(1500 - е - середина XVI века)
Позднее, после пострижения, мирское имя Ермолай заменило монашеское: «...прегрешнаго Ермолая, во иноцех Еразма».
Книжник, мыслитель, писатель и публицист XVI века. Биография почти неизвестна. О его жизни, политических и философских взглядах приходится судить по произведениям.
Известно, что в середине XVI века он жил в Пскове, некоторые исследователи называют его уроженцем города. Пока Ермолай священствовал в Пскове появились первые известные религиозные труды – пояснения к святцам: «Зрячая Пасхалия», «Послание кир Софронию», которые и принесли ему некоторую известность.
Осенью 1546, во время пребывания в Пскове Ивана IV Ермолай познакомился с царским чтецом Софронием и через него установил связи с московскими книжниками. В конце 1540х - начале 1550-х годов переселился в Москву.
В 1555 протопоп дворцовой церкви Спаса-на-Бору в Москве и член кружка митрополита Макария Московского, собиравшего возле себя образованных, мыслящих людей.
Собор Спаса Преображения на Бору. Уничтожен в 1933 году.
Собор Спаса-на-Бору находился во дворе Большого Кремлёвского дворца московского Кремля. По поручению Макария Ермолай-Еразм создает житийные и назидательные произведения: «Повесть о рязанском епископе Василии», «Главы о увещании утешительнем царем, аще хощеши и вельмож», «Поучение к своей душе», «Слово о рассуждении любви и правде и о побеждении вражде и лже», «Книга о Троице»,«Слово к верным». Ему приписывают, считая самымя рким художественным произведением - «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Это житие муромских князей-супругов, написано на основе былинного сюжета, а народные мотивы в повести христианизированы. Исследователи считают, что «Повесть..» не вошла в составленные под началом митрополита Макария «Великие Четьи-Минеи» именно по причине необычности и фольклорности повествования, что не вполне соответствовало житийной литературе.
В поучениях Ермолай-Еразм выступает как страстный проповедник. Он призывает к христианской любви, обличает неправду бояр, обрушивается на стяжательство и корыстолюбие. За его строками сквозит возмущение несправедливостью и беззаконием, призыв к царю придерживаться правды, а к его подданным – подчинению и христианскому смирению.
Думал Ермолай–Еразм и об общественном и государственном устройстве. Свои взгляды он изложил в очень личном послании «Моление к царю», в котором напомнил самодержцу о своей верной службе, жаловался на врагов и бедность, в то же время предлагая помощь в проведении государственной реформы для более справедливого жизнеустройства в государстве.
Кроме того, в «Молении…» писатель осмелился осудить политику Ивана IV, а одна из нравоучительных глав была обращена с осуждением непосредственно к боярам и вельможам.
Грозный подверг опале автора «Моления…», обличаемые корыстолюбцы воспользовались моментом и добились изгнания проповедника.
В 60-е годы Ермолай–Еразм уезжает из Москвы и принимает постриг с именем в честь Священномученика Еразма Эльма), епископа Формийского. Можно предположить, что Ермолай выбрал себе небесного покровителя найдя общее в судьбе мученика и своей: оба были отторгнуты царем и подвергнуты гонениям.
В это период появляется трактат «Правительница» (Наставление в землемерии царям, если им угодно).
Известны две редакции этого документа. В нем Ермолай-Еразм указывал, что русский царь - единственный православный государь в мире и это обязывает его заботиться об укреплении Русского государства и благе подданных.
Писатель предлагал Ивану IV провести реформу податной системы, переустроить земельное обеспечение военной службы, преобразовать существующие экономические отношения в обществе.
По мнению Ермолая-Еразма, преобразования важны были как для дворянства и боярства, так и для крестьянства, несущего основные налоговые тяготы.
Сборщиков налогов, допускавших служебные злоупотребления и обогащавшихся за счёт «ратаев», по мысли Ермолая-Еразма, следовало «карать без милости».
Призывал он отменить все торговые пошлины и разрешить свободную торговлю купечеству. В землеустройстве рекомендовал принять новую единицу измерения - квадратную версту, что давало преимущество в скорости подсчётов и устраняло поводы к тяжбам.
Среди нравственных проблем отмечал пьянство как источник уголовных преступлений; предлагал царю закрыть корчмы и запретить «всяко пьянственое житие».
В последний период жизни Ермолай-Еразм обратился к теологии и философии. Его труд этого времени «Большая и малая трилогия» направлен против ереси и дает целостное теоретическое обоснование православно-ортодоксальному мировоззрению.
Подводя жизненные итоги, в монастыре он собирал собственные труды, заново переписал, располагая в определенном порядке, считая, что они являются оружием против ненавистных ему стяжателей и корыстников. Позднее, некоторые его произведения переписывались, но без указания имени опального автора.
Среди литературных занятий Ермолая–Еразма была и гимнография. Он собирал, систематизировал и составлял в сборники церковные песнопения: тропари и кондаки, в том числе и кондак священномученику Еразму.
Похвала митрополиту Алексию. Автограф Ермолая (Еразма) (РНБ. Солов.. № 287/307. Л. 150)