В 1920 году признанный и прославленный мастер: портретист, театральный художник, декоратор - Борис Михайлович Кустодиев создал эскизы костюмов для театральной постановки «Грозы» в Псковском театре.
Спектакль не был поставлен, но появление этих эскизов имеет отношение к истории Псковского театра 20-х годов XX века.
Оценивая театральную жизнь послереволюционных лет, газета «Псковский набат» писала, что театральное дело находится в упадке. Критики отмечали плохую организацию, слабый репертуар, недостаточность артистических сил. Для изменения ситуации весной 1920 года в псковский театр были приглашены артисты из Петрограда во главе с артистом и режиссером Эрмитажного Показательного театра Анатолием Васильевичем Турцевичем.
Газета надеялась, что город будет иметь «театр, вполне отвечающий своему высокому назначению» и перейдет от казенщины к «постановке пьес художественного характера, влияющих на внутреннюю сторону души». Новая труппа взялась за дело энергично и первой художественной постановкой о народной жизни была определена пьеса Островского. С появлением «петроградского десанта» творческая жизнь псковского театра заметно оживилась.
В процессе подготовки и в поисках новых, актуальных решений Турцевич воспользовался связями – так появились эскизы Кустодиева к «Грозе» Псковского театра.
Кустодиев работал как театральный декоратор с 1911 года. Театр увлекает его, отодвигая на задний план традиционную станковую живопись. Художник оформляет спектакли Большого, Мариинского и Московского Художественного театра, иногда работает над двумя-тремя спектаклями одновременно. Он оформил тридцать девять спектаклей, из них только девятнадцать увидели свет. Эскизы декораций, костюмов, освещения и даже мизансцены - художник выражал свое видение будущего спектакля.
Драматургический материал, над которым работал Кустодиев был не только агитационным, хотя он и рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику. Были среди его работ и «Царская невеста», и «Снегурочка» Римского- Корсакова, «Блоха» по Лескову и «Смерть Пазухина» Салтыкова – Щедрина, но больше всего было пьес Александра Николаевича Островского.
Тогда, в апреле 1920 года, сообразуясь с возможностями труппы, Псковский театр поставил «Без вины виноватые» с участием артистов Мурова, Липовского, Муравского и Селиверстовой. Эскизы Бориса Кустодиева к «Грозе» остались невостребованными.
В настоящее время эти две небольшие акварели можно увидеть в музее-усадьбе Александра Николаевича Островского «Щелыково» Костромской области. Перед зрителем не просто набросок костюмов, а изображение характеров, причем далеко не первых в списке действующих лиц.
На одной изображены Феклуша - странница и Глаша, девка в доме Кабанихи. Неформальное название наброска «Староверка и модница».
Вторую сам автор назвал «Люди разного звания».
Исследователи писали, что в этих эскизах Кустодиев создал поэму о старой провинции, исполненную внимательного и любовного к ней отношения. Художник прорабатывает мельчайшие подробности. Это скорее портреты персонажей, чем подготовительный материал к спектаклю.
Источники:
Северные зори : ежемесячный журнал литературы, науки, искусства и социальных знаний. № 1 : декабрь - Псков : Вторая государственная типография, 1920. - Читать полный текст >>>
Псков, Пушкина, 13 : Театр в провинции: вчера, сегодня, завтра. [Т. 1] / [сост. Л.А. Никитина]. - Псков : Стерх, 2007. - 529 с. - 100-летию открытия в Пскове Народного дома им. А.С. Пушкина посвящается. - Читать полный текст >>>