Первая из центральных - Великолуцкая улица. Одна из древнейших в Пскове, шла вдоль реки Великой от Кремля до ворот в крепостной стене, которые тоже назывались Великими (до современной площади Победы).
Отсюда начиналась главная въездная дорога в город. Здесь у Вознесенского монастыря встречали важных и почетных гостей — соответственно, улица имела не только градообразующее, но и политическое значение. Называли ее Великой или даже Большой Великой.
Впервые как существующая она упоминается в летописи в 1418 году. Центральную улицу поддерживали в порядке: мостили и расширяли проезжую часть.
В Великолукскую название трансформировалось позднее. Псков увеличивался, возникало административное деление на «концы» и «сотни», улица стала именоваться «Великоулицкое сто», затем в обыденной речи упростилось до «Великолуцкая», иногда бытовало и «Большая Великолуцкая».
На главной улице города происходили важные события; располагались лучшие магазины, общественные и государственные учреждения, селились важные персоны. В праздник состоятельные горожане совершали променад по главной улице, вдоль нее катились кареты и экипажи.
В революционные годы здания губернских учреждений заняли советские конторы, частные особняки превратились в жилой фонд для множества людей. В 1923 году улица была переименована в Советскую и стала длиннее за счет присоединения Алексеевской улицы, которая вела от Великих ворот к товарной железнодорожной станции.
Улица Сергиевская в древности главной не была и название было иным – Трупеховская. В конце XVI века она получила новое имя по церкви Сергия Радонежского, более известной как Сергия с Залужья.
В 1830 году по распоряжению императора Николая I началось строительство Динабургского шоссе (от Санкт-Петербурга до современного Даугавпилса) через Псков. В 1838 году в пяти верстах от города на пересечении Динабургского и Николаевского (Петербургского) шоссе была построена почтовая станция Кресты от которой была построена проезжая дорога до улицы Сергиевской. В 1889 году с открытием Псково-Рижской железной дороги и строительством железнодорожного вокзала движение по Сергиевской улице ещё более увеличилось.
Поэтому улица Сергиевская стала претендовать на звание центральной городской в середине XIX века. На ней стали появляться дома, гостиницы, трактиры и магазины, пролегли трамвайные рельсы, объединившие Сергиевскую улицу и Кахановский бульвар (позднее – Октябрьскую улицу и Пролетарский бульвар), с 1959 года - Октябрьский проспект центральную улицу современного Пскова).
Дополнительные материалы:
Левин Натан Феликсович.
Великолуцкая улица : (Псков на старых открытках) / Левин Н. Ф. // Псковская правда. - 1990. - 25 февр. - № 48 (19627). - С. 8. Читать полный текст>>>
Левин Натан Феликсович.
Псков на старых открытках. Вып. 1 : По главной улице. с открыткой / Левин Натан Феликсович - Псков : Стерх, 2000. - 83 с. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - Читать полный текст>>>
Левин Натан Феликсович.
Псков на старых открытках. Вып. 2 : Вдоль по Сергиевской, по Архангельской. / Левин Натан Феликсович - Псков : Стерх, 2001. - 120 с. : ил . - Для всех вып. применена единая нумерация страниц, начало вып. 2 - с. 83. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - Читать полный текст>>>