Филофей Псковский - «Москва - третий Рим»

tretiy rimоколо 1465-1542

Филофей - старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря: мудрец, книжник и полемист, философ XVI века.

О фактах его биографии известно немногое, но о личности можно судить по его религиозным трудам. Учитель владык он творил в форме посланий: именно ему принадлежит знаменитая форму­ла «Москва - третий Рим».

Спасо-Елеазаровский монастырь расположен в 27 км от Пскова по дороге на Гдов. Основан в 1447 году учителем Филофея -  Ефросином Псковским, в миру Елеазаром.

Ефросин был современником преподобного Сергия Радонежского и его идейным последователем. Пешком ходил в Константинополь, был принят самим Патриархом, который на благословение пустынножительной обители подарил Евфросину список Цареградской иконы Божией Матери. Икона стала своеобразным символом преемственности русского православия от Византийской церкви.

В этот период происходит падение Константинополя именуемого «Вторым Римом»  и православные всего мира ощущали новую историческую ситуацию, искали новой духовной опоры.

filofei eleazarovskyiО преемственности после Византии Руси и Москвы как центра государства и писал старец в своем послании к молодому Московскому Великому князю Василию III Иоанновичу, сыну Софьи Палеолог: «Церковь древнего Рима пала вследствие принятия аполлинариевой ереси. Двери Церкви Второго Рима - Константинополя рассекли агаряне. Сия же Соборная и Апостольская Церковь Нового Рима - державного твоего Царства, своею христианскою верою, во всех концах вселенной, во всей поднебесной, паче солнца светится. И да знает твоя держава, благочестивый Царь, что все царства православной христианской веры сошлись в одном твоем Царстве, един ты во всей поднебесной христианский Царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, поставившего тебя, не уповай на злато, богатство и славу… Уже твое христианское царство другим не останется».

Религиозная концепция Филофея, в том, что Московское Великое княжество самим ходом истории, как единственное тогда православное государство, призвано оказывать покровительство вселенскому Православию перед лицом опасности с Запада и Востока.

В своих посланиях старец убеждал «царя земного» помнить о своем назначении «единственного христианского царя» и защищать Церковь и православных во всех странах. Россия, после гибели Византии осталась единственным последним государственным оплотом Церкви и необходимо во что бы то ни стало его сохранить.

Значение и смысл идеи «Москва - Третий Рим» состоял в объединении русских земель вокруг Москвы. Голос призывавший к объединению и укреплению государства и поддержке власти князя московского исходил из небольшой псковской пустыни, тогда как прославленная Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости.

Идея была настолько своевременной, что присоединение Пскова произошло именно в ту эпоху, ибо только Великий князь Московский был «броздодержатель святых Божиих престол».

Еще одно широко известное и крупное сочинение Филофея адресовано псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину. Основная тема послания - опровержение астрологии, потому что не звезды влияют на судьбы людей и народов, а их верность истине или отпадение от нее. В нем Филофей так же в качества примера приводит падение первого и второго Рима.

В 2000 году Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь, где в XVI веке жил старец Филофей был возвращен Русской Православной церкви и возрожден как женский.

elizarovo sobor

Ныне восстановлен главный храм собор обители – собор Трёх святителей, построенный в 1425 году.  Архитектура словно бы выражает все ту же идею объединения: к главному объему в традиционном псковском стиле присоединен придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.

В 2009 году во время исследования участка некрополя XVI века в Спасо-Елиазаровском монастыре псковские археологи нашли могилу, предположительно принадлежащую старцу Филофею.

Подорбнее: Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Издательство: Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры. Киев. 1901 >>>


 Дополнительно рекомендуем:



Серебрянский Николай Ильич
Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле : с критико-библиографическим обзором литературы и источников по истории Псковского монашества / Серебрянский Николай Ильич - М. : Синодальная Типография, 1908. - 586 с. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - сереб до 388.djvu; сереб с 389 -588.djvu; серебрянский.djvu; содер серебрянский.djvu; CD-1 .

Сего Дня

24 января 1867 года

24 января 1867 года

Учреждена стипендия в Санкт-Петербургском университете для одного из бедных граждан Пскова. По приго...

24 января 1905 года

24 января 1905 года

Предупреждение революционных выступлений. Псковский губернатор А. В. Адлерберг секретным предписание...

Псковские факты

Патриарх Тихон и Псковский край

Патриарх Тихон и Псковский край

5 (18) ноября 1917, после литургии и молебна в храме Христа Спасителя...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru