В глухих лесах Струго-Красненского района неподалеку от деревни Кочерицы есть святое место, уже почти три века почитаемое в народе – место пустынничества иеромонаха Мардария. Паломники Псковской земли и из самых дальних мест приходят поклониться могиле инока, помолиться в часовне, окунуться в избавляющий от болезней источник.
Рассказывают, что в начале 18 столетия юный инок Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря Санкт-Петербургской епархии Мардарий, в миру Матфий, за «строгую жизнь и благочестие» был направлен для служения в прославленную Феофилову пустынь (современный Струго-Красненский район). Был Мардарий прилежным и смиренным; научившись грамоте, охотно помогал другим отрокам. Не только окрестные жители, но и именитые люди из ближайших городов приходили к нему, чтоб получить наставление и благословение. Иногда гости предлагали ему сладкую пищу и напитки, но принимал он их редко, только уступая усиленным просьбам мирян и не желая их обидеть. Инок говорил, что удел его – молитва, пост и смирение плоти.
Мирской славы избегал, и почувствовав стремление к уединению и пустынничеству, удалился в глухой лес и построил себе малую келью. Но и здесь находили его посетители…
Он молился Господу, прося указать ему уединенное место для молитв и служения, и услышал голос, который произнес: «Мардарий! Иди отсюда к рекам Ситни и Рындице. Там есть ручьи Донские; при них и оставайся». Ручьи эти находятся между тремя почитаемыми обителями: Крыпецкой, Никандровой и Феофиловой. Со смирением и благодарностью отправился инок в указанное место и прожил там до конца своих дней. Только три предмета взял он с собой: икону Божией Матери, Псалтырь и осмогласник (книга, содержащая порядок молитв и богослужений на каждый день недели).
Жил пустынник в келье-норе, в маленьком огороде сажал «камилавку» ржи и капусту. Очищал место для огорода и работал на нем нередко нагой, чтобы комары, мошки и другие насекомые терзали его тело. Сам пек хлеб из грубой непровеянной муки, добавляя в него половину вялой капусты, пил болотную воду, процеженную через тряпочку и смешанную с горькой сушеной травой. Ел Мардарий не каждый день и вовсе не мылся на протяжении 30 лет, хотя и оставался при этом «чист как голубь». Спал на досках, голову клал на камень.
Все годы пустынничества знали о Мардарии три человека: два благочестивых местных жителя и священник Образской церкви с Жабьей лавицы (церковь Нерукотворного образа в Пскове) Иоанн Филатьев, у которого инок исповедовался.
Церковь Спаса Нерукотворного образа с Жабьей лавицы. Псков.
Пришлось пустыннику пережить и дьявольские искушения. Враг рода человеческого посылал ему видения: казалось Мардарию, что по ночам вокруг кельи ходят толпы людей и вопят громко; слышал он игру дудочников, как будто не в лесу он, а на ярмарке. Но не покинул по желанию нечистого инок место своих молитв и оставался в пустынническом подвиге «тверд как адамант». Тогда дьявол принял вид ядовитой змеи и пробрался в келью. Но и перед этим искушением выстоял Мардарий и святой молитвой прогнал тварь.
Не в силах заставить подвижника покинуть место уединения под страхом описанных выше наваждений, дьявол думал достигнуть своей цели, сделав известными подвиги его.
Однажды Мардарий заметил, что кто-то бежит по лесу прямо к его келье. Чтобы не допустить вторжения в скромное жилище, он вышел и встал перед входом. С ужасом увиделон, что бежит к нему простоволосая женщина в одежде задом наперед. Заметив смущение Мардария при виде нее, женщина удалилась в лес и привела себя в порядок, насколько это было возможно. Вернувшись, поклонилась ему земно и испросила благословения. Пустынник благословил ее и спросил, как она оказалась в этих местах. Отвечала женщина: «Честный отче, живу я в деревне Павлюкове, имя мое Евдокия, прозвище Чириха. Пришла я сюда невольно. Вышла из дома подрать лыко и вот третий день брожу по лесу, не зная, как выйти из него. Увидев в этом месте жилище человеческое, я обрадовалась, что не умру голодною смертью. Яви же, отче, милость свою, дай кусок хлеба; три дня не вкушала я пищи и едва могу ходить от изнеможения и страха».
Пустынник дал ей хлеба своего столько, чтобы утолить голод и взять в дорогу, и проводил до Никандровой пустыни. Расставаясь с ней, он так умолял ее: «Евдокия! Прошу тебя, не говори никому, что ты видела меня. Скрепи свое сердце и держи это навсегда в тайне».
Но Евдокия не исполнила просьбы. Она показала сбереженный ей остаток хлеба Мардария сначала своим детям, потом, отправившись в Псков по делам, знакомому священнику. Тот, выслушав рассказ женщины, на следующий день устроил трапезу, на которую пригласил других священников, и показал хлеб им. Каждый из присутствовавших захотел увидеть того, кто питается таким хлебом и остается жив. С того дня слава о пустыннике Мардарии разнеслась широко, о нем заговорили не только в Пскове, но и дальше. Принесли показать хлеб пустынника и исповеднику Мардария, священнику церкви Нерукотворного образа с Жабьей лавицы Иоанну Филатьеву. Не подавая вида, что он знает, чей это хлеб, Иоанн съел его, чтобы никто больше не мог его увидеть. Он укорил Евдокию за то, что не сохранила вверенную ей тайну, и тех, кто принес хлеб, за праздные пересуды.
Когда наступил Успенский пост, отец Иоанн отправился в пустынь, чтобы исповедовать Мардария, и рассказал ему о молве, какая разнеслась о нем и хлебе его. Горькими слезами залился благочестивый пустынник, пораженный этой вестью…
Умер Мардарий в возрасте 70 лет, почувствовав сильную слабость и причастившись. Похоронен был там же, где жил.
По одной из версий, останки пустынножителя по распоряжению настоятеля Никандрова монастыря архимандрита Геннадия были перезахоронены в новой церкви на территории обители, а крест сожжен. Архимандрит за это был лишен должности.
По другой версии, люди, которым был поручен перенос останков, не успели добраться в монастырь до наступления темноты и заночевали на дороге, а утром гроб оказался пустым, и от него вели в обратном направлении следы ног. По легенде, вскоре после того Мардарий явился во сне местным жителям и попросил «укрыть его землей», что и было ими исполнено.
Как ни старался смиренный подвижник скрыть от людей свои труды для Бога, молва о них широко разнеслась. Одни поминали его в молитвах, другие стремились на место его духовных подвигов. Место пустынничества и погребения Мардария стало почитаться жителями близлежащих деревень, которые возвели здесь небольшую часовню, поставили мельницу. Обсуждалась даже идея строительства на Донских ручьях санатория. В Великую Отечественную войну фашисты сожгли мельницу. Сейчас на ее месте устроен искусственный водопад, в струях которого омываются жаждущие исцеления. Люди верят, что вода источника Мардария помогает излечиться от болезней суставов, внутренних болезней.
Стихотворение святому месту посвятил Владимир Яковлевич Степанов, член Союза писателей России, полковник, кандидат военных наук, член-корреспондент Российской Академии геополитических проблем:
Святой источник Мардария
Свернув в Маяково направо,
Пройдя верст пять так до креста,
Ты поразишься, друг мой, право,
Какие чудо здесь места!
Здесь красота окрест такая,
Что сердце в раз в полон возьмет.
Здесь исподволь, не замечая,
Душа стихами запоет.
И от креста совсем не много,
Где Солпековский хутор был,
Правей еще пойдет дорога
Через бревенчатый настил.
Там лес, как в царстве Берендея,
Седыми космами оброс.
По той дороге, что правее,
В конце пути лежит погост.
За тонкой пленкою тумана
Виденьем дивной красоты
Глазам откроется поляна,
Услышат уши плеск воды.
Узришь, как стежками петляя,
Словно парчовый поясок,
Поляну плавно обрамляя,
Бежит в теснинах ручеек.
Погост песком пересекая,
По косогору чрез мосток
Сведет тропинка, вниз сбегая,
На небольшой в хвое мысок.
Где ели в вечности застыли
И ветви накрепко сплели –
Там ключ кипун огромной силы
Бьет с сердца матушки-земли.
В ручье, как будто отдыхая,
Мрачнеют камни – валуны.
Волшебной силой обладая,
Резвятся грозно буруны.
Сруб в виде ладного колодца,
А в нем ступенечки до дна.
Здесь сердце как-то тише бьется.
Кипит вода, что холодна.
Крест на углу стоит купели…
Не сразу сыщутся слова,
Где вековые стынут ели,
И в землю вгрызлись жернова.
Чуть-чуть поодаль от купели,
Почти что возле ручейка,
Впритык к огромной старой ели
Лежит широкая доска.
Когда окрест лежат сугробы
Или когда палящий зной,
Здесь оставляются хворобы
В воде холодно-ледяной.
Здесь обретаются надежды
Во исцеленье. На стволах
Узлом завязаны одежды
На близлежащих деревах.
Над чистотой воды проточной
Струится света чистота.
Святой земли – святой источник!
Святые псковские места!
Литература:
Псковские епархиальные ведомости. 1896, № 1-24 - Псков :Электрич. типо-лит. Губерн. Земства, 1896. - 1008 с. - Издавались: 1894-1917 гг. - Периодичность: 2 раза в месяц. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - Читать полный текст>>>
Князев, А.С. Иеромонах Мардарий, псковский пустынножитель — 2-е изд. - Псков, 1998. - 32 с.: ил. - Репринт, изд. 1891 г.
Левин, Н. Ф. Братья Князевы // Кирилло-Мефодиевские традиции в Пскове : материалы Третьих чтений 13 мая 2014 года в Псковской областной универсальной научной библиотеке / Псковская областная универсальная научная библиотека, Центр по работе с редкими и ценными документами ; [ред. И. М. Андреева]. - Псков : ЛОГОС Плюс, 2014. - С. 85-100. - Читать полный текст>>>
Медникова, Т. В. Исследователь старины : [Александр Сергеевич Князев (1814-1897)] / Т. Медникова // Псковская земля. История в лицах. "Сии бо люди крылати..." / [ред.-сост. Т. В. Вересова ; худ. Г. И. Метченко]. - М., 2007. - С. 171-173. - Читать полный текст>>>
Порхов и его уезд : сб. дорев. публ. / сост. и авт. вступ. ст. Н. Ф. Левин. - Псков : Псковская областная типография, 2005. - 462, [1] с. - На тит. л. также эмблема Псков. обл. тип. "Мы пскопские". - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - soder porhov.djvu; CD-1; porh anonce lev.djvu; porhov foto.djvu; porhov1-252.djvu; porhov253-463.djvu; CD-2 . -ISBN 5-94542-134-0. - Читать полный текст >>>
Спутник по древнему Пскову (любителям родной старины) :посвящ. 1100-летию первого упоминания города в летописи / Окулич-Казарин Николай Фомич (1849-1923) / [предисл., примеч. и общ. ред. Е. П. Иванова]. - Изд. 3-е, юбил. . - Псков :Светоносец, 2001. - 368 с. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - okulitch.djvu; okulogl.djvu; CD-2 - Читать полный текст>>>
Храмы Пскова. Проблема сохранения великой традиции древнего зодчества / Шулакова Тамара Васильевна / Т. В. Шулакова. - 2-е изд., испр. и доп. . - Псков : ООО Печатный двор "Стерх", 2017. - 260 с., [150] л. фото., ил. - Прил.: фотоальбом с ил. автора, слушателей курсов и Мартынова Ю.А. - Библиогр. в подстрочн. прим. ; список литературы: с. 223-229 ; словарь архитектурных терминов: с. 255-258 . -ISBN 978-5-89529-137-5 - Читать полный текст>>>