Одним из первых научных исследований пушкинского края является работа краеведа, Почетного гражданина г. Пскова Ивана Ивановича Василева.
Он осуществил первые изыскания и в 1899 году составил по «неизданным документам» книгу «Следы пребывания Александра Сергеевича Пушкина на Псковской земле». В ней впервые была опубликована подробная родословная Ганибаллов и Пушкина.
Издание осуществлено в Санкт-Петербурге, в 1899 году типографией Скороходова.
Иван Василев собрал в свою книгу устные предания, письменные и вещественные памятники, свидетельствующие о следах пребывания псковского помещика Александра Сергеевича Пушкина на Псковской земле.
Издание вышло накануне 100-летнего юбилея поэта, кроме того, книга вышла при одобрении Комитета по сбору денег на устройство в Пскове учебно-образовательного заведения в память поэта.
Факты, изложенные Василевым, известны в пушкиноведении, - значит автор достиг своей цели. Он считал, что официальные власти не ценили и опасались гения, а значит события его жизни, в том числе связанные с Псковской губернией могут быть забыты.
Он пишет: «..состояние внутренней политики того времени… видевшей в Пушкине не знаменитого поэта – славу русского народа, а … чиновника X класса. Обосновывает он свою точку зрения цитатами из документов, среди которых письмо обер-прокурора о предании земле камер-юнкера Пушкина «.. без особых встреч и оказания почестей». Что и выполнялось: даже островский уездный исправник, в обязанности которого входила встреча ящика-гроба с телом Пушкина не сам отправился навстречу скорбному поезду, а командировал одного из «своих последних канцелярских чиновников».
Среди устных преданий Василев, впрочем, сомневаясь в достоверности, приводит свидетельство обывательницы Петровского посада Демидовой. Она рассказывала, что видела Пушкина в Пскове: ученицы одного пансиона гонялись за ним, в том числе и она сама. Останавливался он на Сергиевской улице и неоднократно гулял в Соборном саду.
Еще один рассказ подтвержден газетной публикацией о совместном визите в Псков Александра Сергеевича и Опочецким предводителем уездного дворянства Алексеем Николаевичем Пещуровым. Путешествие было неудачным. Они застряли на станции Кресты, не смогли найти ничего перекусить. Пушкин развлекался декламацией стихов, тогда и родилось знаменитое:
Приводит Василев и популярные рассказы о простоте и доступности поэта, носившего иногда народную рубаху, его железной трости и манере застывать, задумавшись, что давало местным крестьянам повод говорить о «странном барине».
Для раздела письменных памятников краевед разыскал и привел целиком документы из архивов казенных учреждений, относящиеся к жизни и деятельности Пушкина и его родственников в Псковской губернии. Они касаются дел подтверждения дворянского статуса, родословной, наследственных и имущественных вопросов.
В архиве губернского правление хранится бумага, которую делает ценной упоминание имени поэта: «Дело об истребовании от А. Пушкина показания, следующего к военно-судному делу над капитаном Алексеевым». У Алексеева обнаружили предосудительные и возмутительные стихи, и Пушкин должен был ответить «им ли сочинены известные стихи, когда и почему известно ему сделалось намерение злоумышленников стихами изъясненное… В случае отрицательства, спросить не известно ли ему кем они сочинены». Из подозреваемого Пушкин становится свидетелем-экспертом.
Приводит Василев и подробную родословную поэта, представленную в Дворянском собрании и перепись имущества, осуществленную после его смерти дворянской опекой, подробный чиновный отчет о передвижениях смертного поезда с телом поэта и его захоронении, согласно воле императора - без «особенного заявления, никакой встречи, словом, никакой церемонии, кроме того, что обыкновенно по нашему церковному обряду исполняется при погребении тела дворян».
Содержатся в разделе и материалы, относящиеся к распространению издания сочинений А.С. Пушкина. Как известно, государь повелел выпустить посмертное издание в поддержку жены и детей поэта. Занимались этим и чиновники Псковской губернии, правда, не очень стараясь. Их 40 предложенных заказов, 18 «билетов» были возвращены распространителю.
Раздел о вещественных памятниках тоже во многом опирается на документы, Василев использует описи различного вида и назначения, сокрушается о проявленном небрежении, особенно касательно книг библиотеки поэта. Поэтому предметов ничтожно мало. Василев называет бильярдный шар и саблю в Михайловском.
В Пскове, в коллекции потомственного почетного гражданина Федора Михайловича Плющкина - алебастровая маска, многочисленные портреты Пушкина и гравюры по его произведениям. Далее идет своеобразный перечень: в селе барона Бориса Вревского Голубово - подаренный Пушкиным экземпляр «Онегина» с надписью. У дочери Вревского, Евфимии Борисовны – письма и тетради Пушкина. У священника города Острова Симанского – четверостишие, писанное рукою Пушкина и другие его автографы.
Василев внимательно сравнивает рукописи и печатные издания, отрывая таким образом простор для исследователей творчества Пушкина.
Книга, написанная Иваном Василевым к 100-летию Пушкина призывала современников и потомков бережнее относится к наследию поэта.
Дополнительные материалы: