Левин Н.Ф. Первые пароходы

река Великая, г. ПсковИмя нашей реки нередко вызывает улыбку у гостей Пскова. Не настолько она большая, чтобы носить такое громкое название - Великая. Однако в истории города именно Великая играла главную, величайшую роль. Вод­ный путь по реке, а затем по  Псковскому, Чудскому озерам и Нарове соединял псковскую землю с западной Европой, превратил Псков в крупный центр зарубежной торговли допетровской Руси и в огромный средневековый город.

Тогда из дальнего зарубежья вверх по Великой, преодолевая ее спокойное течение шли к Пскову под парусами большие мелкосидящие крытые грузовые лодки (по-местному «будары») и открытые барки. Однако к началу прошлого века, когда Роберт Фултон на Сене и Гудзоне испытывал свои первые паровые корабли, Псков уже навсегда утратил былое торговое значение. Теперь сюда привозили в  основном озерную  рыбу и дрова, а не заморские товары. И не псковичи стали инициаторами пароходного сообщения по Великой.

26 декабря 1840 года (по старому стилю) император Николай I утвердил мнение   Государственного совета о выда­че дерптскому купцу Федору Васильевичу Вегенеру семи­летней привилегии на паро­ходство по озерам Чудскому, Псковскому. Вирцярве и рекам Нарове,   Эмбаху (Эмайыги, древней Омовже) и другим, впадающим в эти озера. Более того, вскоре (19 ноября 1842 г.) последовало новое Высочайшее повеление о продлении привилегии еще на восемь лет, но при условии, если Вегенер до окончания    первого срока очистит русло Наровы от подводных камней, что увеличило бы ее судоходную  часть на 50 верст, почти до водопадов.

Весной 1843 года пароход из Дерпта (Юрьева, Тарту) должен был впервые прийти в Псков. Однако, его прибытие откладывалось с недели на не­делю, пока не спадет полая вода в Эмбахе. Наконец, «Псковские губернские ве­домости» пригласили псковичей встречать первый пароход 15 (27) мая. В этот субботний вечер, на левом берегу Вели­кой у новенькой пристани соб­ралась толпа горожан и оркестр Екатеринославского гренадерского полка. Однако на озере разыгралась буря с сильным встречным ветром. Чтобы засветло добраться до Пскова, пароход оставил буксируемую грузовую баржу в  нескольких верстах от пристани. На первое плавание ушло 16 часов. Не зная о причинах задержки, публика уже стала расходиться, отпустили музы­кантов. И вдруг донесся вестовой выстрел, затем еще три. Народ хлынул обратно, а ког­да увидел подходящую «Юли­ану-Клементину» (Вегенер на­звал пароход по имени своей жены), с обоих берегов Вели­кой радостно закричали «Ура!».

Приехали семь десятков го­стей, и среди них бургомистр, несколько чиновников, сам Ве­генер и другие купцы, универ­ситетский учитель верховой ез­ды со студентами, редактор газеты... На следующее утро псковское начальство во гла­ве с вице-губернатором присутствовало па благодарствен­ном молебне, завершившемся пальбой из четырех корабель­ных орудий. А вечером сотня псковичей совершила первую пароходную прогулку почти до Талабских островов: за четы­ре часа они полюбовались ок­рестностями, осмотрели обе каюты (мужскую и женскую) с кроватями для отдыха, вос­пользовались хорошим буфе­том по умеренным ценам. В понедельник 17 мая «Юлиана-Клементина» отплыла обратно в Дерпт.

В следующую субботу пасса­жиров оказалось значительно меньше, но и они с трудом пробирались сквозь большую толпу, вновь собравшуюся встречать пароход. А на воскресную прогулку прибыл и губернатор, только что вер­нувшийся из столицы. Впрочем, псковичи приходили к пристани только из любопыт­ства, и отсутствие пассажиров заставило пароход переклю­читься в основном на грузовые перевозки. И в последующие годы пассажирские рейсы на пароходе случались от случая к случаю, а заказы на достав­ку грузов принимались в лю­бое время.

Произведя инженерные ис­следования, Вегенер убедился, что расчистить русло Наровы он не сможет. Поэтому с 1848 года его привилегия кончилась и всякому предпринимателю дозволялось устраивать здесь пароходное сообщение. Впро­чем, Вегенер не дожил до этого срока один год, его па­роход назначили к продаже и рейсы в Псков прекратились. К счастью, в Дерпте быстро соз­дали новое акционерное об­щество. Его 50-рублевые ак­ции продавались и в конторе псковского агента пароходства Карла Кипке на Великолуцкой улице. Уже в июне 1848 года он сообщил, что «Юлиана-Клементина» будет регулярно ходить раз в неделю, а также совершать экстренные и прогулочные рейсы но частному найму.

Еще пять летних сезонов псковичи пользовались услуга­ми этого парохода. 22 сентяб­ря 1852 года «Юлиана-Кле­ментина», зафрахтованная для экспедиции по выпуску в Чуд­ское озеро молоди форели, по­терпела крушение и затонула в устье реки Наровы. Правда, паровые машины в 34 силы и наиболее ценные части были затем извлечены. Но восемь лет они пролежали без поль­зы, пока для них не построили новый корпус под названием «Константин», оказавшийся очень неустойчивым. Как толь­ко несколько человек собира­лись у одного борта, капитан просил часть публики перейти на другую сторону, иначе па­роход может опрокинуться. Так что «Константину» при­шлось служить только буксир­ным пароходом.

Пароходное сообщение с Псковом отсутствовало девять лет, пока весной 1862 года пока нарвский Торговый дом Гевта не пустил небольшой пасса­жирский пароход «Нарова». Два раза в неделю, по средам и субботам, в шесть часов ут­ра он отправлялся из Дерпта и добирался до Пскова за 12 часов. Следующее лето оказа­лось таким засушливым, что некоторое время рейсов опять не было. А затем на линию вышел и новый, железный, более комфортабельный паро­ход «Александр». Он преодоле­вал тот же путь на треть быстрее, но и за место брал на рубль дороже. Теперь уже два парохода, управляемые шведскими шкиперами Рисмуссеном и Свенсоном, совершали рейсы в обе стороны ежедневно, кроме воскресенья.

Пароход

С 25 июня 1865 года гото­вое ведомство разрешило от­правку с этими пароходами простой казенной и частной корреспонденции. Впрочем. «Нарова» вскоре перестала работать по этой линии, и не­много позднее ее сменил дру­гой небольшой деревянный буксирный пароходик «Пейпус».

Еще через пару лет, 9 июля 1869 года, несмотря на пас­мурную погоду, в Выползовой слободе на берегу Великой собралось множество пскови­чей, привлеченных невиданным ранее зрелищем. По заказу экспортной льняной торговой фирмы «Ганс Дидрих Шмидт», к которой перешло Дерптское пароходство, имевшей предста­вительство во Пскове, сюда из столицы доставили в разоб­ранном виде товаро-пассажир­ский пароход «Дорпат» дли­ной 120 футов (около 37 м) с каютами трех классов, способ­ный перевозить и две тысячи пудов (32 тонны) груза со скоростью 20 верст в час. Как и его предшественники, «Дор­пат» был колесным пароходом (время гребных винтов тогда еще не пришло). Здесь, на бе­регу Великой, его собрали и спустили на воду.

Целых два десятилетия «Александр» и «Дорпат» каж­дое лето обеспечивали еже­дневное регулярное пассажир­ское сообщение между Дерптом и Псковом. Но в 1869 го­ду у пароходов появился си­льный конкурент: с 6 июня на­чалось движение на Псково-Рижской железной дороге, имевшей ветку из Валка до Дерпта. Уже на следующий год пароходству пришлось сни­зить цены на билеты, а также снять с пассажирской линии один из двух пароходов. Пос­ледние тридцать дореволюци­онных лет постоянные пасса­жирские рейсы, как правило, совершал   только «Дорпат». Рано утром по понедельникам, средам и пятницам он выходил из Пскова; во вторник, чет­верг и субботу отправлялся из Дерпта в обратный путь, а по воскресеньям во Пскове выполнял заявки на увесели­тельные или грузовые рейсы. Даже летом 1918 года, когда Псков был оккупирован, он плавал почти так же, но уже под немецким флагом.

Нерегулярно, большей ча­стью с грузами или по специ­альному заказу, появлялись во Пскове и другие суда Лифляндского пароходства: «Со­фия», «Ольга», «Александр», «Пейпус», а позднее (в 1911-15 годах) «Ганза», «Цесаревич Алексеи» и самый большой -  «Император», бравший на борт до трехсот туристов. Казалось бы, они могли обеспечить нуж­ды жителей прибрежной поло­сы Псковского озера. Однако местных рыбаков они не уст­раивали, так как не имели оп­ределенного расписания, были здесь случайными «гостями». А «Дорпат» официальных стоя­нок по пути не имел - мог прой­ти мимо без остановки. К то­му же его палуба третьего класса, без укрытий от дождя и ветра, всегда была забита корзинами с рыбой, обложенной таящим льдом, другой кладью и даже перевозимым скотом. Рыботорговцы не раз жаловались на такую тесноту и сырость.

София

Неудивительно, что еще в конце 80-х годов прошлого ве­ка промысловики Талабских островов заговорили о своем собственном пароходе. Но только через двадцать лет их мечта стала осуществляться. Вместе с псковскими оптовика­ми в 1908 году они образовали паевое товарищество, чтобы собрать пятьдесят паев по пятьсот рублей каждый. 2 но­ября уполномоченные товари­щества — талабчанин Петр Григорьевич Соловьев и псков­ский купец Александр Ивано­вич Чернов заказали в фин­ском городе Або на заводе «Вулкан» буксиро-пассажирский пароход ледокольного ти­па со стосильной машиной «Компаунд».

Верфь выполнила заказ своевременно, к маю следую­щего года. Однако его прием­ка и особенно доставка через Нарву заняла все лето. Толь­ко 24 сентября 1909 года паро­ход  под названием «Талабск» добрался до Александровского посада (так тогда именова­лось селение на этих остро­вах). И все же в этом сезоне, плавая до самой зимы и легко ломая тонкий лед, пароход ус­пел заработать товариществу за перевозку пассажиров, гру­зов и за буксировку лодок 1515 рублей, что дало 780 рублей чистой прибыли и пять процентов дивиденда пайщи­кам.

В дальнейшем, начиная на­вигацию сразу после ледохода, «Талабск» за сезон приносил в кассу «Псковского пароходно­го общества» (так назвали то­варищество) около десяти ты­сяч рублей. Сразу наладилось и четкое расписание: три раза в неделю, по понедельникам, средам и пятницам - «Талабск» в полдень отправлялся из Пскова, доставляя люден и грузы на Талабские острова, а также в Лисья, Лубовку, Изменку и даже Островицы Гдовского уезда, а на следующий день тем же маршрутом воз­вращался обратно.

Местное пароходство вниз по Великой и по восточному обозерью оказалось столь не­обходимым и прибыльным, что товарищество позднее заказало еще один пароход. В июле 1913 года А. И. Чернов полу­чил его в Петербурге, но из-за крупных габаритов, не смог отправить но двухколейному пути Варшавской железной до­роги. Пароход пришлось дос­тавлять кружным путем по Балтийской и Рижской доро­гам через Тапс, Дерпт и Валк на станцию Псков-II и здесь разгружать и собирать. Ему также дали местное имя -  «Елеазаров» в честь ближай­шего монастыря уезда.

Пароход вполне оправдал свое название, так как совершал рейсы из Пскова до устья речки Толбицы, куда из Елеазарова приходила речная лодка. По дороге он делал остановки на обоих берегах Вели­кой в имениях Грузинское (ныне Писковичи), Щиглицы и Устье, а также на Верхнем и Талибском островах.

Таковы некоторые страницы история пароходства по Псков­скому озеру. Нынешней весной 27 мая исполняется ровно полтора века со дня прихода во Псков первого парохода. Почти одновременно псковские речники могут отметить еще одну памятную дату: 110-летие со дня спуска на воду ме­стного парохода «Ольга», со­вершавшего регулярные рейсы вверх по Великой. Об этом мы расскажем чуть позже, бли­же к юбилею.

Левин, Н. Ф. Первые пароходы / Н. Ф. Левин // Псковская правда. – 1993. – 27 марта.

Дополнительная литература:

Губернский Псков в архивных документах : сборник документов Государственного архива Псковской области : 500-летию вхождения Пскова в состав русского централизованного государства посвящается / Гос. архив. упр. Псков. обл., Гос. архив Псков. обл. ; [сост.: В. П. Волкова и др.]. - Псков : АРТ-проспект, 2010. - 552  с. : ил.
См. док.: N 173. Статья о начале пароходного сообщения между г. Псковом и Дерптом, 12 мая 1843 г. ; N 174. Статья о первом рейсе парохода «Юлиана-Клементина» из г. Дерпта в г. Псков, 19 мая 1843 г. ; N 175. Объявление о пароходном сообщении между г. Дерптом и г. Псковом, 25 апреля 1862 г.

Левин, Н. Ф. Вверх по Великой : Псков на старых открытках / Н. Ф. Левин // Псковская правда. - 1993. - 8 мая.
О деятельности созданного в 1882 г. Общества легкого пароходства.

Пароходом из Дерпта в Псков / подгот. Е. Киселёва // Стерх (Псков). - 2003. - 30 мая (N 60). - С. 6 (Псковские хроники ; № 5).
По материалам газ. "Псковские губ. ведомости" за май 1843 года/

Пароходом от Корытова до Черехи / [подгот.] Т. Медникова // Псковские хроники: история края в документах и исследованиях. - Псков, [2002]. - Вып. 2. - С. 83-84.

Первый рейс "Юлианы Клементины" / [подгот. Н. Коломыцева] // Псковские хроники: история края в документах и исследованиях. - Псков, 2000. - Вып. 1. - С. 90-91.
Источник: "Прибавление к "Псковским губернским ведомостям", 1843 г.

 Плоткин, К. М. Псковское судоходство и судостроение в XIX в. / К. М. Плоткин // Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии : памяти В. Д. Белецкого. 1919-1997. - Т. II . - СПб. ; Псков, 1997. - С. 152-162. - Библиогр.: с. 161-162.

 

Соболев, П. Г. Пароходные рейсы : [расписание] / П. Г. Соболев // Соболев П. Г. Спутник по Пскову и окрестностям с фот. снимками О. И. Парли и планом. - С.-Пб., 1914. - С. 101-103.

Сего Дня

28 ноября 1725 года

28 ноября 1725 года

Первая духовная школа в Пскове. Стараниями преосвященнейшего Рафаила Заборовского в Пскове при архие...

28 ноября 1897 года

28 ноября 1897 года

Построено и принято в эксплуатацию "Коренное паровозное депо станции Дно", приписанное к Московско-В...

28 ноября 1962 года

28 ноября 1962 года

Сдано в эксплуатацию новое здание Псковского кооперативного техникума.

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru