Васильев Виктор Иванович

«Главное – оставаться человеком»: к 80-летию со дня рождения писателя Виктора Васильева

Виктор Васильев7 апреля 2019 г. исполняется 80 лет со дня рождения Васильева Виктора Ивановича – псковского поэта, прозаика, автора книг «Просёлок» (1988), «Пускай живут...» (1990), «Неведомая тропа» (1995), «Проклятая радость» (1995), «Золотой дождь» (1996), «Я» (1996), «Аорта» (1998).

В литературных кругах Виктор Васильев известен еще как Виктор Торопчанин. Имя не случайное: писатель родился 7 апреля 1939 г. в селе Покровское Торопецкого района Калининской (ныне Тверской) области, которое знаменито тем, что в нём произошли события, описанные А. С. Пушкиным в повести «Дубровский».

Там же, в Торопце, Виктор Иванович окончил среднюю школу, затем, в 1961 году - Даугавпилсское военное авиационное училище, служил в рядах Советской Армии до 1971 года.

Первый художественный опыт был опубликован в армейской газете в 1962 году. Затем Виктор перестал писать совершенно, и вернулся в литературу лишь в 1981 году, уже проживая в городе Пскове.

Здесь же в 80-90 гг. небольшими тиражами вышли его книги: в 1988 г. появилась книга прозы «Проселок», затем, спустя два года - «Пускай живут...», в 1995 году - «Неведомая тропа». С 1995 года у писателя один за другим выходят поэтические сборники – «Проклятая радость» (1995), «Золотой дождь» (1996), «Я» (1996), «Аорта» (1998). В 1997 году был принят в Союз писателей России.

Умер осенью 2004 г.

По сути – это вся официальная информация, которая известна о биографии Виктора Васильева. Что же это был за человек? В главе «Родники» из повести «Цена Праведного Слова» Василия Овчинникова мы находим попытку воссоздания живого, настоящего образа писателя: «Выходец из русской деревни, рыбак, охотник, Виктор с природой «на ты». Не в смысле покорителя и преобразователя, но в смысле доброго и мудрого пользователя и хранителя». И далее: «Книжки Виктора, сначала тоненькие, по самому дешёвому варианту, за свой счёт, затем потолще, - появился «спонсор», - в твёрдой лаковой обложке. Тиражи триста, от силы пятьсот экземпляров. Стихи, проза. Природа, человек. Виктор осознаёт, что он не бестселлеры пишет. Охотников маловато на серьёзное чтение. Да и кого из местных, Псковских сейчас широко читают? Главное, чтобы было. Время покажет».

vasiliev V 004 vasiliev V 003

Человек выдержанного характера и твердой жизненной позиции, Виктор Васильев, посвятил свое творчество традиционным темам русской литературы – родной природе, деревне, русской душе, и шире - вечным вопросам человеческого бытия – добру, милосердию, радости жизни и неизбежности смерти.

Удивительно его художественное слово: даже в прозе чувствуется дыхание лирической души, настолько мастерски писатель вырисовывает пейзажи, детали, перипетии сюжета.

«Быль» - читаем подзаголовок к рассказу «Медаль» о судьбе Василия Акимова, который в возрасте пяти лет на войне получил медаль «За Отвагу», и сейчас, будучи уже взрослым человеком, надеялся в отделении социальной защиты получить льготы. Сюжет незамысловатый – обычный случай из жизни. Но рассказ потрясает - построенный на воспоминаниях уже взрослого героя, он показывает обнаженную правду прогремевшей войны глазами ребенка: «В сумбуре ясно и туманно начало припоминаться Василию давно ушедшее. ... До изнеможения душно. Мать прижимает Васятку к себе так крепко, что слышен глухой стук её сердца. При каждом взрыве, как люлька, вскачивается погреб. Немцы бомбили станцию. А пасмурным утром они видели наших: небритые щёки… виноватые взгляды воспалённых глаз… разорванные грязные полы шинелей, отодранные рукава… отступали... И опять погреб. Взрывы, грохот, пальба. Васятка, обхватив трясущимися ручонками потную шею матери, кричит: «Мамочка, пойдём, где не стляляют!..».

Болью пронизаны воспоминания Василия, но еще тяжелее сознавать, что в настоящем его медаль и  его отвага – не имеют ни ценности, ни должного внимания: «Вот если бы вы имели, к примеру, «За доблестный труд», - сказала сотрудница, раскрыв папку, - то льготами пользовались бы... А так, - развела она руками, - ни в одном постановлении медаль «За отвагу» не фигурирует, вы же были несовершеннолетним. Зажав в руке паспорт и удостоверение, Акимов неторопливо шёл по тротуару…».

Освещая тему «ребенка на войне», Виктор Васильев обращает внимание читателя на социальные и общечеловеческие проблемы уже современного ему общества, и показывает, что одной из его самых страшных бед является человеческое равнодушие. В этом смысле его «быль», действительно, становится историей настоящего, поскольку своевременно обращает каждого из нас к голосу нашей совести.

Открывая рассказ-миниатюру «Сиротство», повествующий о брошенном коте, оставшемся в холодном доме после смерти хозяйки, бабки Анисьи, и ищущем тепла и уюта у людей, мы сталкиваемся с историей, рассказанной глазами маленького Пушка, и, казалось бы, довольно обычная история, каких тысячи, как в жизни, так и в литературе. Но нет – Виктор Васильев и здесь выводит сюжет на некий, небытийный уровень, и тогда мы понимаем, что ожидание любимой хозяйки, которое составляет суть жизни пушистого комочка, не что иное, как ожидание вечности каждым из нас - вне соизмеримости времени и пространства.

Сиротство

Или другое произведение – повесть «Неведомая тропа» - о нелегкой жизни семейства хищных рысей, вынужденных скитаться в поисках пищи и обреченных на исчезновение – по глупости и жестокости людей. Фрагментарно выстраивая повествование, автор будто дает нам время на размышление – о значимости и быстротечности жизни, о ценности тепла и сердечного участия, о милосердии, наконец. Вечные ценности нашего существования показаны сквозь призму жизни животных, но, по сути, повесть – о человеке, его силе и слабости, гордости и тщеславии, трусости и жестокости. И, конечно, о вечности природы, в которой все закономерно: «На краю лесосеки в порывах ветра тяжело поднимает суки с темно-зеленой хвоей громадная ель. Надежно хранит это величественное дерево в закромах-шишках семена до ранней весны. Пригреет солнце. Раскроются крышки-чешуйки, вылетят, запорхают семена-мотыльки. А в них жизнь – новая жизнь леса. И в этот новый лес придет ли другое потомство, чтобы продолжать род лесных кошек, как это было издревле в когда-то богатых зверьем, птицей и рыбой в наших лесах».

Неведомая тропа

Слова Виктора Васильева обращены в будущее – что ждет человека, бесследно уничтожающего природу? Каков итог и возмездие? Эти риторические, по сути, вопросы наводят на глубокие размышления каждого, неравнодушного к окружающей жизни, читателя. А гуманистическая, созидающая философия писателя возвращает нас мысленно к нашим истокам, когда первостепенно важными были ценности простого человеческого счастья.

Сквозняк ушел, и снова тихо
В забытом всеми старом доме,
И вновь на старенькую пихту
Сквозь окна смотрит домовенок.
Седой с рожденья, вспоминает,
Как под окном смеялись дети,
Как в печке зрели караваи
До тихой бабушкиной смерти…

(Из стихотворения «Рассвет застыл»)

Поэзия Виктора Васильева также полна многогранности смыслов – за легкими, порой парящими в невесомости строками, мы слышим вдумчивый голос тонкого лирика, обращенный к сердцам зрящих читателей.

«Имеющий уши, услышит, кому дано понять - разберётся. Время всё расставит по местам. Суета отойдёт,  вечному  - жить», - говорит Василий Овчинников. Истинно так – знаменательная дата биографии Виктора Васильева расставляет важные точки – его творчество сегодня актуально, как никогда. Силой своей гуманности, оно обращено к читателю неравнодушному, совестливому, думающему. Глубиной своей мудрости – в будущее, поскольку мировоззренческие ценности всегда будут неизменны: добро всегда останется добром, справедливость - справедливостью, счастье – счастьем. Главное – оставаться человеком.

Литература:

  1. Васильев Виктор. Неведомая тропа// Скобари: сб. произведений псков. писателей / [сост. А. А. Бологов; ред. С. В. Молева]. - Псков: Отчина, 1995. С. 44 – 57.
  2. Васильев Виктор. В краю родимом: Сиротство, На Каменке, Грибник// Звучание свирели : [литературный сборник Объединения Псковских писателей / сост. В.М. Мухин]. - Псков : [б. и.], 1998. С. 87-99.
  3. Васильев Виктор. Рассвет застыл – стихи//Скобари: альманах псковских писателей. Вып. 6 / [сост. А. А. Бологов, И. В. Иванов; ред. И. О. Исаев]. - Псков: Псковская областная типография, 2011.С. 15-17.
  4. Торопчанин Виктор. Медаль // Этот день мы приближали, как могли / Смолькин Игорь Александрович: писатели Псковщины о войне и победе / [Псковское региональное отделение Союза писателей России; гл. ред. И. Смолькин]. - Псков: [б. и.], 2015. С. 268 – 272.
  5. Васильев Виктор Иванович. Золотой дождь: стихи и миниатюры / Васильев Виктор Иванович - Псков : [б. И.], 1995. - 32 с.
  6. Васильев Виктор Иванович. Я: стихотворения / Васильев Виктор Иванович - Псков : [б. и.], 1996. - 32 с.
  7. Васильев Виктор Иванович. Аорта/ Васильев Виктор Иванович - Псков; Торопец : [б. и.], 1998. - 194 с.
  8. Васильев Виктор Иванович. Проклятая радость : стихи поры Золотой Розы / Васильев Виктор Иванович / Виктор Васильев. - Псков : [б. и.], 1995. - 29, [1] с.

Голубева А.

Сего Дня

25 ноября 1477 года

25 ноября 1477 года

Новый князь. В Псков от великого князя Московского приехали гонцы Юшко Иванович и Василий Бешен...

25 ноября 1875 года

25 ноября 1875 года

(13 ноября ст. ст.) В семье псковского купца родился Эдуард Александрович Гермейер. Псковский а...

25 ноября 1884 года

25 ноября 1884 года

Художественная школа скоро откроется. Комитет по наблюдению за рисовально-техническими классами, соз...

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru