Аршакуни Ольга Константиновна

«Любовь вершила чудеса...»: об архитекторе и  художнике Ольге Константиновне Аршакуни

arshakuni psk 01013 июня 2023 г. - 115 лет со дня рождения Ольги Константиновны Аршакуни (13 июня 1908, с. Рождественно, Санкт-Петербургская губ. – 5 августа 1991, Псков), архитектора, художника, супруги и хранителя трудов Юрия Павловича Спегальского. Именно благодаря ей в Пскове создан и работает музей-квартира Ю. П. Спегальского. 

Ольга Константиновна Аршакуни — не псковичка по происхождению, однако Псков для нее стал родным городом, городом ее судьбы. Счастливой судьбы.

Она родилась в селе Рождествено Петербургской губернии 13 июня 1908 года в семье мастера кузнечного дела Константина Ивановича Крылова. С раннего возраста интересовалась рисунком и живописью. В 1930-м году сдала экзамены и поступила в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств СССР, закончив его в 1939 году по специальности архитектор-художник. С 1940 года — член Союза архитекторов страны, в том же году вышла замуж за скульптора П. А. Аршакуни.

Но их счастье длилось недолго, и виной тому — война. В первые дни войны муж погиб на фронте, а в дни блокады умерла ее единственная дочь. Жизнь самой Ольги Константиновны, как и многих других архитекторов – членов Союза архитекторов СССР, в блокаду была сохранена благодаря заботам Правления Союза архитекторов СССР. А еще -  Юрию Павловичу Спегальскому...

«Это было в блокадном Ленинграде. У Ольги Константиновны уже погиб муж, летчик, и от голода умерла маленькая дочь Лизонька. Она тоже умирала от голода и упала в обморок на улице, где её подхватил Юрий Павлович. Он без устали носился по Ленинграду и снимал колокола с храмов, без страховки залезая на крутые крыши – он укрывал убранство города, чтоб в конце войны поднять всё из убежищ на прежние места. Он-то и принес Ольгу Константиновну в архитектурные мастерские, не дав ей погибнуть, а после она стала его женой. Это была самая настоящая любовь. С таким же энтузиазмом и любовью он восстанавливал послевоенный Псков. А как он по камушку перебирал руины церкви Успения Богородицы с Пароменья, чтоб найти серебряного голубя, венчавшего крест. И нашел-таки!», - вспоминает преподавательница русского и литературы ПТУ № 7 Зоя Михайловна Кочегарова (г. Псков).

Вторая встреча с Юрием Павловичем произошла летом 1942 г. у стен Александро-Невской лавры. В это время О. К. Аршакуни работала в составе бригады архитекторов-инспекторов и занималась обмерами и зарисовками архитектурных памятников Ленинграда. «Новым моим заданием, – вспоминала она, – было исследование надвратной церкви и ее ограды в Александро-Невской лавре… Помощник спустился буквально с неба, и его необычайная внешность поразила мое воображение… Он был одет в рабочий спецкостюм защитного цвета, грудь перетягивали широкие ремни, на которых были прикреплены металлические карабины и прочие принадлежности верхолаза… Неожиданный пришелец – это был Юрий Павлович Спегальский, – узнав, чем я занимаюсь, пошел вдоль каменной ограды и с удивительной легкостью отыскал следы ворот, спрятанных под толстым слоем штукатурки, старую кладку стен. Для него, казалось, не составляло труда читать каменную книгу, раскрытую перед ним».

Аршакуни и СпегальскийОсенью того же года Ю. П. Спегальский впервые пригласил О. К. Аршакуни к себе в гости на Съезжинскую улицу. «В этот памятный для меня вечер 17 ноября 1942 г., – вспоминала Аршакуни, – он посвятил меня в свои думы, тревоги и надежды, мечты и планы. Еще шла война, конца которой не было видно, а он уже мечтал широко и вдохновенно».

Действительно, встреча Аршакуни и Спегальского в блокаду была ниспослана судьбой. Действенная, неугасимая любовь Юрия Павловича к Пскову вернула Ольгу Константиновну из почти небытия к жизни, а Юрий Павлович нашел в ней не только будущую жену, но уже тогда близкого друга, готового разделить его любовь к Пскову – городу, который она только что узнала по его рассказам и рисункам. А в 1944 году лично познакомилась с ним, посвятив себя восстановлению его исторических памятников после фашистской оккупации.

«Моя первая встреча с Псковом произошла в 1944 году, вскоре после изгнания фашистов, - писала она, - До этого я знала Псков только по фотографиям и рассказам о нем Юрия Павловича, глубоко любившего свой родной город. Из рассказов Юрия Павловича в моем воображении возникал необычайно светлый и радостный образ этого города. Юрий Павлович говорил, что над Псковом небо бывает только синее, синее c легкими прозрачной белизны облаками, и что такого неба, как в Пскове, никогда не бывает над Ленинградом. И вот передо мной Псков, израненный, опаленный огнем пожарищ войны. Над городом тяжелое серое небо. Идет дождь. Вокруг обгоревших, обуглившихся до черноты деревьев с беспокойными криками мечутся стаи черных птиц. Мы с Юрием Павловичем бродим по городу весь день. Неоднократно возвращаемся на те же места и к тем же памятникам, возле которых он останавливается и долго и пристально всматривается в их израненные стены. Вернулись и в Кремль. Отсюда, с высокого холма, открывался взору весь город, окутанный пеленой дождя, серый от копоти и пепла и ... прекрасный в своем суровом и торжественном величии...».

Освобожденный Псков. О. АршакуниВпервые приехав с мужем в его родной разрушенный город, она создает целый ряд серий рисунков, офортов и автолитографий на общую тему: «Памятники архитектуры города Пскова, разрушенные немецкими фашистами» (1944 год). Одна из этих серий рисунков опубликована в начале 1946 года в черно-белых открытках, что, безусловно, способствовало решению проблем восстановления памятников архитектуры Пскова по реконструкциям, выполненным на основе научных исследований Ю. П. Спегальского. Две другие – приобретены и хранятся в Государственном Русском музее в Ленинграде. 

О замысле работы Ольга Константиновна писала: «В задуманной мной серии рисунков памятников псковского зодчества, разрушенных врагами, мне хотелось передать свое ощущение боли, которую я испытывала перед жестокостью и поруганием над великой духовной культурой русского народа. Мне казалось, что и сами памятники, и природа, окружая их, кричат от боли. Обуглившиеся, искореженные сучья деревьев напоминали человеческие руки с обрубками обожженных, изуродованных пальцев, заломленных, словно в муках, и распростертых к небу. А небо было тусклое, серое, сплошь укутанное темной слезной пеленой дождя. Но на этом мрачном фоне Псков - этот прекрасный русский средневековый город, раскрылся для меня как-то по-особенному глубоко и сильно. Я невольно повторяла слова Юрия Павловича, сказанные им сразу после того, как он вступил на родную землю: «Велики значение Пскова и заслуги его перед Русской землей. Древний город Псков и в годы Великой Отечественной войны, переносивший страшное порабощение и не согнувшийся, разграбленный и не потерявший своей красоты - должен быть для нас одним из символов нашей несокрушимости»».

Очень важной вехой в ее судьбе стала работа в Государственной инспекции по охране памятников (1942 г.), ведь она является одним из авторов памятника С. М. Кирову, установленного у Кировского завода в Ленинграде. В 1943 году совместно с известным ленинградским архитектором Я.И. Рубанчиком она выполнила архитектурное оформление Ледовой трассы («Дорога жизни»). Ольга Константиновна награждена медалью «За оборону Ленинграда». 

1946 год — счастливый для Ольги Константиновны: она выходит замуж за Юрия Павловича Спегальского – исследователя древнерусского зодчества, архитектора-реставратора, организатора и руководителя первой проектно-реставрационной мастерской в городе Пскове.

Псков был для Юрия Павловича «идеальным местом Земли. В этом чувстве слились образы детства, и первые эстетические потрясения, и первые интеллектуальные поиски. Вся последующая творческая жизнь Спегальского проходила под знаком Пскова. Псков наградил его серьёзным и углублённым отношением к жизни, к людям, к зодчеству. Он всем существом переживал материальную силу и устойчивость псковского средневековья, осознанного как национальный образ, утраченный в XX веке. Он жил этим образом, следуя ему в личной жизни и в быту. Романтически любил одну женщину, свою жену Ольгу...».(Ирина Голубева, статья «Отверженный провидец», опублик. в газете «Псковская губерния»).

Всестороннее и глубокое раскрытие архитектуры как цельного, жизненного организма – то, чему посвятил Спегальский свою жизнь и над чем работал. Он учил разбираться в архитектуре тех, кто ее делает – и рабочих строителей, и инженеров, и художников. Все его стремления, замыслы, падения и успехи разделяла с ним Ольга Константиновна. Они являли собой поистине творческий, гармоничный союз. Умные, честные, полные идей и планов.

arshakuni2Ольга Константиновна принимала деятельное участие во всем, чем занимался супруг. Помогала ему графически оформлять проекты реставрации, полностью разделяя его научную концепцию архитектурных заповедных зон города и проблем реставрации отдельных памятников древнего псковского зодчества. Она детально разбиралась в научно-исследовательской и практической реставрационной работе мужа, что помогло ей подготовить для публикации многие труды Юрия Павловича. Талантливо и профессионально интерпретировала материалы исследований Ю. П. Спегальского, издав в 1975 году книгу «Гражданская архитектура Пскова», а в 1976 году статьи мужа под общим названием «Народное зодчество Пскова». Одна из ее последних работ - книга-воспоминание о муже «Предчувствие».

Книга «Народное зодчество Пскова» рассказывает нам о Пскове, как одном из богатейших и интереснейших центров русской культуры, городе-хранителе памятников самобытной архитектурной школы, рожденной талантом народных мастеров. Автор во всей полноте художественного слова раскрывает читателю творческое и художественное наследие Ю. П. Спегальского, затрагивая те материалы реставратора, ценность которых со временем только возрастает. Книга богато иллюстрирована чертежами, рисунками, цветными фотографиями 

В основу книги воспоминаний о Ю. П. Спегальском «Предчувствие» легли сохранившиеся документальные материалы: доклады, публицистические выступления, автобиографические записки и письма Ю. П. Спегальского.

«Я назвала свои воспоминания «Предчувствие» потому, что Юрий Павлович Спегальский предчувствовал свой дар, свое назначение, - писала Ольга Константиновна, - Это питало его веру в то, что он делает единственно важное, назначенное ему судьбой дело. В своих воспоминаниях о Юрии Павловиче я не претендую на последовательный рассказ о его жизни и творческой деятельности. Мне хотелось лишь сколько-нибудь осветить его мировоззрение, его позиции по отношению к некоторым вопросам народной культуры прошлого, показать, как складывались его эстетические взгляды и воспитанное им в самом себе творческое отношение к труду. А, главное, попытаться воссоздать образ человека высоких духовных целей и помыслов, творческого видения, отдавшего себя идее служения своему Отечеству, служения людям. В этой книге Ю. П. Спегальский предстает как удивительно целостная личность, последовательный и принципиальный исследователь, имеющий четкую гражданскую позицию и просто добрый и надежный человек».

Эти книги — не единственное, что создала Ольга Константиновна в память о муже. Главная ее заслуга — создание Мемориального музея-квартиры им. Ю. П. Спегальского в Пскове. Она посвятила свою жизнь служению делу и памяти мужа. Как же ей удалось создать музей, ведь это очень кропотливо, трудно, порой невозможно? Обратимся к ее воспоминаниям... 

открытие музея

17 января 1969 г. Юрий Павлович скоропостижно, неожиданно скончался... Для Ольги Константиновны это был удар. И пережить боль утраты ей помогли те, кто знал и любил Юрия Павловича, и, в первую очередь, Дмитрий Сергеевич Лихачев, коллеги Ю. П. Спегальского из Института археологии и псковские писатели.

В одном из писем Д. С. Лихачев писал Ольге Константиновне: «Все мы рано или поздно умрем. Ю.П. Не мог умереть дряхлым стариком, он из тех, что умирают на работе, на своем посту. Он умер, борясь. И эта смерть — славная и красивая — была ему на роду написана... Он всегда хотел вашей радости. Да всем он хотел радости — поэтому и красоту старую любил, сам-то он о былой псковской красоте не горевал, а радовался тому, что такая была, и всем хотел открыть эту красоту. Поэтому не нарушайте его завещание... Старый Псков и в своих произведениях он изображал не разрушенным, а живым, воскресшим. Переборите, пожалуйста, себя. Ваше положение худо тем, что Вы остались одна. Но ведь так и должно было быть: либо он должен был остаться один, либо Вы. Остались Вы. Для Вас хуже, но ведь для Юрия Павловича лучше? Несите свое горе легко...».

Аршакуни

И тогда Ольга Константиновна будто воскресла: «Несите свое горе легко...!». Я познала значение этой глубокой мудрости и нашла высокую цель в жизни. Я нашла ее в стремлении продлить духовную жизнь любимого человека, чтобы был слышен его живой голос, чтобы продолжали жить мысли и чувства в его трудах, которые должны увидеть свет. Чтобы умные, добрые люди услышали в них биение его живого сердца! С этого я и начала свою третью жизнь. Жизнь без него, но с ним».

музей СпегальскогоОна создала Мемориальный музей-квартиру им. Ю. П. Спегальского в Пскове и посвятила свою жизнь служению делу и памяти мужа. В этом, несомненно, и проявляется ее подвижничество. Днями и ночами она разбирала его архив и одаривала близких ей людей его фотографиями, литографиями, пока не получила от Д.С. Лихачева письмо, в котором тот писал: «Зачем Вы так щедры? Вам надо все это сохранить для Псковского музея»… И уже 3 марта 1970 г. О.К. Аршакуни заверяет у нотариуса щедрый подарок для Псковского музея - «Завещание на библиотеку Ю.П. Спегальского, печь и предметы прикладного искусства Псковскому музею». 

Три долгих года, полных упорного труда, понадобилось Ольге Константиновне, чтобы, наконец, открыть музей. Открытие состоялось 2 декабря 1986 года. Она была счастлива! Кропотливый труд над обработкой трудов Юрия Павловича, экскурсии в музей, написание очередных книг и статей давали ей силы ещё почти пять лет служить делу своего мужа.

«Труд, Труд, Труд и огромное Вдохновение, и Любовь к жизни, к Пскову, к человеку. Это удивительная гармония, драгоценное сочетание увлечений Ю.П. Спегальского и хранителя памяти о нем О.К. Аршакуни, вдохнувшей в музей душу живую», - вот то, что составляет сегодня величайшую культурную ценность для Пскова.

Псков. Гремячая башня. Ансамбль архитектурных...
Псков. Гремячая башня. Ансамбль архитектурных памятников XIV-XVII вв.
Псков. Кремль.
Псков. Кремль.
Псков. Рождественский собор Снетогорского мон...
Псков. Рождественский собор Снетогорского монастыря

В поэме Л. И. Малякова, посвященной Ю. П. Спегальскому, «Поэт древнего Пскова» мы находим такие стихи:

Портрет Ю.П. Спегальского руки О.К. Аршакуни. 1944 г., Псков, Карандаш, бумагаО сила слова, Божий дар!
В свое поверив назначенье,
Она пережила удар,
Освободясь от заточенья.

Как ценный клад, его архив –
Наброски, чертежи, записки
Перебирала. Сил прилив
Брала в общеньи с самым близким.

И убеждалась: жизнь его,
Как свет звезды угасшей, светит.
Хотелось более всего,
Чтобы труды народ заметил.

Любовь вершила чудеса:
Из года в год его творенья
(Пошла удачи полоса)
Являли Пскову откровенья.

Издание альбома, книг –
Потомку дар. Бери на счастье!
Дай Бог, чтоб истину постиг
И в деле проявил участье.

Найдя поддержку у властей,
Музей Спегальского открыла.
И даже женщин-недрузей
Любовью к мужу покорила.

Ее поддерживал Господь:
Пред ним предстала, словно дева,
Спегальского душа и плоть,
Как из ребра Адама - Ева.

Ей виделось, как он парит,
Преодолев сопротивленье
Земли и власти.
Он творит
И дарит веру поколеньям.

Истинно так. Своей жизнью Ольга Константиновна Аршакуни сумела сохранить самое главное — память о Юрии Павловиче Спегальском, как человеке высоких духовных целей и помыслов, творческого видения, человеке, отдавшем себя идее служения своему Отечеству, служения людям. И как ни удивительно, жизнь Ольги Константиновны явилась не менее ярким примером такого же подвижнического труда. 

Литература: 

  1. Аршакуни Ольга Константиновна. Народное зодчество Пскова : архитектурное наследие Ю. П. Спегальского / Аршакуни Ольга Константиновна / [предисл. Ю. С. Ушакова]. - Москва : Стройиздат, 1987. - 197, [1] с. 
  2. Аршакуни Ольга Константиновна. Предчувствие: Воспоминания о Юрии Павловиче Спегальском / Аршакуни Ольга Константиновна - Л. : Лениздат, 1987. - 206с.,1л.портр . 
  3. Аршакуни Ольга Константиновна. Гражданская архитектура Пскова : поо материалам исслед. Ю.П. Спегальского ["Пск. кам. жилые здания ХVII в."] / Аршакуни Ольга Константиновна - Л. : Лениздат, 1975. - 128 с. - Список лит.: с. 127 (15 назв.). - Список лит. в примеч.: с. 126 (11 назв.) . 
  4. Аршакуни Ольга Константиновна. "Псков притягивает меня..." : письма О. К. Аршакуни - С. А. Цвылёву (1951-1958 гг.) / Аршакуни Ольга Константиновна , Цвылев Сергей Александрович; Киселева Елена Григорьевна / ГБУК "Псков. обл. универс. науч. б-ка", Отд. краевед. лит. ; [сост. Е. Г. Киселева ; гл. ред. В. И. Павлова]. - Псков : Псковская областная универсальная научная библиотека, 2017. - 75 с. 
  5. Аршакуни, О. Повесть о 30-х годах: из автобиографических записок О. К. Аршакуни / публ. подгот. Ж. Аракчеева, зав. музеем-квартирой Ю. П. Спегальского. К 90-летию О. К. Аршакуни// Псковская правда. - 1998. - 7 авг. 
  6. Кочегарова, З. М. Она была достойна своего мужа / З. М. Кочегарова // Псков : Памяти Юрия Павловича Спегальского. 1909-1969: сб. ст. - Псков, 1999. - С. 107-110. 
  7. Кузьменко М. А. К истории создания и деятельности Мемориального музея-квартиры Ю. П. Спегальского. - Псков №36 2012. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ind.pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ps36/p.. (Дата обращения: 16.10. 2017). 
  8. Кузьменко М. Безграничная любовь. Слово ленинградских реставраторов о Юрии Павловиче Спегальском и Ольге Константиновне Аршакуни // Псковская губерния : [сайт] / № 34 (656) от 04 сентября — 10 сентября 2013 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gubernia.pskovregion.org/number_656/05.php (Дата обращения: 18.10. 2017). 
  9. Кузьменко М. А. Биографическая справка о жизни и творчестве Аршакуни Ольги Константиновны // Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник [сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://museum.pskov.ru/pskovoldmodern/kusmenko_m/kuz7 (Дата обращения: 17.10. 2017). 
  10. Матвеев Евгений. Земной поклон. // Псковская губерния : [сайт] / № 22 (391) от 04 июня — 10 июня 2008 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gubernia.pskovregion.org/number_391/08.php (Дата обращения: 17.10. 2017). 


Материал подготовила Голубева А.

Сего Дня

27 ноября 1192 года

27 ноября 1192 года

Были обретены и перенесены в Троицкий собор честные мощи святого князя Всеволода-Гавриила, где они п...

27 ноября 1470 года

27 ноября 1470 года

Посол из Москвы. В Псков прибыл посол великого князя Московского боярин Селиван. В задачу посла...

27 ноября 1897 года

27 ноября 1897 года

Открытие амбулатории в Пскове. В Пскове при Общине сестер милосердия на углу Губернаторской (Не...

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru