Игнатьева, В. Была ли княгиня Ольга Изборянкой?

olga izborskИзборянин Сергей Алексеевич Щербаков, как его далекие предки, никогда не покидал древней своей земли и был ее хранителем и собирателем. То, что ему еще мальчонке передавалось от них по наследству - в суровых ли наказах, из устных ли рассказах или в ларчике с драгоценными реликвиями - откладывалось в душе и голове, береглось и преумножалось. Почти полвека пополнял он коллекцию, бродя в поисках находок по изборским полям и уборам. Наконечники от стрел, диковинные женские украшения, предметы домашнего обихода, кресты... - всего в изобилии, так что уже «бабкиного ларчика» явно не хватает.

Умру - с собой не унесу. Все, что в земле этой найдено, ей и принадлежит, - философствует Сергей Алексеевич. - Я и детям наказал...

А наказ у изборского «кладоискателя», первого общественного директора музея «Изборск» простой - вся его коллекция должна быть передана музею-заповеднику. И рассказы, рассказанные ему в детстве его бабкой, до нее же дошедшие от прапрабабок, тоже имеют ценность для потомков. Можно им верить, можно не верить – дело хозяйское. Но зерно истины, проливающее свет на многовековую историю древней изборской земли, считает Сергей Щербаков, в них есть.

КОГДА ГОВОРЯТ КАМНИ

Надо отдать справедливость - рассказчик Сергей Алексеевич незаурядный и неутомимый. Что ни рассказ, то почти сказка на манер «Малахитовой шкатулки» Бажова. Тому уральские самоцветы душу приворожили, этому - изборские камни. У камня такого своя дорогая цена - по нему историю читать можно. Года два назад привез к своему дому неутомимый наш следопыт каменную плиту, а на нем следок (по нему межи между земляными владениями в давние времена проводились).

Вот привез с поля, - довольный, почесывал он затылок. - Следок-то махонький - с длину ступни годовалого ребенка. И я уверен - Ольгин следок нашел...

Запал когда-то в память еще юного изборянина бабкин рассказ о княжне Ольге, из которого следовало, что Ольга - изборская, а вовсе, как многие утверждают, не выбутская. В этих местах она родилась, в этих местах ее символическая могила находится. Мы, конечно, смутились от столь категоричного утверждения, но седовласый потомок своих родителей нашел вещественное подтверждение необычной истории, которая передавалась из века в век, из уст в уста и дошла до него.

О ТОМ, КАК ИЗБОРСКАЯ ПРЕКРАСНА СТАЛА КНЯГИНЕЙ КИЕВСКОЙ

«Вырос на поле словенецком большой и богатый город. И царствовал в нем князь Словен - умный и добрый. В округе все его уважали. Мирно жил Словен со своими соседями - с чудью и словенами новгородскими, вел торговлю с иноземными купцами, отчего его княжество богатело и процветало. Пришла пора - женился Словен на дочери князя Гостомысла - северного своего соседа. И все шло у них с княгиней ладно да складно.

Но печалиться стала княгиня - рождались сыновья, а дочери-помощницы не могла дождаться. Ходила она в дубовую рощу, с мольбой обращалась к Перуну и Дождьбогу - своей печалью делилась и помощи от них ждала. И вот однажды мольба ее была услышана. Родилась у княгини дочь, и такая прекрасная, что и нарекли ее за эту красоту Прекрасной. Подрастала малышка в холе и заботе, под присмотром добрых мамушек и нянюшек. Однажды ранним утром распахнулись двери княжеского терема и вышла на его крыльцо годовалая Прекрасна. По прекрасному личику девочки скользнули первые лучи восходящего солнца, и наполнилось ее маленькое, но чуткое сердце благодатью, дарованной свыше. Словно кто-то с голубых высоких небес шепнул ей, что суждено ей род славянский прославить. В знак этого великого события и остался на камне, на котором стояла княжна, ее младенческий следок, выжженный солнечными лучами и не стерли его прошедшие с тех пор века...

Счастливыми были дни ее безмятежного детства. Со своими сверстниками бродила она по полям и долам, собирала цветы, наблюдала за тем, как трудятся медоносные пчелы, перелетая с одного цветка на другой, слушала соловьиные трели и пела песни, которым ее научила мать.

Любила бывать Прекрасна вместе со всеми на окраине Словенска - на Труворовом городище. У могилы Трувора старые воины рассказывали о былых временах, о том, как хозяйствовали, как землю свою берегли от врага, как любили своих суженых. Слушая их рассказы, с замиранием сердца внимала она красоте, открывающейся с мыса Труворова городища. И сердце ее наполнялось гордостью.

Теперь ей все чаще хотелось остаться наедине и с этой прекрасной долиной, и с этой озерной гладью, и с ключами, бьющими под горой. Однажды на восходе солнца подал ей знак один ключ – позвал Прекрасну испить из него студеной водицы. Она склонилась над ним - и вдруг увидела свое отображение. «Так вот я какая!»- изумилась собственной красоте. Прекрасна. И как будто крылья у нее появились. Захотелось ей обернуться птицею и лететь, рея над родной словенской землей, над чистыми водами Бдеха и Сходницы, над Малым озером, чтобы только к закату вернуться в родительский дом и поведать о счастье небывалом своим тяте и матушке.

Долго ходила юная красавица на мыс и к заветному ключу. И начало ее тревожить странное предчувствие. Как-то раз, омыв лицо ключевою водою на восходе солнца, увидела она в ключе не свое отображение, а отображение красивого, статного юноши в княжеских доспехах.

Глаз от него не могла отвести, и поняла, что полюбила его на всю жизнь. Только потом, сколько тайком ни бегала к ключу, образ возлюбленного больше ей не являлся. Ох, и горевала она! А тут и приснился сон. И будто в этом сне говорит ей её красавец: «Смотри, нашего с тобой ключа не забывай!». С той поры и стали называть этот ключ Прекрасным...

Между тем, тятенька, видя, что его повзрослевшая дочь не только красива, но и умна да разумна, подарил ей полгорода Словенска и назвал его ее именем. Она хорошо им управляла, исправно хозяйничала. Вскоре весть о юной княжне-управительнице долетела до Киева. Князь же Киевский Олег давно подумывал, как присоединить богатое изборское княжество к своим владениям. Войной идти он не хотел — не хотел крови словенской пролить. А тут узнал он, что у Словена-князя дочь большая умница и очень хороша собой. Чем не жена для сына его Игоря? Своя, словенских, родных кровей, не чета заморским. Засобирался старый князь в дорогу. Снарядил обоз с подарками для родни невесты, с выкупом отцу-матери. Взял с собою сватов. До Новгорода продвигались водным путем, а в Изборское княжество путь держали посуху. Остановились в большом селении при слиянии двух рек — Великой и Плескавы. Наместник селения оказал Олегу радушный прием и послал вестников в Словенск. Мол, едут сваты с князем Киевским Олегом за вашей княжной Прекрасной. Весь Словенск всполошился. Как же — сам князь киевский пожаловал! А уж что было при встрече — ни в сказке сказать, ни пером описать. От яств и медовухи столы ломились. Всем было весело и любо - за князя киевского Игоря свою Прекрасну выдают! Только Прекрасне было не по себе, да не могла она ослушаться родительской воли. Сбегала в последний раз к своему заветному ключу — тихо поглотили его воды тихие соленые слезы невесты князя Игоря. А о нем ли она мечтала, он ли ей являлся и снился?!

На восходе солнца (восхитительная картина пробуждающегося нового дня теперь совсем не радовала девушку) обоз, груженный ответственными дарами, с людьми и снедью, двинулся в обратный путь. И вскоре растворился в тумане...

В Киеве князь Игорь ждал возвращения сватов. Так ли прекрасна его суженая, как об этом доходили слухи до Киева? Вот если бы она хоть чуточку походила на то видение, которое привиделось однажды ему на купаниях в водах Днепра — на девушку неземной красоты, с большими лучистыми глазами... Ожидание встречи с незнакомкой становилось все мучительнее. Наконец, он вскочил на горячего коня и помчался со своею дружиною навстречу самой судьбе к берегам полноводного Днепра. Когда достиг их, к берегу как раз причалила ладья. Игорь бросился к ней и обмер - в юной княжне он разглядел знакомые черты. А, заглянув в глаза Прекрасны, вскрикнул от радости. Они были большими и лучистыми. Видение, привидевшееся ему однажды и все эти годы жившее в его сердце, теперь навсегда рядом с ним.

Что уж говорить о бедной девушке. При виде князя Игоря она словно окаменела.

Это был тот самый статный красавец в княжеских доспехах, образ которого являлся в водах изборского ключа, снился во сне...

А как наша Прекрасна превратилась в княгиню Ольгу, так это по воле князя Киевского Олега. Сразу после свадьбы, пышно отпразднованной в Киеве, Прекрасна получила свое новое имя - Ольга! И в Изборске места, что назывались по ее прежнему имени Прекрасными, стали называться Ольгинскими».

КАЖДОМУ ПО ВЕРЕ ЕГО И ВОЗДАЯНИЯ...

Недавно, нагрянув в Изборск, снова отправились в гости к Сергею Алексеевичу Щербакову. И застали его за чтением книги нашего земляка А. А Александрова «Во времена княгини Ольги». Считает его маститый изборский краевед-самоучка своим единомышленником. - Он утверждает, опираясь на летописи, что княгиня Ольга «происходит от Изборска»,- поглаживая книжицу, говорит Сергей Алексеевич. - Я согласен. И что в изборской округе встречается ольгинская топонимика - мною лично проверено.

Ведь и место ее погребения связано с Изборском — об этом тоже пишет Александров и бабка рассказывала... И он дополнил бабкин рассказ новыми подробностями.

«В прежние времена, когда помирал человек, где бы он в этот скорбный час ни находился, на родину отправляли хотя бы малую частицу его или что-то из принадлежащих ему вещей для погребения. Княгиня Ольга призвала сына своего Святослава и дала через него такой наказ: «Когда я умру, отрежьте от моих волос куколь и свезите в Изборское княжество. Похороните его в могильнике, где лежат мои тятя и матушка, чтобы чувствовали они меня рядом с Собою. Накажите народу, чтобы не ставил он кумиров с моим ликом на моей родине, ибо я дам о себе знать другим способом. Будет светить столб, собранный из солнечных лучей, а поверх его — стоять моя икона, какой я буду благословлять каждого, кто придет с верою на мою могилу».

Святослав привез Ольгин наказ в Изборское княжество. И в старину многие видели этот столб и икону над ним, освещенную вышними силами. Только тогда, когда люди доверились другой молве — Ольга не изборская княгиня, а выбутская перевозчица — видение перестало появляться. Сказано же в завещании — кто с верой придет, лишь того ждет благословение.

Щербаков, десятилетиями искавший Ольгин следок, в поисках своих прислушивавшийся к бабкиной подсказке, два года назад все-таки его нашел. Нашел он и могильник в виде наведенной горки песка, в котором, по его предположениям, похоронены ее родители и родичи. Может быть, в глубинах изборской земли еще можно обнаружить останки Ольгинского куколя, проржавевшее от времени кольцо или браслет? Он все пытается раскрыть тайну великой княгини-изборянки (?), воцарившейся на Киевском престоле и явившей миру образ мудрой правительницы Руси.

Игнатьева, В. Была ли княгиня Ольга изборянкой?
/ В. Игнатьева // Печорская правда - 2005. - 26 авг, 2 сент. - С. 6.

Сего Дня

25 ноября 1477 года

25 ноября 1477 года

Новый князь. В Псков от великого князя Московского приехали гонцы Юшко Иванович и Василий Бешен...

25 ноября 1875 года

25 ноября 1875 года

(13 ноября ст. ст.) В семье псковского купца родился Эдуард Александрович Гермейер. Псковский а...

25 ноября 1884 года

25 ноября 1884 года

Художественная школа скоро откроется. Комитет по наблюдению за рисовально-техническими классами, соз...

Псковские факты

Движущиеся картины

Движущиеся картины

Этот короткий ролик «Псковских пятниц» представляет одно культурное событие из жизни губернского Пск...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru