Антон Антонович Дельвиг (6 [17] августа 1798, Москва — 14 [26] января 1831, Санкт-Петербург) - журналист, поэт, издатель, с лицейских лет друг Александра Сергеевича Пушкина.
В промежутке между 8 и 18 апреля 1825 года в Михайловское к Александру Сергеевичу Пушкину, который находился в ссылке, из Витебска приезжает барон Антон Антонович Дельвиг, поэт, на тот момент издатель альманаха «Северные цветы», любимый лицейский друг Пушкина.
Самым тяжелым временем для Пушкина всегда была весна, а весна 1825 года была первой весной в деревенской глуши. Дельвиг обещает приехать. Александр в каждом письме пишет брату Льву:
«Торопи Дельвига». «Дельвига с нетерпением ожидаю». «Мочи нет, хочется Дельвига».
Дельвиг не только не едет, но и не пишет. Пушкин узнал, что тот уехал к родным в Белоруссию, взял лист бумаги и написал четыре слова:
«Дельвиг, жив ли ты?»
Письмо это отправил в Витебск. Вскоре оттуда пришло письмо:
«Милый Пушкин, вообрази себе, как меня судьба отдаляет от Михайловского. Я уж был готов отправиться за Прасковьей Александровной к тебе, вдруг приезжает ко мне отец и берет с собою в Витебск. Отлагаю свиданье наше до 11-го марта, и тут вышло не по-моему. На четвертый день приезда моего к своим попадаюсь в руки короткой знакомой твоей, в руки Горячки, которая посетила меня не одна, а с воспалением в правом боку и груди. Кровопускание и шпанские мухи сократили их посещение, и я теперь выздоравливаю и собираюсь выехать из Витебска в четверг на святой неделе, следственно в субботу у тебя буду. Из Петербурга я несколько раз писал к тебе: но у меня был человек немного свободно-мыслящий. Он не полагал за нужное отправлять мои письма на почту.
... Онегин твой у меня, читаю его и перечитываю и горю нетерпением читать продолжение его, которое должно быть, судя по первой главе, любопытнее и любопытнее. Целую крылья твоего Гения, радость моя.»
А. А. Дельвиг – Пушкину. 20 марта 1825. Витебск.
Апрель, 8... 18. Приезд А. А. Дельвига в Михайловское. Пушкин читает Дельвигу законченные сцены «Бориса Годунова», обсуждает план собрания своих стихотворений, вместе с Дельвигом пишет «Элегию на смерть Анны Львовны», посещает Тригорское.
Пушкин пишет брату:
«Как я был рад баронову приезду. Он очень мил! Наши барышни все в него влюбились – а он равнодушен, как колода, любит лежать на постеле, восхищаясь Чигиринским старостою. Приказывает тебе кланяться, мысленно тебя целуя 100 раз, желает тебе 1000 хороших вещей (например, устриц)».
Пушкин – Л. С. Пушкину. 22 апреля 1825
Из Михайловского в Петербург.
Апрель, 24 ... 25. Отъезд А. А. Дельвига из Михайловского в Петербург. Пушкин отправляет с ним вторую главу романа «Евгений Онегин» и черновую тетрадь стихов. Пишет письмо П. А. Вяземскому:
«Дельвиг у меня. Через него пересылаю тебе 2 главу «Онегина» (тебе единственно и только для тебя переписанного). ….
Улыбнись, мой милый, вот тебе «Элегия на смерть Анны Львовны».
Ох, тетенька! ох, Анна Львовна,
Василья Львовича сестра!
Была ты к маменьке любовна,
Была ты к папеньке добра,
Была ты Лизаветой Львовной
Любима больше серебра;
Матвей Михайлович, как кровный,
Тебя встречал среди двора.
Давно ли с Ольгою Сергевной,
Со Львом Сергеичем давно ль,
Как бы на смех судьбине гневной,
Ты разделяла хлеб да соль.
Увы! зачем Василий Львович
Твой гроб стихами обмочил,
Или зачем подлец попович
Его Красовский пропустил.
(Я да Дельвиг).
Кстати: зачем ты не хотел отвечать на письма Дельвига? он человек, достойный уважения во всех отношениях, и не чета нашей литературной санкт-петербургской сволочи. Пожалуйста, ради меня, поддержи его «Цветы» (альманах «Северные цветы») на следующий год. Мы все об них постараемся….»
Пушкин – П. А. Вяземскому. 20-е числа апреля (не позднее 24) 1825.
Из Михайловского в Москву.
В стихотворении «19 октября» Пушкин писал об этом приезде Дельвига:
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев.
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О, Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
****
Пушкин А.С. 19 октября. 1825 года.