Евреинов Николай Николаевич (13 февраля 1879 г., Москва - 7 сентября 1953 г., Париж) режиссер, драматург, критик и теоретик театра, музыкант, художник.
Родился в семье Валентины Петровны и Николая Васильевича Евреиновых. Мать происходила из обрусевшего французского рода. От нее унаследовал Николай Евреинов любовь к музыке и страсть к театру. Отец - видный инженер и чиновник министерства путей сообщения. Семья часто переезжала, чему причиной была служба отца. С 1889 по 1894 г. Евреиновы жили в Пскове. Николай Васильевич был назначен главным контролером Псковско-Рижской железной дороги. Николай 3 года учился в Псковской гимназии. В 13 лет сбежал с артистами бродячего цирка, который расположился под Псковом и выступал в роли клоуна под псевдонимом «Бокларо». Осенью 1892 г. поступил в Петербургское Императорское училище правоведения. В училище он играл в любительском театральном кружке, для которого писал пьесы. В 1893 г. приезжает на каникулы домой в Псков и участвует в благотворительном любительском спектакле под псевдонимом "Горкин". Псков дал много для приобщения его к театральной жизни. В 1894 г. Евреиновы переезжают в Москву.
Окончив училище правоведения, Н.Н. Евреинов поступил на службу в министерство путей сообщения и одновременно вольнослушателем в Петербургскую консерваторию в класс композиции Н. Римского-Корсакова. В 1907 г. выступил одним из инициаторов создания Старинного театра, ставившем перед собой задачу реконструкции театральных систем прошлого. В 1908 г. был приглашен режиссером в театр В. Комиссаржевской. Весной 1909 г. вместе с Ф. Комиссаржевским организовал «Веселый театр для пожилых детей», где впервые была поставлена его арлекинада «Веселая Смерть". В 1910 г. ушел из министерства путей сообщения и целиком отдался занятию искусством. Необычайный успех в жанре театральной миниатюры и пародии привел к приглашению главным режиссером в театр «Кривое Зеркало» (1910), где он проработал вплоть до революции. За эти годы Евреинов осуществил постановку около 100 миниатюр и пьес. Некоторые из этих пьес увидели во время гастролей театра в 1910 г. жители Пскова.
Евреинов был одной из ключевых фигур русского художественного авангарда: дружил с футуристами (Д. Бурлюк, В. Маяковский, В.Хлебников). Его рисовали И. Репин, М. Добужинский, Ю.Анненков, С.Сорин и др.
Одновременно с практической деятельностью Н. Н. Евреинов занимался теоретическими исследованиями. В 1913 г. вышли книги "Театр как таковой", в которой формулируется понятие «театрализация жизни» как «инстинкта вечного преобразования», действующего и за пределами театра и во многом определяющего мышление и быт человека, и "Pro scena sua" (сборник театральных публикаций предыдущих лет). В 1914–1915 гг. вышли второй и третий тома его драматических произведений, в 1915 г.- "Театр для себя". Создатель оригинальной драматургической теории, Евреинов разработал также принцип «монодрамы», в которой отношение персонажа к окружающему миру должно стать точкой зрения каждого из публики: зритель должен настолько вжиться в душевный мир действующего лица пьесы, что он как бы превращается в этого персонажа. Теории Евреинова и дискуссии вокруг них во многом обогатили практику нового театра XX века.
Осенью 1917 уехал на юг, выступал с лекциями в Киеве, Сухуми, Тифлисе. В 1920 г., вернувшись в Петроград, Н. Н. Евреинов стал активным участником театральной и культурной жизни, вошел в редколлегии ряда периодических изданий, выступал с лекциями о театре. Такая активность помогла Евреинову вновь заявить о себе. Осенью 1920 г. возглавил постановку одного из наиболее масштабных массовых празднеств революции - «Взятие Зимнего дворца». Настоящий успех принесла ему пьеса «Самое главное», премьера которой состоялась в Петроградском театре политической сатиры «Вольная комедия» в 1921г. Далекая от агитационных целей, эта пьеса стала лучшим драматическим произведением Н.Н. Евреинова и самым успешным и популярным спектаклем театра, что в итоге ей и навредило. Она осуждалась советскими критиками за аполитичность, попытку «дополнить социализм», за «эстетство» и «фашистские тенденции», а затем просто за то, что своим успехом повредила идейной линии театра – революционной сатире. Впоследствии пьеса была переведена на 18 языков и шла в 26 странах. Сотрудничая с большевиками, Евреинов стремился к сохранению полной творческой независимости, что в итоге поставило перед ним вопрос о том, насколько возможно продолжать работу в Советском Союзе. В январе 1925г. он вместе с женой навсегда покинул Россию. По пути в Ригу они провели день в Пскове.
С января 1927г. Н.Н. Евреинов постоянно проживал в Париже, где продолжал плодотворно работать как драматург, режиссер, сценарист. В 1937г. завершил работу над фундаментальным эстетическим трактатом «Откровение искусства». Период немецкой оккупации 1939—1944 годов семья Евреиновых пережила в Париже. После войны Николай Николаевич отошел от режиссуры, сосредотачиваясь на писательской деятельности. В 1945 г. выступал с циклом передач на французском радио о выдающихся деятелях русской культуры, с которыми ему приходилось общаться : М. Горьком, К. Станиславском, Н. Римском-Корсакове, В. Маяковском, А. Таирове, М. Зощенко и др. В 1953 г. вышел «Памятник мимолетному» — своеобразный исчерпывающий реестр театральных начинаний русской эмиграции во Франции между двумя мировыми войнами. И, наконец, в 1953 г., уже на пороге смерти, он выпустил «труд жизни» — «Историю русского театра с древнейших времен до 1917 года».
Похоронен в Париже на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
ЛИТЕРАТУРА :
Безелянский, Юрий Николаевич.
99 имен Серебряного века : [энциклопедия]. - Москва : Эксмо, 2007. - 637, [1] с. : ил., портр.; 21. - Библиогр.: с. 635.
Власова, Раиса Ивановна. Русское театрально-декорационное искусство начала XX века : из наследия петербургских мастеров. - Л.: Художник РСФСР, 1984.
Иванов, В. Бегущие в никуда[Текст] / В. Иванов ; В. Иванов // Современная драматургия. - 2011. - N 3. - С. 210. - Библиогр. в сносках.
О пьесе "Граждане второго сорта" Николая Николаевича Евреинова, посвященной жизни русских эмигрантов в Париже во время Второй мировой войны.
Литературное зарубежье России : энцикл. справ. / Рос. акад. наук ; Ин-т науч. информ. по обществ. наукам [и др.] ; под общ. ред. Е.П. Челышева, А.Я. Дегтярева [и др.]. - М. : Парад, 2006 (Рыбинск : Рыбинский Дом печати). - 677, [1] с. ; 23 см. - (Энциклопедия российской эмиграции / ред. совет: председатель Ю.С. Осипов). - Прил.: с. 602-676. - Библиогр.: с. 627-647.
Псковская земля. История в лицах. "Сии бо люди крылати..." : [очерки о великих людях русского Порубежья / ред.-сост. Т. В. Вересова]. - Москва : Северный паломник, 2007.
Цирпонс, Инга Александровна. Актеры, роли, зрители : Хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоян. театра в губерн. Пскове / сост. актрисой И. Цирпонс, ил. видами города со старых открыток из коллекции псков. краеведа Н. Левина ; [сост. Н. В. Семенова]. - Псков : Стерх, 1997.
Дополнительно в ЭБ: