Никандр Псковский

7 октября - день памяти  преподобного Никандра пустынножителя, псковского чудотворца

(24 июля 1507 - 24 сентября (7 октября) 1581) 

Преподобный Никандр пустынножитель, псковский чудотворец родился 24 июля 1507 года в благочестивой семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине, примерно в 35 верстах от Пскова. С детского возраста он обнаружил в себе стремление к великим подвигам. Отец Никона вскоре скончался, и отрок остался на попечении матери. Он стремился научиться грамоте, чтобы читать Божественное Писание.

Никандр пустынножительБлагодать и тишина, чудотворные источники, покой, мир, гармония и радость — синонимы Свято-Благовещенской Никандровой пустыни - самого загадочного монастыря Псковщины. Здесь святые воды даруют скорбящим укрепление телесное и духовное, а чудотворения в Никандровой пустыне во Славу Божию продолжаются непрестанно. 

Монастырь возник здесь через несколько лет после смерти преподобного Никандра Псковского (в миру - Никона), который прославил эти места своими духовными подвигами. Он родился 24 июля 1507 года в благочестивой семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине, примерно в 35 верстах от Пскова. С детского возраста он обнаружил в себе стремление к великим подвигам. Отец Никона вскоре скончался, и отрок остался на попечении матери. Он стремился научиться грамоте, чтобы читать Божественное Писание. 

За 150 лет до этого здесь же появился на свет Елеазар, в последствии знаменитый Евфросин, основатель Елеазарова монастыря. В ранней юности Никон познакомился с местами, где жили отшельниками Евфросин и Савва Крыпецкий. Восхищался духовной силой святых угодников, их самоотречением во имя любви к Богу и людям. После смерти отца и принятия монашества братом Арсением, Никон уговаривает мать раздать имущество и уйти в монастырь. Сам же решил жить по примеру глубоко почитаемого им преподобного Евфросина. 

Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь Сам указал ему место подвига. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора: «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; и после тебя расширится место то, и многие на нем спасутся!».

Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом . Там поставил себе Никон небольшую хижину и проводил время в уединении, питаясь одними растениями. 

Народ, узнав о его жилище, начал посещать его, чем невольно нарушил спокойствие отшельника. Никон, избегая мирской чести, удалился в общежительную пустынь преподобного Саввы Крыпецкого. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

С новой силой устремился преподобный на подвиги — всего себя предал Богу, совершенно отказался от своей воли и повинился во всем воле игумена и братии. Постоянно укреплял он себя такими благоче стивыми размышлениями: «Пшеничному полю подобно иноческое жи тие, оно требует частого дождя слез ного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не изсыхало оно от зноя и уныния и небрежения».

Время, свободное от молитвы, преподобный Никандр проводил в руко делии. Игумен и братия удивлялись подвижнику, его благонравию, смирению и покорности, бодрости и крепости в подвигах и прослав ляли Бога. Между тем преподобный Никандр, снова убегая людской славы и тоскуя о прежней отшель нической жизни, отправился в свою пустыню и прожил там безвыходно 15 лет. Он с великим смирением претерпевал все испытания, посланные Богом, проявляя долготерпение, милосердие и кротость. Но оказалось, что от мирских страстей, зависти и жадности не скрыться. Однажды убогую хижину отшельника посетили разбойники, и, не найдя ничего для себя ценного, жестоко избили Никандра. Унесли с собой святые иконы и книги. Преподобный стал молить Господа о прощении людей, пораженных грехами корысти и жестокосердия. Разбойники трое суток не могли выйти из леса, после чего двое раскаявшихся пришли к Никандру и просили простить их, а двое других погибли. 

Но преподобный не столько боялся разбойников, сколько похвалы людской. Посему снова оставил он пустыню и во второй раз отправился в Крыпецкий монастырь, где ранее принял монашество. Прибыв в обитель, святой продолжал свою строгую подвижническую жизнь. Дивясь его подвигам, братия поставила его в пономари. Кроме того, на святого было возложено трудное и тяжелое послушание печь про сфоры. Но преподобный Никандр с радостью стал исполнять эту ра боту, размышляя: «Если Господь наш Иисус Христос назвал Своим Телом хлеб, приготовленный для Тайной вечери, то мне следует ра доваться, что Бог сподобил меня приготовлять такие хлебы, на коих совершается великая и страш ная тайна: дивным и непостижимым об разом прелагаются они в Святое Тело Христово».

И подвижник Божий продолжал неустанно трудиться. Иноки, видя его возрастающее рвение и полюбив его за смирение и кротость, про сили игумена сделать Никандра келарем. Игумен исполнил просьбу братии и поставил пре подобного на келарство. 

Святой при сем возвышении не изменил своей прежней жизни, но исполнял новую обязан носить со смиренномудрием и усердием, как бы дело, порученное ему Самим Господом; не превозносился он данной ему властью, помня слова Писания: Аще кто хощет в вас вящший быти, да будет всем слуга (Мф. 20, 26). Получив власть в монастыре вместе с должностью келаря, преподобный Никандр вел себя как самый младший, раньше всех выходя на работы. Но недолго святой Никандр был келарем: не сносна была ему суета, с которой соединялось келарство, тяжело бы ло постоянное общение с людьми; он стремился к прежней отшельнической жизни, к безмолвию, потому и решился снова, уже навсегда, покинуть обитель.

Выйдя из Крыпецкого монастыря, он поселился на одном острове, находящемся верстах в четырех от него; здесь святой построил хижину, опять предался своим обычным подвигам и провел таким образом три с половиной года. Слава отшельника привлекла к нему многих посетителей, которые искали у преподобного слова назидания. Между тем враг — завистник людей внушил игумену и братии Крыпецкого монастыря мысль, что, привлекая к себе народ, Никандр уменьшит монастырские доходы. Посему они пришли к преподобному и требовали, чтобы он удалился с этого места. С величайшим смирением исполнил святой требование: он снова отправил ся в свою пустыню, на место, указанное ему Богом.

Прибыв в свою пустыню, святой снова предался подвигам и прожил там отшельником до самой блаженной кончины своей в продолжение 32 лет и 2 месяцев. 

До конца жизни Преподобный оставался пустынником: его так и величают «Преподобный Никандр пустынножитель», но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Наделенный даром прозорливости и чудотворения, святой, не щадя себя, всю жизнь помогал обращающимся к нему. За 8 лет до кончины он возложил на себя великую схиму. 

Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория на Псков, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Из Пскова пришли духовенство и народ, и совершили обряд христианского погребения. 

В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра, и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители — Благовещение Пресвятой Богородицы. 

В 20-е годы прошлого столетия монастырь был полностью разрушен. Разрушен мощный Благовещенский храм, который строился в течение трех столетий, постоянно расширяясь.

История Никандровой пустыни 

В середине XVII века, по благословению митрополита Никона (в последствии Патриарха), дворянин Яков Матвеевич Муравьев строит в обители церковь во имя преподобного Никандра. А чуть позже церковь Александра Свирского и Святой Троицы. Благосостояние монастыря быстро растет. В 1665 году его разграбили поляки. Однако обитель очень скоро восстанавливается, а в 1673 году горит вместе со всем церковным и братским имуществом. Игумен Илларион был вынужден даже обратиться к царю Алексею Михайловичу с просьбой о помощи. Монастырю было пожаловано много земель, нашлись и благодетели, с помощью которых поправилось состояние обители. Построили каменные церкви, появились новые иконы, книги и многое другое.

Свято-Благовещенская Никандрова пустынь

Слава о чудотворениях от мощей преподобного Никандра привлекала в обитель все больше паломников. Это побудило братию монастыря обратиться к патриарху с просьбой об «открытии и освидетельствовании святых мощей и удостоверении бывших от них чудес». В 1687 году комиссия, созданная по указанию Патриарха, освидетельствовала мощи и нашла их нетленными. После обретения мощей преподобного, пустынь стала называться Никандровой. 

Никандрова пустынь

Расцвет пустыни приходится на конец XVIII – начало XIX веков благодаря усердию архимандрита Геннадия и милостям императора Павла I. Тогдашняя знать не могла не поддержать царя. Помогает обители князь Лопухин, крупные пожертвования делает граф Шереметьев, жалует великая княгиня Александра Иосифовна и сама государыня императрица. 

Только на раку преподобного, ризы на иконах и два подсвечника ушло 12 пудов 20 фунтов серебра, 18 фунтов золота, различных камней и стразов 16 255 штук. Всего серебра в монастыре было, как утверждают историки, более 20 пудов. 

Монастырь имел ценнейшую библиотеку – более 1000 книг духовного и светского содержания, не считая богослужебных. Имелись рукописные книги. 

Но «благоденственное и тихое житие» закончилось с приходом к власти в России лютых богоборцев и христоненавистников. Во время развязанной ими гражданской войны рака преподобного Никандра и его многоцелебные мощи безследно исчезли. А в 1928 году прекратил своё существование и сам монастырь, разрушенный до основания и полностью превращённый в руины. 

Но монастырь возродился во Славу Божию! По благословению Владыки, первым строителем в XXI веке пришел в пустынь монах Гавриил. На помощь ему, по мере своих возможностей, стали приезжать самые разные люди: военные, журналисты, дорожники, паломники со всей России. Расчищали территорию, облагораживали святые источники, строили. Практически за год была восстановлена и освящена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». 

В 2002 году из Псково-Печерского монастыря был переведен в Никандрову пустынь игумен Спиридон (Иващенко). Уже при нем строится в память о святых Царственных мучениках, чей крестный путь начался с Псковской земли, еще один храм. 

Также в пустыни закончено строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Это пока единственное каменное строение. Первая служба архиерейским чином состоялась в этом возрождённом соборе в день памяти прпеподобного Никандра в 2010 году.

Святые источники и иконы монастыря 

Особо почитаются верующими находящиеся здесь святые источники, их всего пять. На въезде, справа, находится глазной источник иконы Казанской Божией Матери. Воду из него не пьют, берут для лечения глаз. 

Святой источник

В километре от монастыря - радоновый источник преподобного Александра Свирского. Воду из него тоже не пьют, в ней купаются. 

Святые источники

Удивление паломников обычно вызывают источники святых апостолов Петра и Павла, которые находятся в двух метрах друг от друга, но даже уровень воды в них разный, к тому же, один замерзает зимой, а другой нет. 

Святые источники

Центральный источник называют по имени святого преподобного Никандра. По древнему монастырскому преданию, этот колодец был ископан руками самого преподобного. Паломники всегда увозят воду с этого источника с собой. 

Святые источники

Говоря об иконах монастыря, следует отметить, что наиболее почитаемая верующими икона преподобного Никандра из старой Никандровой пустыни. С ней раньше ходили на крестные ходы из монастыря в Порхов. Есть еще маленькая икона Никандра с частичкой мощей преподобного. Ее в Англии купил некий меценат и подарил отцу Николаю Гурьянову. С острова Талабск икона «пришла» в Порхов, а позже её передали восстанавливающемуся монастырю. Келейная икона Знамения Пресвятой Богородицы старца Валентина Мардасова после его смерти тоже была передана в Никандрову пустынь. Здесь же находится икона великомученика и целителя Пантелеймона с частичкою его святых мощей.

К особо почитаемым относится чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». Перед ней молятся о душах тех, кто склонен к употреблению наркотиков, алкоголя, к правонарушениям, то есть о всех, кто живет не по заповедям Божьим.

ОСЕНЬ В НИКАНДРОВОЙ ПУСТЫНИ 

Клочок Земли Благословенной…
Святые псковские места.
Здесь воздух необыкновенный
И шорох желтого листа. 

Как мало нам в сей жизни надо…
У стен святыни сознаешь,
Что жизнь без Веры – клоунада,
Что лишь теряя – обретешь. 

Нет куполов, глаза слепящих.
Их лихолетием снесли.
На кирпичах кровоточащих
Березки рощей проросли. 

И на развалинах Святыни
Из тьмы безверия ночи
Ввысь вознеслись из Храма к сини
Осинки словно две свечи. 

Года идут неумолимо,
Пыля среди могильных плит.
Дух Преподобного незримо
Над тишью пустыни парит. 

Не удается жить «попроще»…
Мы без корней не проживем.
Святою верой святы мощи
Мы в душах вскоре обретем. 

А со Святым соприкоснувшись,
Сверкнут в сердцах Любви лучи.
Из забытья, как бы очнувшись,
Забьют обители ключи. 

Остатки туевой аллеи –
Следы послушников трудов –
Введут равненьем зеленея,
По своды храмов тех годов… 

В раздумной грусти листопада
Горит судьбе наперекор,
Как негасимая лампада,
Багряной осени костер. 
Свято-Благовещенская Никандрова
мужская пустынь. Октябрь 2000 

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК МОНДАРИЙ 

Свернув в Маяково направо,
Пройдя верст пять так до креста,
Ты поразишься, друг мой, право,
Какие чудо здесь места! 

Здесь красота окрест такая,
Что сердце в раз в полон возьмет.
Здесь исподволь, не замечая,
Душа стихами запоет. 

И от креста совсем не много,
Где Солпековский хутор был,
Правей еще пойдет дорога
Через бревенчатый настил. 

Там лес, как в царстве Берендея,
Седыми космами оброс.
По той дороге, что правее,
В конце пути лежит погост. 

За тонкой пленкою тумана
Виденьем дивной красоты
Глазам откроется поляна,
Услышат уши плеск воды. 

Узришь, как стежками петляя,
Словно парчовый поясок,
Поляну плавно обрамляя,
Бежит в теснинах ручеек. 

Погост песком пересекая,
По косогору чрез мосток
Сведет тропинка, вниз сбегая,
На небольшой в хвое мысок. 

Где ели в вечности застыли
И ветви накрепко сплели –
Там ключ кипун огромной силы
Бьет с сердца матушки-земли. 

В ручье, как будто отдыхая,
Мрачнеют камни – валуны.
Волшебной силой обладая,
Резвятся грозно буруны. 

Сруб в виде ладного колодца,
А в нем ступенечки до дна.
Здесь сердце как-то тише бьется.
Кипит вода, что холодна. 

Крест на углу стоит купели…
Не сразу сыщутся слова,
Где вековые стынут ели,
И в землю вгрызлись жернова. 

Чуть-чуть поодаль от купели,
Почти что возле ручейка,
Впритык к огромной старой ели
Лежит широкая доска. 

Когда окрест лежат сугробы
Или когда палящий зной,
Здесь оставляются хворобы
В воде холодно-ледяной. 

Здесь обретаются надежды
Во исцеленье. На стволах
Узлом завязаны одежды
На близлежащих деревах. 

Над чистотой воды проточной
Струится света чистота.
Святой земли – святой источник!
Святые псковские места! 

Автор: Степанов Владимир Яковлевич - член Союза писателей России, полковник, кандидат военных наук, член-корреспондент Российской Академии геополитических проблем. 

Большое счастье — жить на Псковской земле — земле святынь, где благодаря великому подвигу и молитв наших святых, Бог, в помощь нам немощным, показывает свою благодать, дает возможность ощутить Его милость, получить исцеление телесное, а кто достоин, то и духовное. Свято-Благовещенская пустынь ждет своих паломников!

 Читать в ЭБ:



Евгений (Болховитинов Е. А.)
Описание Благовещенской Никандровой пустыни : Репродукция оригинальной книги Болховитинова / Евгений (Болховитинов Е. А.), 2005. - 38 с.

Серебрянский Николай Ильич
О редакциях жития преподобного Никандра Псковского / Серебрянский Николай Ильич / [соч.] Н. Серебрянского. - [Санкт-Петербург] : О[бщество] л[юбителей] д[ревней] п[исьменности], 1904. - 58 с. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi.

Литература: 

  1. Жизнь и подвиги преподобного отца нашего Никандра, Псковского пустынножителя и чудотворца / Никандр Псковский; Васильев Виктор Александрович / [сост. В. А. Васильев]. - [Б. м.] : Издание Свято-Благовещенской Никандровой пустыни, 2007. - 255 с., [4] л. цв. ил., портр., факс. 
  2. Охотникова Валентина Ильинична. Псковская агиография XIV-XVII вв. : исследование и тексты : в 2 т.. Т. 2 : Жития преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского : (исследование и тексты) / Охотникова Валентина Ильинична / Российская акад. наук, Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин (ДБ), 2007. - 771 с. - Библиогр. в подстроч. примеч. . -ISBN ISBN 978-5-86007-542-9; 978-5-86007-546-6 
  3. Никандрова пустынь : житие и чудеса преподобного Никандра, Псковского пустынножителя и чудотворца, краткий очерк истории обители преподобного Никандра / [текст Виктора Васильева]. - [Изд. 5-е, испр. и доп.]. - Москва : Свято-Благовещенская Никандрова пустынь, 2010. - 111, [1] с. : ил., портр., факс. - Библиогр. в подстроч. примеч. 
  4. Татьяна Кухальская. Спастись и в разум истины прийти. Тайны Никандровой пустыни // Вертоград - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pskov-palomnik.ru/index.php?com=pages&page.. (Дата обращения: 26.02.2018) 
  5. Преподобный Никандр пустынножитель, Псковский чудотворец (1581) // Храм святителя Василия Великого - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hramnagorke.ru/links/101/1835/ (Дата обращения: 26.02.2018) 
  6. Преподобный Никандр Псковский// Крестобогородский храм - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://krestobogorodsky.ru/prepodobnyj-nikandr-pskovs.. (Дата обращения: 26.02.2018) 

Голубева А.

Сего Дня

27 ноября 1192 года

27 ноября 1192 года

Были обретены и перенесены в Троицкий собор честные мощи святого князя Всеволода-Гавриила, где они п...

27 ноября 1470 года

27 ноября 1470 года

Посол из Москвы. В Псков прибыл посол великого князя Московского боярин Селиван. В задачу посла...

27 ноября 1897 года

27 ноября 1897 года

Открытие амбулатории в Пскове. В Пскове при Общине сестер милосердия на углу Губернаторской (Не...

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru