Надо еще более упростить язык газеты и сделать его более популярным, ближе еще связаться с массовым читателем, повести дальнейшую работу с рабкорами, добиться большей политической выдержки, рас­ширить отделы партийной и рабочей жизни и т. д.


Источник:

Отчет Псковского Губкома РКП(б)к XV Губпартконференции. – Псков: Издание Псковского Губкома РКП(б), 1924. – 108 с.

Сего Дня

9 декабря 1873 года

9 декабря 1873 года

Дума поддерживает реальное училище. Псковская городская Дума приняла постановление ежегодно выделять...

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru