(1899-1970)
Пианистка, педагог, музыкальный философ и общественный деятель Мария Юдина родилась 9 сентября в 1899 году в провинциальном городке Невеле, который в то время входил в состав Витебской губернии. В семье провинциального врача было еще четверо детей.
Музыкальные способности и серьезное отношение к окружающей действительности проявились у девочки с детства.
Уроки фортепианной игры начались уже в шестилетнем возрасте у педагога Фриды Левинсон, которая сама являлась ученицей основоположника музыкального образования в России Антона Рубинштейна.
В 13 лет Мария Юдина поступила в Петроградскую консерваторию и закончила ее в 1921 году с премией Антона Рубинштейна и сразу начала активную концертную и педагогическую деятельность. В 1922 году Юдина получила звание профессора консерватории.
Одновременно с обучением в консерватории он посещала вольнослушательницей отделение классической филологии и философский факультет Петербургского университета.
В 1919 году Мария Вениаминовна приняла православие и это стало причиной ее увольнения с должности преподавателя в 1930 году, чему предшествовала газетная статья под говорящим названием «Ряса на кафедре».
Мария Вениаминовна Юдина входила в круг интеллигенции, который образовался с 1918 по 1920 год в Невеле вокруг философа и культуролога Михаила Бахтина. В него входили культурфилософ Матвей Исаевич Каган, литературовед и музыковед Лев Васильевич Пумпянский, лингвист-философ и музыковед Валентин Николаевич Волошинов, поэт Борис Михайлович Зубакин. Прогулки и разговоры, рождение совместных философских идей оказали огромное влияние на каждого участника невельских встреч.
Свои философские, религиозные и этические взгляды Мария Юдина выразила так: «... я счастлива тем, что в меня крепко были заложены некие основы интеллектуального и этического бытия вообще ... я получила некие ключи к гуманитарному познанию...».
Среди тех, с кем общалась Мария Вениаминовна были естествоиспытатель, математик и философ Флоренский, музыкальный ученый Яворский, художник Фаворский, физиолог и психолог Ухтомский, поэты Пастернак и Заболоцкий, священник Александр Мень и многие другие.
Идеологические гонения никак не влияли на ее авторитет и профессиональные качества музыканта. Всю жизнь Мария Юдина занималась педагогической деятельностью. Она преподавала в Петроградской, Тбилисской и Московской консерваториях, в институте имени Гнесиных. Развивая у студентов чисто профессиональные навыки, она воспитывала музыкантов с широким кругом общекультурных интересов.
Полвека Мария Вениаминовна отдала концертной деятельности. Репертуар исполняемых ею произведений разнообразен и велик, а мастерство и талант делают ее выдающейся пианисткой ХХ века. В 1920-е говорили, что Юдина «что-то подкладывает в рояль», таков был звук!
Литератор Надежда Павлович в своей книге «Невод памяти» пишет об игре Юдиной: «Мария Вениаминовна за роялем - это львиная сила, не женская и не женственная стихия, это суровая мысль, нерастраченная страсть, огненный взмах больших сумрачных крыльев». В то время, когда в советской культуре не было места музыке буржуазных композиторов и формалистов-модернистов, она впервые исполнила в России многие сочинения Шостаковича и Прокофьева, Стравинского, Хандемита, Кштенека, Бартока и других.
Несмотря на некоторую культурную изолированность советской страны Юдина стала звездой мировой величины. Ее называли любимой исполнительницей Сталина, что служило некоторой защитой: таланту прощались странности в поведении и "неправильные" взгляды.
Мария Вениаминовна пренебрегала материальным благополучием. Простое темное платье, напоминавшее рясу и рояль – единственные вещи сопровождавшие ее все жизнь. Собственное жилье появилось только в старости.
Искусство, музыка требовали огромных затрат душевных сил, но жизнь общества никогда не была безразлична Марии Вениаминовне. Ее ученица, профессор Тайванского колледжа искусств, Марина Анатольевна Дроздова так охарактеризовала свою наставницу: «Ее волновало все: процесс Иосифа Бродского, опасности, которым подвергался Александр Солженицын... Казалось, она искала опасностей и была готова к мученическому венцу. Нравственную опору М.Юдина находила в православии, а ее исполнительское искусство отличалось присутствием всеобъемлющего смысла, оно уводило в мир евангельский, общечеловеческий».
Последний концерт пианистки состоялся в 1969 году. Умерла она 19 ноября 1970 года.
Гражданская панихида, организацией которой занимался Шостакович, прошла в вестибюле Большого зала Консерватории. Пришло множество людей, играли знаменитые музыканты. У изголовья стоял большой надгробный крест, который потом несли с пением «Святый Боже...». Похоронена в Москве, на Введенском кладбище.
В 2001 году профессор Московской консерватории, участник Невельских Бахтинских чтений Константн Владимирович Зенкин сказал о Марии Вениаминовне: «Вряд ли где-либо еще деятельность исполнителя ставилась в такой широкий культурный контекст. Это обстоятельство отражает широту и многогранность личности Марии Вениаминовны Юдиной. Ее деятельность для нас - великий нравственный урок. Вся ее жизнь была озарена счастьем и радостью служения искусству».
Фото: Мария Юдина с семьей
Дополнительно:
Пианистка Мария Юдина / Псков. обл. универс. науч. б-ка, Отд. лит. по культуре и искусству; сост.: Е. В. Волкова; гл. ред.: В. И. Павлова; дизайн: И. Г. Лапин. - Псков : Псковская областная универсальная научная библиотека, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) . -(Культура земли Псковской , вып. 16). - Заглавие с титульного экрана. - Диск помещен в конверт. - Режим доступа : http://pskoviana.ru/izdania/udina/index.html>>>