Псковская лепная керамика

керамикаПсковские керамические изделия славились издревле своей оригинальностью и простотой исполнения. Псковичи не изукрашивали ажурными красивыми орнаментами свою бытовую глиняную посуду, часто они использовали обычный бегунок, треугольный орнамент, змейку и круговые петельки. Посуду во время обжига часто чернили. Для этого перед 2-м обжигом в муфельной печи подготавливали поверхность глиняного изделия: смачивали его молоком, давали просохнуть и ставили вторично на обжиг. Посуда чернилась и изнутри. Молоко выгорало, и поверхность сосуда становилась чёрной. В чернёных крынках очень хорошо хранились молочные и некоторые другие продукты.

Часто крынки, горшки и другие сосуды оплетались полосками из бересты, лыка, для большей сохранности: так посуда, используемая часто в быту, меньше повреждалась.

Особый интерес представляют для специалистов и просто посетителей музея псковские печные изразцы, бережно сохраняемые и воссозданные по лепным эскизам архитектора и художника-реставратора Ю.П. Спегальского, работавшего в восстанавливающемся Пскове после Великой Отечественной войны. Он же делал прориси псковских керамид.

  • psk_keramika_003
  • psk_keramika_004
  • psk_keramika_005
  • psk_keramika_006
  • psk_keramika_007
  • psk_keramika_008
  • psk_keramika_009
  • psk_keramika_010
  • psk_keramika_011
  • psk_keramika_012

Многие псковские лепные изразцы находят своё повторение в архитектурных ансамблях Подмосковья (Новый Иерусалим, близ Истры, собор Воскресения Христова, храм св.равноапостольных царя Константина и матери его Елены; Свято-Пафнутиев Боровский монастырь, Николо-Вяжищенский монастырь. Новый Иерусалим. Собор Воскресения Христова

Новый Иерусалим. Собор Воскресения Христова

Керамические изразцы новгородского Николо-Вяжищенского монастыря

Керамические изразцы новгородского Николо-Вяжищенского монастыря

 

Венчик чернолощеной керамикиПсковская глиняная игрушка, в экспозиции нашего музея представлена немногими сохранившимися образцами: свистульками, куклами и старинными оберегами. Все эти образцы были найдены, в основном, при археологических раскопках, а так же подарены музею из частных коллекций.

Псковский музей-заповедникМногие фрагменты в экспонатах утрачены, но мысленно воссоздать первоначальный их облик несложно, для этого представим, что мы оказались в лепной мастерской художника.

Для того, чтобы начать лепить, необходимо отмучировать сухую глину. В этом деле мы новички, посмотрим, как это делает мастер. Глина распределяется на небольшие куски, затем каждый из них дробится в холщевом мешке деревянным молоточком в порошкообразную смесь. Полученную смесь просеивают через крупное сито во избежание попадания в состав будущего пластичного материала камушков, которые при последующем обжиге могут разорвать изделие, образуя сколы.

Следующим этапом будет замес глины, который весьма не лёгок. В полученный порошок маленькими порциями добавляется вода, визуально надо следить, чтобы смесь получилась более-менее однородной. На некоторое время растворенную глину следует оставить (в течение нескольких часов) закрыв сосуд клеенкой, подождав, пока она достаточно впитает в себя влагу. После чего хорошо вымесить, устранив сгустки и комки. Для лепки материал пригоден, если глина хорошо отстаёт от рук. Посуду лучше лепить ленточным способом. Если под рукой нет гончарного круга, то можно попробовать слепить сосуд и так. Необходимо предварительно заготовить несколько эскизов, выполненных в карандаше: внешний облик предполагаемого изделия. Следующим этапом будет выполнение поставленной перед нами задачи: лепка сосуда. Во-первых, лепим донце в виде круга, толщину его определяем, соразмерно пропорциям предполагаемого изделия. Она может быть от 5 до 10 и более мм. По нему окантовкой, наращивая спиралью в высоту, лепим тело сосуда, заглаживая с внутренней и наружной стороны, стараясь сохранять толщину получаемых стенок одинаковой. Работаем очень аккуратно, пользуясь заготовленным эскизом. Сосуд должен быть не очень сложный: горлышко его, если есть оно, не очень узким. Ручки, душки присоединяются к изделию на предварительно нанесённые насечки "глиняным клеем"- жидкой густоты сметаны глиной. В тот момент, когда глина начнёт сильно подсыхать, лепку следует завершить и оставить изделие на 2-е суток в помещении средневлажностного температурного режима. После просыхания сосуд аккуратно обрабатывают шкуркой. Он готов к обжигу.

Обжиг осуществляется при постепенном наращивании температуры до +800 - 850 градусов С в муфельной печи. При этом дверцу печи ни в коем случае нельзя открывать. Когда температура достигнет заданных приделов, печь следует отключить. Остывать она должна постепенно, в течение нескольких часов, а с нею и наше изделие. Спустя сутки можно достать наш сосуд, и вновь обработать его мелкой шкуркой, и даже заполировать. Можно подвергнуть его вторичному обжигу, покрыв порошком глазури или эмали, либо подвергнув чернению, обработав в молоке.

Народная глиняная игрушка

Фонд керамики в псковском музее-заповеднике

Народная игрушка - это скульптура, представленная в миниатюре в крестьянском творчестве. Она поражает взоры своей лаконичностью, оригинальностью подбора красок, пластичностью и простотой. Милая скульптура народной игрушки единит в себе конструктивность форм, способы обработки и теснения, хорошо подобранный колер цвета, что позволяет правильно передать художественный образ изделия и мотив.

В формах игрушки народное мастерство проявляет себя как творчество в выражении символов, детальных намёков и схем. Обобщённость и максимальное упрощение - внешний облик игрушки. Бытовые образы - неотъемлемая часть игрушки. Её мир обогатился вереницей бытовых фигурок: барыни и франты, гусары и кавалергарды, сельские девушки. Многочисленны изображения и домашних животных. Всевозможные группы фигурок, бытовые сцены, часто сложные по композиции, могут составлять единое целое монолитное произведение народного творчества. Типажи участников композиции бывают просто неподражаемы своею оригинальностью….

Игрушка родилась на стыке фольклора и миниатюрной скульптуры. В своей эволюции, проделав ряд совершенствований и метаморфоз, она изменилась не сколько в своём внешнем облике, сколько в характере, по преимуществу которого она развивалась на этапе от язычества к христианству.  В стародавние времена в крестьянских семьях, зазывая весну, пекли сдобных жаворонков с глазками-изюминками. Обычай тот остался, но повторяется он в дни Великого Поста, в день Сорока мучеников Севастийских в народе выпекают 40 жаворонков из постного теста.

Накануне Рождества Христова выпекают из теста различных домашних животных: овечек и телят, по образу всех тех, что стояли у ясель Христа - младенца.

На Масленицу мастерят большую куклу из соломы и в День Всепрощения её сжигают на костре. А с нею, по поверью, сгорает всё плохое, накопившееся за зиму.

Итак, игрушка постепенно переходит из мира язычества в безоблачный мир человеческих потех. Всевозможные трещотки, погремушки и свистульки, которыми раньше отпугивали злых духов, ныне стали важными атрибутами фольклорных коллективов, основными составляющими оркестра народных инструментов.

В наше время промышленность выпускает большими тиражами народную игрушку. Она приняла на себя иную функцию - декоративную, стала предметом украшения жилища человека. Глиняная народная игрушка способно волшебно оживить любой интерьер, внести в дом улыбку и создать хорошее настроение.

Псковская игрушка

Центрами гончарного промысла под Псковом испокон веков были деревни Яблонец, Кебь, Лопатино и Ляхино. В селе Лопатино, у реки Черёхи, промысел существовал с давних времён: местные гончары занимались изготовлением керамической посуды и игрушек из добываемой в тех местах красной глины. Производимую продукцию скудельники возили на продажу в Псков и в Остров. Город Остров был удобен своим географическим положением. Туда съезжались на ярмарку многие ремесленники и производители из соседних Малороссии и Прибалтики, и товарообмен шёл на весьма выгодных условиях.

Псковская игрушка была чаще всего свистулькой. У каждой  есть хорошо отработанный свисток, она имеет своеобразную форму. Образы довольно устойчивы. Это - домашние животные: коровы, телята, козы, поросята, птицы-уточки. Внешний вид игрушки приземистый, с крупным туловищем, который выглядит достаточно массивно. Орнамент: растительный. Краски - глазурь (желтая, зелёная и коричневая), ангоб. Часто игрушки оформлялись тесненным узором. До наших дней сохранились династии игрушечников: Пеговы, Смазовы. Ныне производство игрушек есть на Псковском керамическом заводе "Гончар", который как раз и расположен в д. Лопатино.

Ведущий библиограф отдела краеведческой литературы
Татьяна Лединина


В фойе Псковской областной научной библиотеки в рамках проекта «Портрет Псковского региона» 28 августа 2011 г. состоялась выставка «Заводу «Псковский гончар» - 40 лет».

Керамическая мастерская завода ГОНЧАР

Яркие, самобытные, фольклорные керамические изделия завода "Гончар" являются визитной карточкой Псковского края. На выставке  представлены панно с прекрасными видами Пскова, Пушкинских гор, глиняные куклы, персонажи русских сказок, керамические изделия для дома и дачи. Представшее глазам посетителей великолепие работ псковских гончаров невольно создает атмосферу радости и гордости за земляков, ощущение сопричастности каждого к торжеству красоты и таланта. Гончарное производство сродни хлебопекарному, дивно наблюдать, как глиняные, необожженные, ещё из сырого теста горшки, въезжают в печь и вобрав весь её жар, выходят на свет, преображенными, сияющими, пахучими как булки с печи. Гончарные изделия - это не хрусталь или фарфор, они домашние, теплые и приятные. Удивляют глиняные чудеса, их красота, разнообразие формы и цвета, творимые заводскими волшебниками.

Продукция завода ПСКОВСКИЙ ГОНЧАР

НатюрмортПоразительна жизнестойкость «Псковского гончара», сумевшего не только выстоять в постсоветский период, когда оказались закрытыми многие производства, но и развиваться идти дальше в ногу со временем, изучая традиции местного гончарства. Сохраняя традиции, художники находят все новые краски, пластические воплощения и выразительные сочетания.

На выставке представлены книги из фонда библиотеки и статьи из периодических изданий, из которых читатели узнают, что современный завод «Псковский гончар» разместился на юго-восточной окраине Пскова между бывшими деревнями Лопатино и Луковка. История появления в этих местах гончарного промысла впервые была изложена в обширной статье «Описание деревни Луковки, Псковоградской волости, Псковского уезда». Её первоначально опубликовал по частям «Вестник Псковского губернского земства» в последнем номере за 1883 год и в первых номерах за 1884 год.  Псковский (Луковский) гончарный промысел насчитывает более 300 лет. Гончарный промысел в условиях домашних мастерских просуществовал до середины 30-х годов. В конце 30-х годов образован Псковский райпромкомбинат. В октябре 1966 года на базе гончарных мастерских был создан Псковский промышленный комбинат по производству художественных изделий. А в 1971 г. он был преобразован в Псковский экспериментальный завод художественных изделий (ныне завод "Псковский гончар"). Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.10.1975 г. завод включен в официальный перечень предприятий народных художественных промыслов. В настоящее время завод "Псковский гончар" выпускает художественную керамику в следующем ассортименте: горшочки для жаркого, миски, пельменницы, наборы чайные, кофейные, кувшины, чайная посуда, панно, вазы, кубки, декоративные блюда, подсвечники, декоративные сосуды и др. Ежегодно разрабатывается и осваивается производством более 20 видов новых изделий. Все они решением регионального художественного совета отнесены к изделиям народных художественных промыслов. В настоящее время в ассортименте насчитывается более 200 наименований. Поставляются изделия практически по всей стране и в некоторые зарубежные государства.

Завод постоянный участник выставок в г. Пскове. В разные годы были проведены выставки в Москве, посвященные 850-летию г. Москвы, 350-летию Российского флота, 200-летней годовщине рождения А. С. Пушкина, ежегодные выставки «Молодые дарования» и «Ладья» в Москве.

Библиография
  1. Аршакуни, Ольга Константиновна.
    Народное зодчество Пскова = The folk architecture of Pskov : the architectural heritage of Yu.P. Spegalsky : архитектурное наследие Ю. П. Спегальского / Ольга Константиновна ; [предисл. Ю. С. Ушакова]. - Москва : Стройиздат, 1987. - 197, [1] с. - Опубл. и неопубл. работы Ю. П. Спегальского: с. 78-81.
  2. Седов, В. В.
    Происхождение и ранняя история славян / В. В. Седов ; отв.ред. Б. А. Рыбаков ; АН СССР. - М. : Наука, 1979. - 0-75.
    Кол-во экземпляров: всего - 1
  3. Баранова, С. И.
    Керамические "надписи" в декоре московских храмов XVII в. / С. И. Баранова
    // Российская археология. - 2011. - N 2. - С. 81-86. - Библиогр.: с. 85-86.
  4. Михайлова, Е.Р. Керамический комплекс Которского поселения IX-XII в.// Археология и история Пскова и Псковской земли, 1993: материалы симпозиума / Ин-т археологии РАН ; Псков. гос. науч.-исслед. археол. центр ; отв. ред. В. В. Седов. - Псков, 1993.Археология и история Пскова и Псковской земли Ссылка: http://arheologi.livejournal.com/100540.html
  5. Королева, Э.В.
    Керамика средневекового Пскова X-XVII вв. / Э. В. Королева, М. И. Кулакова, С. В. Степанов
    // Археология и история Пскова и Псковской земли: материалы науч. семинаров за 2001-2002 гг. - Псков, 2003. - С. 73-79.
  6. Плешанова, И.И.
    О зверином орнаменте псковских колоколов и керамид / И. И. Плешанова
    // Древнерусское искусство: художественная культура Пскова. - М., 1968. - С. 204-219. - Библиогр. в подстроч. примеч.
  7. Лабутина, И.К.
    [Декоративно-прикладное искусство] / И. К. Лабутина
    // Лабутина И.К. Псков. Историческая справка. - Псков, 2001. - С. 55-56. - Библиогр. в тексте.
  8. Церковь Георгия со Взвоза : [изоматериал]
    // Псков : [альбом / фот. Б.С. Скобельцына ; вступ. ст. Н.С. Храбровой и Б.С. Скобельцына]. - Л., 1969. - ил. № 16-18.
  9. Изразец керамического пояса барабана церкви Георгия со Взвоза : [изоматериал]
    // Псков: 150 фотографий Пскова и его окрестностей : альбом / авт. фот. и сост. Б.С. Скобельцын. - Л., 1966. - Ил. № 107.
  10. Благовещенская церковь. Керамический пояс барабана : [изоматериал]
    // Земля Псковская : фотоальбом / авт. фот. и сост. Б.С. Скобельцын. - Л., 1972. - Ил. № 30.
  11. Белецкий, С.В.
    Псковское городище (керамика и культурный слой) / С. В. Белецкий
    // Археологическое изучение Пскова / АН СССР, Ин-т археологии. - М., 1983. - С. 46-80. - Библиогр.: с. 79-80.
  12. Семёнов, А.
    Декоративно-прикладной роман / А. Семёнов
    // Городская газета (г. Псков). - 2007. - 12 - 18 июня. - С. 5.
  13. Горюнова, В. М.
    Раннегончарная керамика Рюрикова городища и общие тенденции развития раннегончарного комплекса городских центров Северо-Западной Руси X-начала XI вв. Раннегончарная керамика Пскова X-начала XI вв. / В. М. Горюнова
    // Носов Е. Н., Горюнова В. М., Плохов А. В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья (новые материалы и исследования). - С.-Пб., 2005. - С. 82-121.
  14. Лопатин, Н. В.
    О древностях III-V вв. н.э. на юге Псковской области / Н. В. Лопатин
    // Археология и история Пскова и Псковской земли: семинар имени академика В. В. Седова : материалы 54 заседания (15-17 апреля 2008 года) / Институт археологии РАН, Государственный комитет Псковской области по культуре, Псковский археологический центр, Археологический центр Псковской области, Псковский музей-заповедник. - Псков, 2009. - С. 209-218. - Библиогр.: с. 218.
  15. Салмина, Е. В.
    Работы на Богоявленских XXXI и XXXIV раскопах в 2004-2005 годах / Е. В. Салмина
    // Археология и история Пскова и Псковской земли: семинар имени академика В. В. Седова : материалы LII заседания, посвященного памяти профессора А. Р. Артемьева / Ин-т археологии РАН ; Псковский археол. центр. - Псков, 2007. - С. 45-58. - Библиогр.: с. 58.
  16. Лопатин, Н. В.
    Проблемы изучения керамики Изборска / Н. В. Лопатин
    // Археология и история Пскова и Псковской земли: семинар имени академика В. В. Седова : материалы LII заседания, посвященного памяти профессора А. Р. Артемьева / Ин-т археологии РАН ; Псковский археол. центр. - Псков, 2007. - С. 217-231. - Библиогр.: с. 231.
  17. Баранова, Н.
    Ее рук дело : каждой псковской хозяйке знаком набор для холодца, но его автор - художница Галина Драчева создает еще и таинственных сфинксов, и мифических птиц, и живописные полотна / Н. Баранова ; фот. А Степанова
    // Псковская правда (Псковская область). - 2011. - 6 апр. (N 58). - C. 8-9.
  18. Агеенко, А.
    Рыцари глиняных кровей : ... бережно хранят и развивают традиции одного из самых красивых псковских промыслов / А. Агеенко
    // Псковские новости. - 2011. - 23 марта (N 20). - С. 5.
  19. Горюнова, В. М.
    О западнославянских формах керамики в Северной Руси первой половины Х в. (время и причины появления) / В. М. Горюнова
    // Археология и история Пскова и Псковской земли: семинар им. акад. В. В. Седова : материалы 56-го заседания, посвящ. 130-летию Псков. археол. о-ва (7-9 апр. 2010 г.). - М. ; Псков, 2011. - С. 228-237. - Библиогр.: с. 236-237.
  20. Белецкий, С. В.
    Псковское городище (керамика и культурный слой) / С. В. Белецкий
    // Археологическое изучение Пскова / АН СССР, Ин-т археологии ; отв. ред. В. В. Седов. - М., 1983. - С. 46-80 : ил. - Библиогр.: с. 79-80.
  21. Кильдюшевский, В. И.
    Следы производства изразцов в Пскове в XVII веке (по материалам раскопа на ул. Советской, 47) / В. И. Кильдюшевский
    // Археология и история Пскова и Псковской земли, 1989 : тез. докл. науч.-практ. конф. / АН СССР, Ин-т археологии ; отв. ред. В. В. Седов. - Псков, 1990. - С. 22-23.
  22. Харлашов, Б. Н.
    Керамика псковских погостов / Б. Н. Харлашов
    // Археология и история Пскова и Псковской земли, 1989 : тез. докл. науч.-практ. конф. / АН СССР, Ин-т археологии ; отв. ред. В. В. Седов. - Псков, 1990. - С. 28-29.

Сего Дня

25 ноября 1477 года

25 ноября 1477 года

Новый князь. В Псков от великого князя Московского приехали гонцы Юшко Иванович и Василий Бешен...

25 ноября 1875 года

25 ноября 1875 года

(13 ноября ст. ст.) В семье псковского купца родился Эдуард Александрович Гермейер. Псковский а...

25 ноября 1884 года

25 ноября 1884 года

Художественная школа скоро откроется. Комитет по наблюдению за рисовально-техническими классами, соз...

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru