Открытый для широкой публики государственный театр появился в России в 1756 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, хотя театральные представления существовали на Руси и гораздо раньше. Новый, высочайше признанный вид искусства быстро стал популярным. Вслед за столицей собственные театры стали появляться и в губерниях.
В Пскове театральная жизнь началась в начале XIX века. Санкт-Петербургская газета «Северная почта» 19 декабря 1810 года писала, что общество немецких актеров дает представления каждый день, привлекая не только образованную публику, знающую театр и понимающую по-немецки, но и простой народ.
В своей книге «Актеры, роли, зрители: из театральной жизни губернского Пскова» актриса и исследователь Инга Цирпонс приводит воспоминания писателя и театрального деятеля Рафаила Михайловича Зотова. Он вспоминал спектакли, которые посещал, будучи семилетним ребенком: «Где, в какой улице в каком доме был устроен этот театр, я теперь не помню, знаю только, что это было в каком-то здании, в котором было две длинные залы, одна подле другой.
В одной установлены были ряды стульев, а в глубине возвышалась сцена. Лож не было, кроме ложи для губернатора, которая была поставлена на четырех столбах в заднем углу залы, а вход в нее был из другой, боковой залы, где одевались актеры и актрисы и где хранились декорации, гардероб и прочее».
В Пскове еще не было стационарного театрального здания и представления проходили по разным адресам.
Самым первым упоминается дом «нарвского бюргера» Карла Дипнера. Краеведы знают это здание как аптеку Зоргенфрея, который купил этот дом позднее и обустроил там аптечный магазин. Двухэтажный деревянный дом на углу Садовой и Сергиевской улиц возле церкви Василия на Горке. Сейчас на этом месте находится автобусная остановка «Детский парк».
Натан Фелисович Левин в книге «Из истории псковских немцев» рассказывает, что в Пскове бывали преимущественно заезжие труппы. Одно такое представление зафиксировано в рапорте псковского полицмейстера 4 октября 1831 года. В 1840 году Псков посетила странствующая немецкая труппа Августа Келера, которая представляла пьесы на немецком языке в обычной зале, без декораций, но с музыкой и пением.
Гастроли вызвали интерес публики, на спектакли стремились попасть даже те, кто не знал немецкого языка, «Псковские губернские ведомости» отмечали гастрольные спектакли как нечастое и желанное зрелище.
Кроме того, в середине XIX века театральные представления проходили в общественных и частных садах, открытых для широкой публики. Газеты писали о том, «по два раза в неделю, играет хорошая немецкая музыка, а в Летнем театре часть представлений дается на немецком языке».
В конце XIX века появились более постоянные адреса театральных представлений. Для спектаклей, концертов и клубных вечеров были устроены приспособленные залы в частных домах.
Любители театра посещали дом Качёва: трехэтажный дом находился на правой стороне Петропавловской улицы (в настоящее время – территория главного корпуса Псковского государственного университета). Купец 2 гильдии Алексей Мартынович Качёв сдавал в аренду зальные помещения второго этажа. Например, музыкально-драматическое общество использовало его постоянно.
Посещала губернская публика и дом Викенгейзера. Два верхних этажа которого были построены с высокими потолками и большим залом. Предполагалось использовать как торжественный, театральный или бальный.
В 1892 году помещения второго этажа арендовало Общество любителей музыкально-драматического искусства, которое оборудовало там театральный зал с большой сценой. Работами по устройству сцены руководил псковский архитектор Федор Павлович Нестурх, который был его активным участником. Зал был популярен в городе - здесь устраивались вечера танцев и любительского творчества, проходили чтения и спектакли.
В зале дома Викенгейзера выступали профессиональные театральные труппы и отдельные артисты, прибывавшие в город на гастроли.
Летний театр для простого народа организовал начальник тяги 2-го участка Петербургско – Варшавской железной дороги Роберт Антонович Прайс. Летом 1896 года он построил за свой счет открытую сцену при паровозном депо и собрал кружок любителей, которые безвозмездно ставили спектакли для железнодорожников. Спектакли шли каждое воскресенье и собирали не только работников станции, но и жителей близлежащих слобод. Иногда, впрочем, назначалась небольшая входная плата (от 10 до 40 копеек), но сбор имел благотворительные цели, чаще всего поддержку малоимущих семей сотрудников железной дороги.
В 1899 году Прайса перевели из Пскова и железнодорожный театр прекратил свою деятельность. Возобновил его через семь лет другой начальник Псковской дистанции пути.
Во второй половине XIX века в Пскове выступали не только немецкие актеры, спектакли ставились силами любителей и энтузиастов, посещали город и русские гастролеры, представлявшие исторические пьесы патриотического содержания. Самым любимым и популярным жанром был водевиль, без которого не обходился ни один театральный вечер.
В 1882 году в Пскове создан кружок любителей сцены, а в 1884 году – общество любителей драматического искусства (в рамках музыкально-драматического общества). Общество любителей драматического искусства взяло на себя организацию спектаклей в Пскове, приглашает актеров, которые играют вместе с местными любителями. В 1886 году общество приглашает на оплачиваемую должность режиссера Владимира Дмитриевича Рокотова (отца писательницы Маргариты Ямщиковой (псевдоним Ал. Алтаев)).
На зимний сезон 1899-1900 годов Драматическое общество поручило режиссёру Михаилу Григорьевичу Межевому и актрисе Наталье Ивановне Степановой-Новиковой собрать большую труппу, чтобы играть по очереди в двух помещениях: в доме Викенгейзера на Сергиевской и в доме Качёва на Петропавловской.
Статья в «Губернских ведомостях» 1841 года выражает отношение псковичей к театру. «Бесспорно, что театр имеет благодетельное влияние на образование вкуса и успехи народной образованности, доставляя всем приятное провождение времени, отвлекает многих от беспутных занятий, порождаемых праздностью, представляет живые картины, в которых недостатки осмеяны, а достоинства являются в привлекательном виде...»
Источники:
Из истории псковских немцев : [сб. ст.] / Рус.-нем. центр встреч в Пскове. - Псков : [Рус.-нем. центр встреч в Пскове], 2007. - 86, [2] с. - 10-летию Рус.-Нем. Центра посвящается. - Содерж.: И. Корнеева. К 10-летию Русско-Немецкого Центра. Н. Левин. Читать полный текст >>>
Левин Натан Феликсович
. Архитектор Гермейер - автор проекта Народного дома имени Пушкина ; Актриса лирико-драматического дарования [Нина Павловна Анненкова-Бернар] / Левин Натан Феликсович // Псковские сезоны: провинциальный театр в ХХ веке / [сост. Л. А. Никитина ; под ред. Г. И. Иванова]. - Псков, 1999. - С. 7-18 : фото. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. Читать полный текст >>>
Цирпонс Инга Александровна
Актеры, роли, зрители : Хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоян. театра в губерн. Пскове / Цирпонс Инга Александровна / сост. актрисой И. Цирпонс, ил. видами города со старых открыток из коллекции псков. краеведа Н. Левина... ; [сост. Н. В. Семенова]. - Псков : Стерх, 1997. - 129 с., [8] л. ил. - Посвящ. 200-летию А. С. Пушкина . - На обл. также: Из театральной жизни губернского пскова - Библиогр. в примеч.: с. 125-126.