Памяти Преподобного Симеона Псково-Печерского
Подвижник благочестия преподобный Симеон (в миру – Василий Иванович Желнин (1 марта 1869, д. Яковлевская, Островский у., Псковская губ. – 1960, Печоры).
1 апреля 2003 состоялось прославление иеросхимонаха Симеона (Желнина) в лике святых Псково-Печерских. Отныне его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.
18 января - День памяти преподобного Симеона Псково-Печерского.
Псково-Печерский монастырь являет собой настоящую жемчужину православной мудрости - Врата Небесные, открывающие миллионам людей путь в вечность и дарующие правильные «столбы-указатели» на пути к Богу. Во многом атмосфера благочестия и молитвенной тишины, которая отличает это место, творится подвижническим трудом монастырской братии и святых старцев.
Отцу Симеону был ниспослан благодатный «дар скрывать свое величие в смиренной простоте», настолько просто и одновременно премудро он держал себя со всеми, кто искал у него помощи, совета, благословения. На собственном опыте знающий и величие, и трудность монашества, он с большим вниманием и прозорливостью относился к каждой душе. И всегда повторял: «Верь в Промышление Божие - сам не сочиняй ничего, живи - как Бог дал и кем ты есть; как можно, очищайся от страстей, молись, заповеди соблюдай, кайся».
Родился он 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье от родителей Иоанна и Наталии. Вскоре был крещен в погосте Вехново и во святом крещении назван Василием. Родители его были глубоко верующими богобоязненными и благочестивыми и воспитывали Василия в повиновении и послушании родительской воле.
Самым ярким впечатлением детства стало знакомство с житием преподобного Серафима Саровского - чудотворца. Это и определило дальнейшую судьбу мальчика, а его глубокое желание богоугодной жизни привело его в Псково-Печеский монастырь, где он до глубокой старости провел дни в трудах и непрестанных молитвах.
Сюда, в 1896 году он поступил послушником. Сразу проявил свой добрый нрав, природную сметку и хозяйственность, а главное, истовую любовь к молитве, и уже спустя четыре года его постригли в монахи с принятием нового имени Вассиан. Вскоре, в 1901 году, его рукоположили в сан иеродиакона, а в 1903-м он стал иеромонахом.
Путь иночества еще в детстве был предсказан ему известным своею прозорливостью отцом Корнилием, который часто навещал благочестивую семью Желниных. «Будешь ты монахом, будешь старец великий», - говорил он отроку Василию, и оказался прав – верно и терпеливо служил Богу Отец Вассиан на протяжении всей жизни, мудрым словом своего молитвенного служения укрепляя сердца всех, приходивших к нему за советом и помощью.
В обители Отец Вассиан нес многочисленные хозяйственные послушания: был ламповщиком, следил за освещением обители, столярничал, работал в саду и на пчельнике. Не раз его переводили на службу и в другие обители Псковской земли: в 1910 году – в древнюю Рождество-Богородицкую Снетогорскую обитель в Пскове для приведения в необходимый порядок монастырского хозяйства, в 1915 году - в Мустыщево (погост Коношин) в 25 километрах от монастыря в сторону Латвии для устройства монастырскго имения. Здесь он к 1921 году выстроил скит с храмом во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а также церковный дом, хозяйственные постройки, сараи, скотный двор, ряд различных рабочих помещений и братский корпус, в котором тогда поселилось около двадцати человек монашествующих.
И после этого, вернувшись в Псково-Печерскую обитель, отец Вассиан принял твердое решение – принять схиму. Это случилось 3 февраля 1927 года – тогда, несмотря на некоторое сопротивление епископа Иоанна (Булина), желавшего видеть Вассиана настоятелем Псково-Печерского монастыря, он был удостоен схимнического пострига с присвоением ему нового имени Симеон - в честь святого Симеона Богоприимца. С этих пор он был назначен духовником монастырской братии и паломников, и, что очень важно, получил благодатную возможность в тиши своей кельи молиться и знакомиться с сочинениями аскетов духовной мудрости.
Читал старец очень много, что-то записывал, что-то запоминал, и оттого становился мудрее и терпимее. Он знал сочинения преподобных Антония Великого, Иоанна Лествичника, Варсонофия, Исаака Сирина и других великих учителей православного монашества. Часто пользовался сборниками «Добротолюбие» и «Цветник Духовный» в поисках ответов на вопросы благочестия и духовного воспитания.
Ежедневно он молился за ранней литургией в пещерном Успенском храме и там, у жертвенника Господня, усердно поминал всех своих духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днем принимал братию и многочисленных паломников в своей келье.
«Молитва - это самый большой труд. Когда-то я этого не понимал, - говорил Старец, - И вот пришел в монастырь, а там архиерейская служба. После службы архиерей в проповеди сказал, что самый большой труд - это молитва. Я услышал и подумал, что это глупость, не поверил. Мне казалось, что это не трудно. Но позже понял, что истинная молитва - тяжелейший труд. Поэтому трудна жизнь монашеская, трудна жизнь в обители, но самый трудный подвиг - схимнический» (Из книги «Старец Симеон Псково-Печерский» автор - Схимонахиня Евстафия).
Преподобный Симеон был великим молитвенником, неизменно повторял: «Если читать Иисусову молитву, то никогда не упадешь», и за великую любовь к Богу и смирение к людям, ему открылись редкие дарования - дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Об этом сохранились многие письменные свидетельства людей, получивших чудесные исцеления по молитвам старца.
Чудеса случались и в годы войны - в 1944 году, когда немцы, готовясь к отступлению, потребовали от монастырского начальства согласия на эвакуацию всех насельников обители в Германию, именно отец Симеон вместе с иеромонахами Анатолием, Аркадием, Исаакнем, Серафимом и иеродиаконом Ионой отстояли молитвой святую обитель. Отец Иона вспоминал позднее: «Столь неописуемые минуты можно понять только тому, кто был смертником и потом его вдруг помиловали,- нас спасла любовь к обители и непобедимая помощь Неба, ибо Бог не в силе, а в правде».
Уже после войны старец Симеон продолжал жить в своей полуподземной келье. «Жил он просто, - вспоминал один из старейших насельников обители архимандрит Феофан, - Как войдешь в келью - прямо окно; по сторонам от него висели кресты; справа - койка, стол - слева, иконы - и в правом и в левом углах. У кровати было вделано железное кольцо, за которое старец, когда стал слаб, цеплялся своей клюкой, чтобы подняться самому с постели. Никого не беспокоил. Добрый и скромный был старец».
Он имел «свое» место в Успенском храме, сбоку за алтарной дверью, в довольно темном уголке, где его порой даже не замечали. А сила его молитвы проявлялась не только в часы молитвенного бдения пред Богом в келье или в храме, но и в практической, даже хозяйственной, жизни Печерской обители.
Шестьдесят четыре года монашеского подвига сотворили из иеросхимонаха Симеона благодатный сосуд, из которого паломники черпали силы, мудрость и молитвенную твердость духа. И всех принимал батюшка, до последней минуты благословляя во имя правды Божией.
По откровению от Господа он ждал смерти 2 (15) января 1960 года - в день преподобного Серафима, Саровского чудотворца, но, по послушанию отцу наместнику Алипию (Воронову), умер 5 (18) января. Гроб с честными мощами старца был поставлен в Богом зданных пещерах монастыря на месте, указанным им еще при жизни. 1 апреля 2003 года состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково-Печерских, и с тех пор его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.
* * * * * *
Если задуматься о том, что же может даровать каждому человеку, желающему найти правду, веру и справедливость жизни, подвиг смиренного благочестия преподобного Симеона Псково-Печерского, то, прежде всего, сознаешь, насколько мудрыми и чистыми могут быть пути Господни для тех, кто зрит душой и сердцем. Отец Симеон – простой человек из крестьянской семьи стал истовым светочем православия, пройдя трудный, но праведный путь, получив «награду бесценную», имя которой – Радость, великую Радость знания и прославления Господа во имя вечной жизни каждого из нас.
Премудрость Отца Симеона неподвластна ударам времени, судьбы и человеческого забвения, поэтому так важно в эту памятную дату 150-летия со дня его рождения вновь поговорить о его судьбе, чудесах и благочестивом Слове.
Ниже предлагаем вспомнить некоторые из сохранившихся в литературе наставлений батюшки, являющих собой заповеди истинно христианской жизни и духовные маяки для каждого ищущего правды в жизни человека.
«МУЖЕСТВЕННО НЕСИ СВОЙ КРЕСТ»
«Проси в молитве у Бога любви. Моли Бога о благодати Святого Духа. Молись – указал бы Бог, что сказать, делать, как поступать. Молись о здоровье, научении. Следует просить у Бога: доброго здравия души и тела, мирной жизни, христианской кончины. Молись о помиловании в смертном исходе и о защите – когда не в силах молиться».
***
«Осуждаем мы наших ближних оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, своими недостатками, грехами, страстями, тому некогда замечать за другими. Помня собственные грехи, о чужих мы никогда не подумаем. Безумно оставить своего мертвеца, свою душу, и идти плакать над мертвецом ближнего…»
***
«Служи - кому только можешь; будь человеколюбив - будешь любим Богом и ближним; оскорбившему тебя - прости».
***
«Внимай себе, а не массе народа. Они - как море шумящее. Как перед лицом смерти окажешься один - так и всегда будь сам в себе целиком».
***
«Не всякое добро угодно Богу, а только сделанное правильно, с рассуждением: как говорят - «в разуме». Например, можно поститься, но с ропотом на пост, или на пищу, или на приготовителя пищи, поститься - и гордиться или тщеславиться; можно поститься - но осуждать не постящихся, поститься - от «мёртвого» мяса, но есть - «живое»: языком обижать или осуждать ближнего. Можно исповедоваться в грехах - но утаить грех, или не простить обидчика, или не иметь веры, что грехи тебе простятся».
***
«К мудрости относятся: мудрое употребление времени, беззлобие, смирение, память смертная, трезвение духовное; мудрость - знать, когда сказать, а когда промолчать; мудрость ещё заключается в выборе друга и вообще лица, которому можно было бы доверить свою душу».
***
«В несчастии - не унывай, в счастии - не расслабевай (земное счастье непостоянно, чередуется с огорчениями)».
***
«Мужественно неси свой крест - свой характер».
***
«Покров Божий над тобою. Знай: бесы есть - многи, но бессильны они - без попущения Божия. Господь держит того, кто держится Его».
***
«Помни: ближе Бога к нам никого нет… При слове “Бог” любовью наполняйся».
Литература:
- У "Пещер Богом зданных" / Малков Юрий Григорьевич; Малков Петр Юрьевич : Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ в. / сост. Ю.Г. Малков, П.Ю. Малков. - М. : Правило веры, 2003. - 558, [2] с., [32] л. ил . - Библиогр.: с. 552-556
- Псково-Печерский патерик : жизнеописания святых Псково-Печерских - Печоры : Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2008. - 70, [2] с.
- Преподобный Симеон Псково-Печерский - Печоры : Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2003. - 143, [1] с.
- Праведники во веки живут. Преподобный Симеон Псково-Печерский / рис. О. Вагулич. - [Псков] : Дом Печати, 2005. - 16, [5] с.
- Преподобный Симеон // Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь - [сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pskovo-pechersky-monastery.ru/saint/34-prepodo (Дата обращения: 20.02.2019)
- Некоторые из сохранившихся наставлений о. Симеона // Православие - [сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/1461.html (Дата обращения: 20.02.2019)
Подготовила Голубева Антонина, пресс-служба Псковской ОУНБ
Дополнительно:
Отец Псково-Печерского старчества - Слово митрополита Псковского и Порховского Тихона в канун дня памяти преподобного Симеона Псково-Печерского 17 января 2021 года