Начало 1920-х годов XX века новой России историки описывают как время гражданской войны, голода и разрухи. Псковичам жилось очень трудно, тем удивительнее желание участвовать в общественной и культурной жизни.
В дни голода и неустройства в Пскове, кроме не прекращающего работу государственного театра имени Пушкина, появилось большое количество любительских театров, студий, кружков, клубов и объединений самого различного направления.
Ресурсов для постановок не хватало: проблемой были декорации и костюмы, не хватало руководителей – профессионалов, поэтому все создавалось на энтузиазме людей. Коллективы появлялись и распадались, объединялись и реформировались, боролись за внимание зрителя – околотеатральная жизнь просто кипела.
Театр имени А. С. Пушкина в этот период осуществлял постановки с огромными усилиями. Труппа формировалась на сезон. Репертуар был неровный, наибольшим успехом пользовались мелодрамы, исторические костюмные пьесы и комедии. Революционный и социальный репертуар оказался менее посещаемым, а классиков за исключением Островского почти не ставили.
Оценивая театральную жизнь послереволюционных лет, газета «Псковский набат» писала, что театральное дело находится в упадке. Критики отмечали плохую организацию, слабый репертуар, недостаточность артистических сил. Для изменения ситуации весной 1920 года в псковский театр были приглашены артисты из Петрограда во главе с режиссером Эрмитажного Показательного театра Анатолием Васильевичем Турцевичем.
«Профессиональный десант» оказал огромное влияние на работу не только государственного театра, но и любительских объединений, некоторые из которых развились в серьезные театральные коллективы.
21 декабря 1919 года по инициативе культпросвета политотдела дивизии была организована Музыкально-драматическая студия красноармейцев. Репетиции проходили в помещении гарнизонного клуба «Красная Звезда», который разместился в бывшей духовной семинарии по Великолуцкой улице. Для работы «красноармейского театра» был приглашен Турцевич и другие профессиональные артисты. Ставилась задача привлечь зрителя для чего требовалось организовать лучшие «концертные силы», план первых постановок включал «Женитьбу Бальзаминова» и «Доброго барина» Островского, «Борьбу» Горварти, «Ревизора» Гоголя, «Горе от ума» Грибоедова, «Павла I» Мережковского.
Театральный инструктор политотдела дивизии Брониковский писал в пояснительной записке «Следует ожидать, что труппа политотдела, пополненная выдающимися драматическими силами.., даст зрителю здоровую духовную пищу, в которой так нуждается рабочий пролетариат, уставший после ложного буржуазного театра с его извращенными вкусами». Красноармейский театральный коллектив предполагал осуществлять выезды на фронт и в военные части «для обслуживания духовных запросов красноармейцев в промежутки их отдыха после тяжелой боевой жизни в суровых условиях военной обстановки».
В 1920 году силами красноармейцев и артистов драмтеатра им. А. С. Пушкина с большим успехом прошли спектакли «Старина» Аверченко, «Предложение» Чехова, «Без протекции». Стоит напомнить, что в театральный вечер традиционно входило концертное отделение.
1 октября 1920 года в «Красной Звезде», преобразованной в районный клуб, открылась «Мастерская народной драмы», которая объединила все драматические кружки и студии, существовавшие при воинских частях и красноармейских клубах.
«Мастерская…» расширила деятельность: студийные занятия велись ежедневно по довольно содержательной программе, где наряду с лекциями силами артистов ставились показательные спектакли. Слушателями могли стать не только красноармейцы, но и члены их семей, жители Пскова по рекомендации двух слушателей. На многие занятия специально приглашались школьники. Имевшаяся при клубе сцена была переоборудована по системе общедоступного театра Гайдебурова. В качестве преподавателей выступали представитель народного образования, музыканты, артисты и режиссеры. Спектакли ставились как на коммерческой, так и на благотворительной основе.
Весной 1919 года музыкально–драматический кружок оборудовал в помещении бывшей Мариинской гимназии по улице Некрасовской, дом 9 Театральное зало «Юность», где осуществлял представления разных форм силами учащихся.
Газета «Псковский набат» описывала вечер 21 апреля 1919 года: «Музыкально-драматический кружок учащихся устроил в русском стиле вечер-ярмарку. Бояре, боярыни, послы, стража, дьяки, народ в русских костюмах, хороводы и др.. все это действительно отражало русскую жизнь в старину». Публика посещала «зало» охотно и с интересом.
В помещении по улице Гоголевской, 6 уездно-городской отдел народного образования 17 мая 1920 года открыл Единую театрально-музыкальную студию. Ее деятельность во многом была организована так же, как «Мастерская народной драмы». К работе в студии были привлечены квалифицированные преподавательские силы, программа занятий была обширной и разнообразной. Были курсы по искусству и истории театра, сценоведению, музыке, ритмике, вокалу и декламации.
Когда в мае 1922 года в Пскове открылся драматический техникум, схема занятий, которые проходили три раза в неделю готовили артистов: постановка голоса, выразительное чтение, искусство актера, ритмика, акробатика, история искусств, психофизиология. Обучение продолжалось три года, после чего выпускники техникума разъехались по уездам, чтобы возглавить в глубинке драматические кружки, самодеятельные театральные студии. Некоторые продолжили театральное образование и стали профессиональными артистами. Учащиеся техникума часто показывали псковичам свои учебные спектакли.
8 октября 1921 года в помещении бывшего кинотеатра «Рекорд», который находился на Плоской улице (сейчас здесь находится Псковская областная универсальная научная библиотека) работал Театр деревообделочников «Пролетарское искусство». При активном участии профсоюзов из рабочих была организована собственная труппа театра. Заявленная цель «давать именно пролетарское искусство, чего у нас так мало».
12 июля 1920 года в помещении бывшего летнего театра в Черехе состоялось открытие рабоче-крестьянского театра, где силами драматического кружка, созданного благодаря энергии и усилиям учителя Черехинской школы Григорьева, была поставлена первая пьеса «Чужое добро впрок не идет». В состав кружка входили учителя и рабочие, а зрителями была исключительно местная крестьянская молодежь.
Идея создания театра для молодежи и юношества витала в воздухе. Одна из таких попыток – открывшийся 24 сентября 1922 года театр «Культура». Псковский спортклуб осуществил несколько постановок, но не имея профессиональной поддержки и понятного репертуара «не сумел привлечь и приучить к себе зрителя», - отмечалось в газете.
Было несколько нереализованных предложений о создании театра для детей. Следует отметить, что несмотря на отсутствие специального театра, в Пскове шли спектакли для детей. Наиболее удачным в 1920 году был «Кот в сапогах» в постановке Турцевича.
Обязательным событием стало появление Театра рабочей молодежи (ТРАМ). ТРАМы и агитационные театры, организовывались по всей стране. Основными участниками и зрителями в них была фабрично-заводская молодежь. ТРАМы работали только с современным материалом. В основе постановок были идеи Пролеткульта. Эти Пролетарские культурно-просветительные организации были созданы при Наркомате просвещения еще в 1917 году и подразумевали массовое культурно-просветительское и литературно-художественное движение пролетарской молодежи.
Пролеткульт отвергал классику и не придавал большого значения режиссуре и искусству актеров, зато проблемы освещались самые острые и злободневные. Актер должен был играть самого себя и быть не персонажем, а «взволнованным докладчиком», общающимся с залом. Одним из мест для проведения репетиций был зал Поганкиных палат.
Губернский Показательный театр с появлением ленинградского творческого десанта работал с тем же творческим кадровым составом. Под руководством Анатолия Васильевича Турцевича были осуществлены успешные постановки социальных драм: Голсуорси «Борьба», Андреева «Рассказ о семи повешенных», Блока «Двенадцать».
Показательный же театр устраивал довольно много бесплатных или льготных спектаклей для членов профсоюзов, красноармейцев, учащейся молодежи; был популярен и посещаем. Совместно с участниками других студий проходили тематические и просветительские концерты классических произведений русских композиторов.
Агитационный театр – непременное учреждение ранних лет существования Советской России. Псковский агиттеатр заявил о себе ярко, но финансовые трудности быстро привели его к закрытию через несколько месяцев. Несколько раз агиттеатр возрождался благодаря поддержке агитпропотдела губкома РКП (б). С агиттеатром сотрудничали профессиональные режиссеры. Пресса положительно отзывалась о постановках пьес «Савва», «Король и мужик», «Дантон». По количеству выездных выступления в трудовых коллективах, колхозах и совхозах губернии Агитационный театр был на первом месте.
Не могла остаться в стороне от театрального движения деревенская молодежь. Правда, Колхозно-совхозный театр появился позднее - 1 июля 1935 года по постановлению бюро Псковского окружкома ВКП(б). Базой, поскольку предполагались и выездные спектакли, стал совхоз «Быстрецово» Карамышевского района, где был оборудован хороший большой дом, зрительный зал на 400 зрителей. Это был первый в тогдашней Ленинградской области колхозно-совхозный театр.
Возникновение и существование театральных коллективов в те годы приветствовалось государством, которое в то же время регулировало идеологические установки. Но в трудные 20-е годы любительские и профессиональные театры несли просвещение и развлечение, были массово посещаемым зрелищем.
Дополнительные материалы:
Никандрова, Ирина Евгеньевна. Из истории театральной жизни Пскова 1920-х г.г. / Никандрова Ирина Евгеньевна // Псков. - 2003. - № 18. - С. 239-243.
Филимонов А. В. Псковский драматический техникум : (1921-1926 гг.) / Филимонов А. В. // Псков. - 1997. - № 6. - С. 146-152. - О псковском драматическом техникуме. - Примеч.: с. 151-152. - Читать полный текст >>>
Филимонов А. В. Организация и первые шаги стационарного театра в Пскове (1939-1941 гг.) / Филимонов А. В. // Псков. - 2013. - № 38. - С. 107-118. - Примеч.: с. 117. - Библиогр. в примеч Читать полный текст >>>
Филимонов Анатолий Васильевич Псков в 1920-1930-е годы : очерки социально-культурной жизни / Филимонов Анатолий Васильевич - Псков : Псковская областная типография, 2005. - 303 с. - Читать полный текст >>>