Феофан Прокопович. Архиепископ.

(1681 – 1736) 

Феофан Прокопович, церковный и государственный деятель, единомышленник царя-реформатора Петра Великого, яркий проповедник и выдающийся богослов. Феофан Прокопович вошел в историю XVIII столетия как автор многочисленных сочинений - проповедей, политических трактатов, речей, латинских стихов, как теоретик литературы, переводчик, комментатор. Прокопович сыграл важную роль в создании Академии наук, возглавлял кружок, в который входили Кантемир, Татищев, Брюс и многие другие деятели русской культуры того времени.

Некоторое время Феофан Прокопович был епископом Пскова, Нарвы и Старого Изборска. Посвящение состоялось 2 июня 1718 года, в храме св. Троицы в Санкт-Петербурге, когда ему было всего 37 лет от роду. В Пскове он бывал редко, поскольку большую часть времени пребывал в Петербурге в качестве ближайшего сотрудника Петра в церковных делах. Как известно, Феофану было поручено Петром I составление законодательного акта о ликвидации русского патриаршества и устроении высшего церковного коллегиального управления. Над этим «Духовным регламентом» Феофан трудился в 1719-1720 годах.

prokopovich portret

Феофан Прокопович жил в Санкт- Петербурге, для чего устроил там Псковское подворье.

Как и прежние епископы, он жаловался Петру на самовольство псковичей, когда посадские люди владеют церковными вотчинами и землями и не платят подати.

В Пскове при Феофане Прокоповиче было приписано к Архиерейскому дому 18 монастырей и 23 церкви (всего 41 церковь). Только в 22 -х церквях служба отправлялась ежедневно, в 1725 году в Епархии было 140 церквей. Своему государю преосвященнейший Феофан Прокопович писал: «врученная мне епархия вельми скудна» и просил Императора пожаловать несколько тысяч рублев, так как кормит и одевает ребят маленьких 20 человек и собирает «порядочную библиотеку». При Феофане Прокоповиче в 1725 году новозавоеванный город Рига с принадлежащим ему уездом «для лучшего во всех духовных делах смотрения» причислен был к Псковской епархии. С этого времени Рижская епархия состояла под одним управлением с Псковской, до половины XIX века.

Петр I избирает Феофана Прокоповича в свои сподвижники при проведении церковной реформы, поэтому в своих проповедях Феофан Прокопович разъяснял слушателям смысл и планы петровских действий.

Феофан подготовил для Петра «Регламент или Устав Духовной коллегии», который был опубликован и введен в действие 25 января 1721 года. По регламенту «исправление чина духовного» является такою же обязанностью царя, как и исправление чина гражданского и военного. Такой подход скорее характерен для протестантизма, что является посягательством на независимость русской церкви. Отстаивая реформу, Феофан возводит прообраз Духовной коллегии к ветхозаветному Синедриону и к суду ареопагитов в Афинах. Феофан не скрывает, что цель преобразований - контроль над духовенством со стороны императорской власти. С этого времени упраздняется патриаршество и начинается синодальный период русской церкви, окончившийся лишь в 1917 году.

В 1718 году вместо Патриарха учрежден Святейший Синод, как коллегиальное управление, как орган менее влиятельный, чем институт Патриаршества. Одним из двух вице-президентов Синода стал Феофан Прокопович.

Протоиерей Георгий Флоровский в своей книге «Пути русского богословия» пишет, что Феофан Прокопович «был человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист - таких ученых наемников тогда много бывало на Западе. Во всем его душевном складе чувствуется нечестность. Вернее назвать его дельцом, а не деятелем…. Между тем у Феофана были свои преимущества. Он был умен и учен. Он был образован, был истым любителем и ревнителем всякого просвещения. К науке относился он почти с подобострастием. Он много знал, много читал, любил читать, - из своих не скудных, но чаще неправедных прибытков довольно щедро тратился на собирание библиотеки. Она вышла очень богатой и составлена умело (по позднейшей описи в ней 3192 названия). И вот, вся эта бесспорная ученость отравлена и обезпложена какой-то внутренней нечестностью мысли».

Феофан Прокопович (в миру Елиазар) родился в Киеве в 1681 году. Учился в Киевской Духовной академии. Окончив Академию, Елиазар едет на Запад для продолжения образования: В Польше он принимает римо-католичество в форме униатства и постригается с именем Елисей. Затем - образование в Италии, в коллегии св. Афанасия, где инок Елисей с увлечением предается ученым занятиям. Показав блестящие успехи, он получает приглашения остаться в Италии. Однако из своего учения в Риме Феофан вынес отвращение к латинству и проникся симпатиями к протестантизму. В 1702 году он возвращается на Украину, отрекается от униатства и принимает постриг в православии с именем Самуил, затем берет другое имя, в честь своего дяди и воспитателя - Феофан. Летом 1709 года он произносит «Панегирикос, или Слово похвальное, о преславной над войсками Свейскими победе» в Софийском соборе в присутствии Петра I, возвращавшегося после Полтавской победы через Киев в Москву. С этого времени Петр, который еще в 1706 году, в бытность свою в Киеве, обратил внимание на образованного проповедника, тогда преподавателя риторики в Академии, начинает благоволить ему. Решающую роль здесь сыграла исключительная близость во взглядах Феофана и Императора на церковные и вероучительные вопросы. Петру необходим был такой человек, как Феофан для осуществления церковной реформы в утилитарно-протестантском духе.

После смерти Петра I был сторонником Екатерины I, в 1730 году поддержал Анну Иоанновну в борьбе за ее абсолютное право монархини. Феофан Прокопович активно участвовал в придворных интригах, у него были многочисленные враги. Так, у него возник антагонизм с синодальным вице-президентом Феодосием Яновским, новгородским архиепископом, который обвинил Феофана в том, что в его епархии, в Псково-Печерском монастыре лежат на полу 70 икон со снятыми ободранными окладами и драгоценными украшениями. Феофан к тому времени уже почти не скрывал своих протестантских взглядов, что вызывало негодование многих иерархов, и, естественно, подобного рода обвинения могли быть небеспочвенны. Но Феофан сумел выйти из положения. После одной очередной грубости Феодосия в отношении к Государыне Феофан донес ей обо всех допущенных Феодосием оскорблениях по отношению к ее Величеству. В результате Феодосия расстригли и сослали в заключение в дальний монастырь. После падения Феодосия Прокопович достиг первенства в Синоде и наследовал его кафедру. 25 июня 1725 года он был назначен архиепископом Новгородским, и, таким образом, окончился срок его пребывания на псковской архиерейской кафедре.

prokopovich gravura prokopovich na pam1000
Слева гравюра, а справа изображение Феофана Прокоповича на памятнике Тысячелетию России в Великом Новгороде

Со времен его архиерейства в Пскове сохранился вклад Прокоповича в ризницу Свято-Троицкого собора - напрестольное Евангелие. Оклад Евангелия сделан из чистого серебра и украшен великолепной работой русских мастеров Оружейной палаты, текст напечатан на пергаменте. До революции Евангелие лежало на престоле храма, однако в настоящее время находится в Псковском музее-заповеднике.

books pskov museum
Книги в серебряных окладах в экспозиции Псковского музея-заповедника

Скончался архиепископ Феофан Прокопович 8 сентября 1736 года в Петербурге, на Карповском подворье на Аптекарском острове. 


Изюмов Е. А.
   "Их имена забыться не должны" / Изюмов Е. А. / ред. В. П. Краснопевцев. - Л. : Лениздат, 1989. - 157, [2] с.
   Статья о Феофане Прокоповиче "Сподвижник Петра I" страницы 17-22.- Читать полный текст>>>

Статья о Феофане Прокоповиче в книге "Псковский край в литературе" (Псков, 2003) на страницах 84-88 - читать>>>

Сего Дня

27 ноября 1192 года

27 ноября 1192 года

Были обретены и перенесены в Троицкий собор честные мощи святого князя Всеволода-Гавриила, где они п...

27 ноября 1470 года

27 ноября 1470 года

Посол из Москвы. В Псков прибыл посол великого князя Московского боярин Селиван. В задачу посла...

27 ноября 1897 года

27 ноября 1897 года

Открытие амбулатории в Пскове. В Пскове при Общине сестер милосердия на углу Губернаторской (Не...

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru