К дню открытия Псковского государственного университета

universitet statia prewie17 октября 1932 года открылся Псковский государственный университет. О том, какие этапы прошло высшее учебное заведение, можно узнать из работы кандидата исторических наук, профессора Филимонова Анатолия Васильевича «От учительской семинарии до педагогического университета»

Когда подъезжаешь к центру Пскова по Рижскому проспекту, еще издали видишь красивое здание с портиком и колоннами. Это старейшее высшее учебное заведение города и области — Псковский государственный педагогический университет имени С.М. Кирова, ведущий свою историю с 1932 г. Однако истоки педагогического образования в Пскове уходят в XIX век.

В течение длительного времени школы дореволюционной Псковской губернии довольствовались выпускниками различных курсов, гимназий, прогимназий, духовных училищ и семинарий. Лишь 29 сентября 1873 г. состоялось решение Государственного Совета об открытии в Петербургском учебном округе пяти учительских семинарий, в том числе в Пскове. Торжественное открытие Псковской учительской семинарии — первого педагогического учебного заведения губернии — состоялось 1 сентября 1874 г. [7, сc.1, 27, 28, 30]. Она была мужской и призвана была готовить учителей для земских школ. Срок обучения в семинарии – среднем учебном заведении — был трехлетним, а затем четырехлетним. В 1878 г. состоялся первый выпуск: тогда семинарию окончили всего 18 человек, примерно такое же количество выпускали ежегодно и в последующем.

teacher seminaria old foto

Первым директором семинарии был назначен Владимир Александрович Ауновский — коллега и друг Ильи Николаевича Ульянова по работе в Пензе, Нижнем Новгороде и Симбирске, до приезда в Псков, работавший директором Порецкой учительской семинарии Алатырского уезда Симбирской губернии. Но Владимир Александрович был директором всего в течение восьми месяцев: 28 февраля 1875 г. в возрасте 40 лет он скончался от тяжелой болезни и был похоронен на Дмитриевском кладбище Пскова. Даже за столь короткий срок он сумел сделать очень многое: оборудовал кабинеты зоологии, минералогии, ботаники, а также семинарскую библиотеку, заложив тем самым надежную базу для учебного процесса.

Семинария с первых лет существования пользовалась репутацией учебного заведения с хорошо поставленным преподаванием. Преподавание осуществляли педагоги, знающие и любящие свое дело – преимущественно выпускники Петербургского университета и педагогического института. Большое внимание уделялось преподаванию естественных наук и трудовому воспитанию учащихся. При семинарии имелись хорошо оборудованные мастерские, в 1877 г. был приобретен большой сад, начались занятия по садоводству и огородничеству, а затем и пчеловодству. Среди учащихся преобладали дети крестьян: если в конце XIX в. они составляли 70% всего контингента, то в 1909 г. — 80%. Общее количество учеников возросло, т.к. с 1891 г. по правительственному распоряжению начали принимать жителей прибалтийских губерний. Ежегодно при семинарии организовывались курсы учителей, а для повышения общего развития учащихся устраивались литературно-музыкальные вечера. С 1878 г. в распоряжении семинарии находилась расположенная поблизости Иоакимо-Анненская церковь —памятник архитектуры XVI в.

skver teacher seminaria

Сквер перед учительской семинарией

В начале своей деятельности семинария не имела собственного здания и приступила к работе в наемном помещении — доме статского советника Е. А. Окунева по ул. Успенской, д.3, сданном владельцем в аренду на два года («в деревянном, ветхом одноэтажном доме и таком же флигеле» [1, ф.67. oп. 1. д.9. лл. 46, 50-53; д, 2. л. 14]. Впоследствии срок аренды был продлен.

Уже с конца XIX в. неоднократно поднимался вопрос о строительстве для семинарии специального здания, но составленные в начале XX в. смета и проект не были утверждены, т.к. их посчитали дорогостоящими и в целях «возможно большей экономии постройки» рекомендовали переработать [1, ф. 67. оп.1. д. 164. лл. 17-19, 146, 185] К тому времени существующее здание семинарии сильно обветшало и даже становилось опасным для проведения занятий. Лишь в 1909 г. Министерство просвещения предоставило семинарии кредит на сумму 50 тыс. руб., привлекались и другие средства: например, от государственного казначейства было получено около 165 тыс. руб., а построить здание по проекту петербургского инженера Л. М. Харламова взялся в 1910 г. петербургский купец первой гильдии С. Л. Гликштейн. Основные работы были выполнены к концу 1912 г., а полностью строительство здания завершилось в марте 1914 г.

Это было каменное здание в виде буквы «П», расположенное на углу Покровской и Иоакимо-Анненской улиц, близ старого здания семинарии —дома Окунева. Вдоль Покровской улицы располагался трехэтажный квартирный корпус с 8 квартирами, по Иоакимо-Анненской улице —двухэтажный учебный корпус с классами и актовым залом, третья часть здания – трехэтажная — была обращена в сад, здесь первые два этажа занимали классные комнаты, а третий служил интернатом. Все здание было оборудовано водопроводом, электрическим освещением, вентиляцией и центральным паровым отоплением. В расположенных поблизости деревянных зданиях размещались теперь мастерские, больница на 8 мест и 6 квартир для администрации.

Здание было построено в тихом месте, на сухом грунте, открыто к реке Великой, поблизости не было ни заводов, ни фабрик, с трех сторон его окружали сады. Таким образом, семинария получила хорошее помещение, отвечавшее всем необходимым требованиям [1, ф. 67. оп. 1. д. 164. лл. 269-270]. Постройка его сняла многие проблемы и трудности, стоявшие перед учебным заведением все предыдущие годы.

Так постепенно учительская семинария укрепляла свою учебно-материальную базу, в чем немалая заслуга принадлежала директорам, каковыми после В.А. Ауновского были Ф.В. Кестнер, А.А. Константиновский, А.В. Введенский, С.С. Закусев.

teacher seminaria

С началом Первой мировой войны, в августе 1914 г. классы семинарии и ее общежития были заняты двумя военными госпиталями, ей пришлось переселиться в квартиры, принадлежавшие Псковской губернской чертежной землеустроительной комиссии (дом Гладкова на углу Плоской и Великолуцкой улиц). Некоторые воспитанники были призваны на военную службу, добровольцы поступили в школу прапорщиков [1, ф. 67. оп. 1. д. 211. л. 80; д. 224. л. 44].

Продолжала функционировать семинария некоторое время и после революционных событий 1917 г. Но отступавшие под натиском германских войск в феврале 1918 г. солдаты Северного фронта разграбили ее имущество, а пришедшие вскоре немцы в мае того же года заняли дом Гладкова, вывезли оттуда шкафы, разгромили библиотеку. Семинария вообще осталась без постоянного помещения, но и в этих условиях, хотя и с перерывами, продолжала работать [1, ф. 67. оп. 1. д. 242. л. 16; д. 240. л. 27].

Мужская учительская семинария в начале XX в. была не единственным учебным заведением, готовившим в Пскове педагогические кадры. В октябре 1909 г. в городе был открыт учительский институт — еще одно среднее учебное заведение, но предназначенное для подготовки учителей городских школ и начальных училищ Министерства народного просвещения.

Первыми в институт были приняты 24 человека, из них 14 уже имели учительский стаж. Затем число воспитанников выросло до 66 человек, а социальный состав их был почти таким же, как в учительской семинарии: крестьянским на 62% в 1909 г. и на 85% в 1913 г. В 1912 г. состоялся первый выпуск: 12 выпускников получили назначения, главным образом, в отдаленные городские училища. [8, с. 21-22].

Учительский институт был открыт в наемном помещении — полукаменном доме мещанина В. И. Рушанова, расположенном на Завеличье, на углу набережной р. Великой и улицы Мироносицкой (ныне Коммунальной), и построенном в конце 80-х гг. XIX в. по проекту архитектора А. Н. Векшинского. После смерти В. И. Рушанова здание было нанято для размещения здесь учительского института. Институт находился здесь два учебных года, затем домовладение приобрел известный журналист А. Н. Брянчанинов и разместил в своем доме типографию издаваемой им газеты «Псковская жизнь». В настоящее время верхний деревянный этаж здания утрачен, а по бокам сделаны небольшие симметричные каменные пристройки. В таком виде можно сегодня увидеть это здание на берегу Великой, напротив Кремля. Размещается здесь областная станция юных техников [11].

dom barsukova

Из дома Рушанова учительский институт был переведен в старое здание реального училища на ул. Успенской (ныне ул. Калинина), наискосок от церкви Успения с Полонища. Само же реальное училище переехало в новое, специально для него построенное здание на Сергиевской улице, у Ботанического сада [12]. В старом здании реального училища учительский институт работал все последующие годы, специального здания для него так и не было построено. В годы Первой мировой войны в здании была размещена воинская часть, затем семьи беженцев, а в 1915 г. оно, как и все расположенные поблизости дома, было взято для нужд Северного фронта. [8, с. 22] Разрушено оно было в годы Великой Отечественной войны, и никаких следов его на ул. Успенской не осталось.

Так и существовали в дореволюционном Пскове два педагогических учебных заведения, выполняя, в общем-то, единую задачу, но в соответствии с тогдашними правилами раздельно, т.к. готовили учителей для школ разных ведомств.

Октябрьская революция положила начало коренным преобразованиям в области народного просвещения, в том числе и в системе подготовки учительских кадров, тем более что при быстром росте числа школ и учащихся их требовалось гораздо больше.

В 1919 г. произошло слияние учительской семинарии и учительского института, и на их базе был создан институт Народного Образования (ИНО) —первое высшее педагогическое учебное заведение Пскова и губернии с четырехлетним сроком обучения. ИНО готовил учителей для школ I и II ступени, причем для II ступени - на трех факультетах: словесно-историческом, физико-математическом и естествознания. [3, 1919. 4 ноября; 1920. 17 января], следовательно, ИНО являлся преемником двух дореволюционных педагогических учебных заведений. Выступая на торжественном собрании в октябре 1920 г., посвященном годовщине института, член его Президиума И. В. Малышев, подчеркнув, что ИНО вырос из «корней учительской семинарии и учительского института», сказал, что «Октябрьская революция возродила учительскую семинарию к новой жизни - уже в лице ИНО, рабоче-крестьянской школы...» [3, 1920. 28 октября]

Размещался ИHО в здании учительской семинарии, построенном в 1914 г. Состав преподавателей ИНО был довольно квалифицированным.

Институт располагал хорошо оборудованными кабинетами и лабораториями, имел богатую библиотеку, студенты факультета естествознания проходили практику в опытной школе и в совхозе «Елизарово». В 1922 г. при ИНО был открыт paбфак, в конце 1922/23 учебного года в институте обучались 292 студента; в 1923 г. был сделан первый выпуск - 42 человека.

Профессора и преподаватели ИНО были организаторами в 1920 г. Псковского отделения общества мироведения, в 1921 г. при нем было организовано физико-математическое общество, им же принадлежала главная роль в создании и деятельности Псковского общества краеведения, первым председателем которого стал ректор ИНО В. К. Гринкевич.

Но история Института Народного Образования оказалась короткой: в том же 1923 г. из-за острого недостатка средств и недостаточного количества квалифицированных преподавателей Наркомпрос вынужден был преобразовать его в педагогическим техникум — среднее учебное заведение, которым и было представлено в течение почти десяти дет педагогическое образование Пскова [3, 1923, 1 и 5 августа] Это был, несомненно, шаг назад, но в тех условиях он являлся закономерным. Техникум был учебным заведением по сравнению с ИНО явно пониженного типа, но он не изменил своего профиля и продолжал готовить учителей для школ I и II ступени, а также работников для дошкольных и политико-просветительских учреждений.

Педтехникумов с тремя отделениями — школьным, дошкольным и политико-просветительским — в стране было только два: в Пскове и в Воронеже. Располагался Псковский педтехникум все в том же здании, но в 1923 г. получил «новый адрес»: решением губисполкома улица Покровская была переименована в улицу К. Либкнехта. В 1924 г. имя этого германского революционера стал носить и сам техникум [l, ф. 590. оп. 1. д. 1511. л. 23]

Выпуски специалистов из техникума были небольшими: в 1926 и 1927 гг. они составили по всем отделениям по 49 человек, в 1929 г. - 60, в 1930 г. - 71 [3, 1926, 14 мая; 1927,19 июня; 1929, 6 июня; 1930, 1 января; 4, 1930, 1 мая, 10 июля] Этого явно недоставало для постоянно расширявшейся сети школ. Окружные плановые органы, составляя пятилетний план профессионального образования в округе, прямо отмечали, что возможности техникума позволят обеспечить потребность школ в учителях к концу пятилетки лишь на 25%.

Несколько лучше обстояло дело с обеспечением дошкольных и политико-просветительских учреждений [1, ф. 324. оп. 1. д. 316. л. 387] И это при том, что кадры учителей готовили в то время помимо Псковского педтехникумы Гдова, Невеля, Великих Лук. Ставился вопрос об открытии еще одного техникума - в Порхове, но этот план осуществлен не был. Но все больше становилось ясным, что Псков нуждается в новом педагогическом учебном заведении. Хорошо понимали это и руководители Ленинградской области, которые вошли с предложением в Москву об открытии в Пскове педагогического института.

«Удовлетворить ходатайство Ленинградского облисполкома, - говорилось в Постановлении Наркомпроса PCФCP от 7 мая 1932 г., - об открытии осенью текущего года педагогического вуза в г. Пскове…» [9, с.160]

Открытие института состоялось 17 октября 1932 года: на первый курс были приняты первые 150 студентов.

В течение первых двух лет институт и педтехникум работали в одном здании и под руководством одного директора - Н. В. Фалютинского, составляя единое «педагогическое объединение» [4, 1932, 17 октября; 1933, 4 августа].

Таким образом, педагогический техникум сыграл лишь переходную роль к созданию на его базе педагогического института. В 1934 г. институт отделился от техникума и стал существовать самостоятельно, тогда же при нем был открыт двухгодичный учительский институт для подготовки учителей семилетних школ, а существующие ранее отделения преобразованы в факультеты. В институте с того времени действовали два факультета —физико-математический и естествознания.

Институты размещались в здании дореволюционной учительской семинарии, что еще раз подчеркивает преемственность педагогического образования в Пскове. Она прослеживается и в том, что в этих учебных заведениях работали ряд преподавателей, последовательно переходивших из одного учреждения в другое по мере их реорганизации.

В 1936 г. состоялся первый выпуск педагогического и учительского институтов: дипломы получили 148 молодых учителей. [4, 1936, 5 июля]. Всего же за шесть довоенных выпусков из стен института вышло 933 специалиста.

В конце 1930-х гг. педагогический и учительский институты занимали в городе в общей сложности 12 домов, из которых 10 были заняты общежитиями и располагались по ул. Калинина — вблизи учебных зданий. Аудитории, кабинеты и лаборатории размещались в здании бывшей семинарии по ул. К. Либкнехта, д. 6 и в находившемся рядом здании - ул. К. Либкнехта, д. 4. В главном здании к этому времени была произведена частичная внутренняя перепланировка, в результате институт располагал 56 учебными комнатами, в числе которых — 13 аудиторий (комнат больших размеров), два зала (физкультурный на первом этаже и актовый на втором вместимостью 300-350 человек), в том же здании размещалась столовая [2, ф. 3. оп. 2. д. 108. лл. 205-206]. Библиотека из 45 тыс. томов разместилась в церкви Успения с Полонища, где помимо книжного фонда располагались два читальных зала [4, 1939, 30 сентября].

Уже в те годы разрабатывались планы дальнейшего расширения института, развертывания в нем пяти факультетов, что потребовало новых помещений. В сентябре 1940 г. бюро Псковского горкома ВКП(б), рассмотрев докладную записку директора пединститута и признав задачу расширения института целесообразной, постановило "просить обком BKП(б) поставить вопрос перед ЦК ВКП(б) о передаче пединституту здания бывшего реального училища по Пролетарскому бульвару, дом № 1, как отвечающего требованиям развертывания института" [2, ф. 1048. оп. 1. д. 53. л. 203].

Здание Сергиевского реального училищ, возведенное в 1908 г. на участке между улицами Кузнецкой, Застенной и Кахановским бульваром (ныне улицы Кузнецкая, Свердлова и Октябрьский проспект) по проекту инженера-архитектора Л. М. Харламова (он же автор проекта здания учительской семинарии) было одним из лучших учебных построек дореволюционного Пскова. Близкая к «П»–образной в плане постройка основным своим корпусом была обращена на Кахановский бульвар и располагала максимальными удобствами для организации учебного процесса [15, с.115,116]. Можно представить, насколько улучшилась бы учебно-материальная база пединститута в случае положительного решения вопроса о передаче этого здания ему.

doma realnoe ychilische old foto

Но планы реализовать не удалось, т.к. вскоре началась Великая Отечественная война. Институт эвакуировался в г. Киров и временно прекратил свою деятельность. Преподаватели и студенты института активно участвовали в боевых действиях на фронте, в партизанских отрядах, истребительных батальонах, героически трудились в тылу. 13 сентября 1942 г. в передовой статье «Вузы накануне учебного года» газета «Правда» писала:

«Студенты Псковского педагогического института, участвующие в местных партизанских отрядах, пользуются большим авторитетом среди партизан как смелые организаторы, как подлинные народные мстители».

В годы войны были превращены в руины и исчезли из городского пейзажа здание реального училища на Пролетарском бульваре и его предшественник — старое здание на ул. Калинина, как и дом Гладкова, где в последние годы существования работала учительская семинария.

Но по решению СНК РСФСР в мае 1945 г. Псковский педагогический и учительский институт предстояло восстановить, на этот раз в составе четырех факультетов: к двум уже имевшимся добавились исторический и литературный. Больше стало отделений и в учительском институте [5, 1945, 25 мая; 1946, 2 августа]. Для размещения института Псковский облисполком выделил здание бывшей духовной семинарии по ул. Советской, д. 21 (бывшей Великолуцкой). Здание этого старейшего в Пскове учебного заведения представляет собой комплекс разновременных построек. Оно неоднократно перестраивалось, но сохранило конструкции стен.

В первые послереволюционные годы здание духовной семинарии занимали различные учреждения: сначала оно принадлежало военному ведомству, а в 1919 г. здесь открылся Дом просвещения (Народный дом) [3, 1919, 6 апреля, 3 и 8 мая] Когда в том же году возникла идея организации в Пскове университета, специальная комиссия, осмотрев несколько зданий дореволюционных учебных заведений, нашла наиболее подходящим для его размещения именно здание духовной семинарии. Но эта идея, как и множество других, осталась нереализованной. [16, с.169]. В Народном доме были оборудованы театрально-зрительный зал, классы для лекций и ритмической гимнастики, чайная, сюда же была переведена 2-я Советская библиотека, свезена часть книг из бывших библиотек епархиального училища и кадетского корпуса; вместе с книгами библиотеки духовной семинарии здесь сосредоточилось до 20 тыс. томов. В зрительном зале в сопровождении «волшебного фонаря» читались лекции, проводились митинги. Заведовал домом просвещения А. Зильбер, отец будущего писателя В. А. Каверина. [3, 1919, 17 и 20 мая].

seminariyia

В конце того же 1919 г. здание вновь перешло в военное ведомство: здесь был организован гарнизонный клуб «Красная звезда» с несколькими студиями - живописи, рисования и черчения, музыкально-драматическая, а в следующем году открылась «Мастерская народной драмы», слушателями которой могли стать красноармейцы, члены их семей и просто граждане
Пскова (по рекомендации двух слушателей "мастерской").

Здесь же в 1920 г. некоторое время размещался губком РКСМ [3, 1919, 7,12 и 21 декабря; 1920, 3, 24 и 28 февраля, 11 сентября], и, наконец, здание было передано погранотряду, который и располагался здесь все довоенные годы.

Но разместился институт здесь не сразу, т. к. от здания, как и большинства построек в городе, уцелела лишь коробка. Институт начал свой первый учебный год в помещении педучилища в Печорах, а облисполком постановил закончить восстановление главного корпуса по ул. Советской, д.21 к 25 декабря 1945 г., остальных - к 10 февраля 1946 г. [1, ф. 903. оп. 1. д. 128. л. 106]. Но уложиться в намеченные сроки строительные организации города не смогли, хотя им постоянно выделялась дополнительная рабочая сила, в том числе немецкие военнопленные. Институт в 1946 г. вернулся в Псков, но еще один год работал в помещении школы № 6 на ул. Л. Поземского [1, ф. 903. оп. 1. д. 218. л. 39]. Лишь в 1947 г. он начал переезд в здание по ул. Советской, которое окончательно было восстановлено в 1949 г.

В процессе восстановления здание претерпело частичную перестройку и перепланировку, которая началась еще в довоенные годы. Были окончательно разобраны купол и главка домовой церкви, на мезонине выстроен классический треугольный фронтон, хотя корпус сохранил в основе черты памятника эпохи позднего классицизма. Работы по восстановлению здания проводились по проекту архитектора А. А. Ларкина.

В то время здание «защищал от пыли и шума чудный палисадник, окаймленный густыми кустами акации, росшими вдоль ограды; были и высокие деревья, дававшие приятную тень и приют студентам для занятий в предэкзаменационную пору, - вспоминал учившийся в институте на рубеже 1940-1950-х гг. С.А. Иванов, ныне профессор. - К сожалению, позднее нашлась какая-то неумная городская голова, которая дала указание убрать ограду, уничтожить кустарник, провести значительную вырубку деревьев. И теперь институт лишен естественной защиты, принимает на себя пыль, которую метет ветер с дороги, а трава на газонах вытаптывается бездумными псковичами, проходящими мимо института...». В здании бывшей домовой церкви размещался актовый зал «с изумительной акустикой». В зал собирались студенты всех четырех факультетов, о микрофонах и усилителях тогда и понятия не имели, но преподавателя, не обладавшего громким голосом, было слышно в задних рядах.

Но при всем этом учебно-материальная база института с восстановлением здания значительно улучшилась, в 1948 г. он сделал первый послевоенный выпуск: институт окончили в основном те, кто прервал учебу в связи с войной. Со следующего, 1949 г. выпускались уже поступившие после войны. Численность выпускников возрастала из года в год.

В 1952 г. учительский институт был упразднен, и педагогический институт стал главным центром педагогического образования в области. В 1948 г. Псковский горисполком закрепил за институтом коробку здания бывшего учебного корпуса по ул. К. Либкнехта, д. 6 для восстановления под общежитие студентов и квартиры преподавателей [1, ф. 734. оп. 2. д. 1. л.371]. Завершилосьеговосстановлениев1951 г., при этом была произведена частичная внутренняя перепланировка здания, внесены некоторые изменения и в интерьер фасада.

Вскоре перестало удовлетворять потребности института учебное здание по ул. Советской, д. 21, т. к. серьезных перспектив для расширения вуза в нем не имелось. Руководство института в начале 1953 г. даже предлагало произвести надстройку в нем третьего этажа, но обком КПСС и облисполком решили все же построить новый учебный корпус, обратившись с ходатайством в Министерство просвещения РСФСР, Совет Министров СССР, а затем и в ЦК КПСС. В1953 г. разрешение было получено [1, ф. 734. оп. 2. д. 13. л. 77; 2, ф. 1219. оп. 2. д. 542. лл. 22-23, 69-72].

В сентябре 1953 г. Псковский горисполком отвел земельный участок для строительства нового учебного корпуса и других зданий института на Советской площади (ныне площадь Ленина).
«Главное здание педагогического института поставить по оси моста через р. Великую с закрытием улиц Единства и Воровского и прокладкой новой улицы - продолжения улицы K. Маркca», - говорилось в решении [1, ф. 734. оп. 2. д. 1. д. 321]. Строительство было начато в 1955 г.

stroitelstvo pedinstituta«Здание института явится одним из основных элементов новой архитектурной композиции Советской площади и прилегающих к ней районов, — писала газета «Псковская правда». — По проекту дом рассчитан на объем в 45 с лишним тысяч кубических метров. Он вместит обширные аудитории, просторные лаборатории, учебные кабинеты. В первом этаже по правую и левую стороны от большого вестибюля будут расположены административные помещения и общественные организации института. В этом же этаже отведено место для огромного физкультурного зала. В проекте предусмотрены также актовый зал площадью в 260 кв. метров, помещение библиотеки, большой читальный зал, просторное помещение для занятий преподавателей».

Учебный корпус был сдан в эксплуатацию в сентябре 1960 г.

Особенно большое значение имела его постройка для самого учебного заведения, т.к. контингент студентов увеличивался, росла потребность в учебных площадях. В 1956 г. Псковский пединститут в числе других педвузов был переведен на пятигодичный срок обучения и стал готовить учителей широкого профиля [2, ф. 1219. оп. 2. д. 979, л. 14; 5, 1956, 24 октября], а летом 1957 г. по решению Совета Министров РСФСР с Псковским пединститутом был объединен Выборгский, что привело к увеличению числа преподавателей до 100, а контингент студентов превысил 1000 человек [5, 1957, 14 августа]. Институт стал одним из крупнейших педагогических вузов Северо-Запада России.

В коллектив Псковского пединститута влилась группа преподавателей, приехавших из Выборга, ряд из них оставили в истории вуза глубоким след. В течение 15 лет работала деканом исторического факультета Н. П. Попова, 19 лет трудилась С. И. Колотилова, под руководством которой был создан ряд краеведческих пособий для школ области, стал доктором психологических наук, профессором Ю. М. Мухин, a E. A. Маймин — крупным специалистом в области русской литературы, автором 17 монографий о технике литературного анализа и творчестве А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. А. Фета и др. Е. А. Маймин стал первым в Псковской области Заслуженным деятелем науки РСФСР.

1960-1970-е гг. были временем дальнейшего организационного строительства вуза, выражавшемся в открытии новых специальностей, кафедр, росте контингента студентов и количества выпускников, развертывании научных исследований, росте числа преподавателей с учеными степенями и званиями.
В 1963 г. в результате разделения историко-филологического факультета образовался самостоятельный факультет иностранных языков.

В 1970 г. контингент студентов значительно увеличился за счет ликвидированного Великолукского пединститута, а в 1977 г. открылся еще один новый факультет — начальных классов, позднее из него выделился факультет коррекционной педагогики (ныне психолого-педагогический), а затем открылся и факультет технологии и предпринимательства. В настоящее время в вузе функционируют 11 факультетов (включая факультеты профессионального образования и довузовской подготовки, дополнительного образования.

В последние годы в связи с требованиями жизни в институте были открыты новые специальности: социальная работа, практическая психология, музейное дело и охрана памятников, биоэкология, практическая журналистика, связь с общественностью и др.

Расширение перечня специальностей по подготовке специалистов, рост научного потенциала профессорско-преподавательского состава сделали возможным изменение статуса вуза: приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2005 г. Псковский пединститут был переименован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Псковский государственный педагогический университет имени С. М. Кирова».

Сегодня на 28 кафедрах университета трудятся 260 преподавателей, из которых подавляющее большинство имеют ученые степени и звания - 71%, в том числе 32 доктора наук и профессора. По всем формам обучается 3,5 тыс. студентов, подготовка их осуществляется по 21 специальности; по 15 специальностям работает аспирантура.

В 1982 г. за успехи в подготовке кадров для народного образования, обучении и воспитании студентов Псковский педагогический институт был награжден орденом «Знак Почета». Всего за 75 лет существования пединститут-педуниверситет выпустил около 31 тыс. специалистов.

Университет сегодня размещается в нескольких учебных корпусах. В главном корпусе на площади Ленина размещаются факультеты: физико-математический, иностранных языков, технологии и предпринимательства, социально-гуманитарный.

ped institut

В 1991 г. распоряжением Администрации области вузу было передано здание общественно-политического Центра обкома КПCC — постройка 1954 г., возведенная по проекту архитектора А. А. Ларкина; в нем разместился филологический факультет. А в старом здании бывшей духовной семинарии по ул. Советской, д. 21 работают факультеты: естественно-географический, начальных классов, психолого-педагогический.
26 декабря 1997 г. на стене этого здания была открыта мемориальная доска, текст которой гласит, что здесь учился, преподавал и принял постриг будущий Патриарх Тихон (В.И. Беллавин) [14, с.90-91]. Своим решением от 7 октября 2002 г. Администрация Псковской области передала вузу нежилые помещения по ул. Л. Поземского, д. 6. После капитального их ремонта и реконструкции здесь разместился исторический факультет (2007 г.).

Выпускники университета трудятся не только в школах Псковской области, но и в самых различных уголках России и СНГ, занимают постыв органах законодательной и исполнительной власти, проявили себя и в сферах музейного и архивного дела, экологии и журналистике, охране общественного порядка, таможенных учреждениях и многих-многих других областях жизни. В значительной степени их трудом создается интеллектуальный потенциал земли Псковской, без их труда невозможно представить духовную жизнь России.

Источник

Филимонов А. В. От учительской семинарии до педагогического университета [Электронный ресурс] / А. В. Филимонов // Вестник Псковского государственного университета. – 2007. – Вып. 1. – С. 3-12. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-uchitelskoy-seminarii-do-pedagogicheskogo-universiteta , свободный. (Дата обращения: 14.10.2021)

Литература, используемая автором
1. Государственный архив Псковской области (ГАПО).
2. Государственный архив новейшей истории Псковской области (ГАНИПО).
3. Газета «Псковский набат».
4. Газета «Псковский колхозник».
5. Газета «Псковская правда».
6. Газета «Молодой ленинец».
7. Торжественное открытие учительском семинарии в Пскове в 1874 г. - Псков, 1874.
8. Псковский педагогический. - Псков, 1992.
9. Псковский педагогический институт. - Псков, 1999.
10. Псков через века. Памятники Пскова сегодня. - СПб., 1994
11. Левин Н.Ф. Академик архитектуры А.Н. Векшинский // Молодой ленинец. - 1989. - 11 апреля.
12. Левин Н.Ф. Реальное училище // Псковская правда. - 1991. - 2 февраля.
13. Левин H.Ф. Патриарх Тихон и духовная семинария // Псковская правда. - 1991. - 26 октября.
14. Новиков Н.С. Колыбель опального Патриарха. - Псков, 1999.
15. Новикова Н.Н. Строительство зданий для учебных заведений Пскова во второй половине XIX - начале XX в. // Псков. - 1997. - №7.
16. Филимонов А.В. Неосуществленная идея Псковского университета // Земля Псковская, древняя и современная. Тезисы докладов к научно-практическим конференциям 1998/99 гг. - Псков,1999.

Электронная библиотека

Филимонов А. В. Зарождение высшего образования в Псковском крае : монография / Филимонов Анатолий Васильевич / А. В. Филимонов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Псков. гос. ун-т. - Псков : Псковский государственный университет, 2017. - 135 с. - Библиография в примечаниях: с. 7, с. 99-105 . -ISBN 978-5-91116-521-5 - Читать полный текст>>>

Сего Дня

5 декабря 1881 года

5 декабря 1881 года

Городской водопровод. Еще одно новшество цивилизации: в Пскове заработал первый городской водопровод...

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru