22 июня – День памяти и скорби
*В материал добавлены ссылки на псковские газеты июня 1941 года.
22 июня 1941 года псковичи, как и вся страна, были потрясены сообщением о начале войны с Германией. Но в первые дни люди не получали достоверной информации, поэтому верили, что враг будет остановлен и разбит у западной границы. Однако положение было очень серьезным. Началась мобилизация военнообязанных 14 возрастов (с 1905 по 1918 год рождения). В Ленинградском военном округе в военкоматах собирались тысячи мужчин, которых провожали родные, многие виделись в последний раз. Только из Пскова в первые дни войны было призвано 15 тыс. человек (все население города на тот момент - 68 тысяч человек), а всего из Псковского края в первые недели жестокой битвы, а также в 1944-45 гг. - около 200 тысяч.
Первые сведения о войне псковичи получили от беженцев из Белоруссии и Прибалтики, поток которых усилился в конце июня. Они приходили в села и города, некоторые не в силах двигаться дальше оставались здесь. Другие обращались в эвакопункты, где им оказывали помощь одеждой, устраивали детей в детские дома. Вид беженцев был ужасен: многие не имели верхней одежды, обуви. Это говорило о том, что они покинули свои дома внезапно. Все это должно было ускорить подготовку к эвакуации, но до получения распоряжения из центра местное руководство не могло взять на себя ответственность, боясь обвинения в паникерстве.
2 июля начались бомбардировки Пскова и Великих Лук. Только тогда было получено разрешение на организацию эвакуационных комиссий, которые занимались определением ценности и очередности отправки. Прежде всего были вывезены деньги, архивы, промышленное оборудование. Меньшей ценностью представлялись произведения искусства. Так, для эвакуации сокровищ Псковского музея было выделено всего 3 грузовика, а на железной дороге - только один вагон! Поэтому спасти удалось немногое. Что было возможно, закопали во дворе музея, но многое было разграблено и пропало навсегда.
С приближением фронта началась эвакуация населения из городов. Для охраны порядка и строительства оборонительных сооружений около Пскова и Великих Лук были созданы истребительные батальоны, в состав которых входили партийные работники, сотрудники НКВД, рабочие, студенты, интеллигенция. Одной из задач истребительных батальонов была борьба с диверсантами и шпионами. В этих условиях вокруг Пскова было задержано более тысячи подозрительных личностей.
По планам немецкого командования на Ленинград через Псков наступала группа армий «Север», на Москву через Великие Луки и Смоленск - группа армий «Центр».
Подступы к Острову и Пскову прикрывали летчики. В конце июня 1941 года три молодых летчика 158-го полка на истребителях совершили первые в истории войны воздушные тараны немецких «юнкерсов». Петр Харитонов, Степан Здоровцев и Михаил Жуков открывают славную страницу героических подвигов на псковской земле. Уже 8 июня 1941 года им было присвоено звание Героя Советского Союза.
Танковые и механизированные корпуса приближались к южным окраинам Псковской земли. В начале июля немцы, обнаружив разрыв между советскими частями, устремились в район Острова и 4 июля заняли его, при этом ни железнодорожный, ни шоссейный мосты не были взорваны. В тот же день из штаба Северо-Западного фронта поступил приказ вернуть Остров. Для выполнения этой задачи сюда были направлены только что прибывшие из центральных районов России части, плохо обученные и не имевшие достаточного количества боеприпасов. Несмотря на это, 5 июля противник был выбит из города. Но уже 6 июля силами танковой дивизии наши части были потеснены на северную окраину Острова, при этом немцы в районе Острова потеряли более 140 танков.
Одновременно основные танковые силы противника были направлены на Порхов и Псков. В том же направлении отступала из Эстонии 28-я танковая дивизия, имевшая всего 150 человек и 10 танков. Она получила задание закрепиться в районе р. Черехи по линии шоссе Псков - Остров. Для усиления танковой дивизии сюда были направлены мотострелковый полк и минометная батарея. А в районе между шоссе и рекой Великой расположились 118-я и 111-я дивизии. Таким образом, командованию казалось, что по реке Великой создано значительное укрепление и Псков может сыграть определенную роль в сдерживании наступления врага. Но в результате ночного боя с 7 на 8 июля немцам удалось прорваться по шоссе и выйти к южной окраине Пскова в районе Крестов. Это создало реальную угрозу окружения тех частей, которые находились за Великой. Генерал Н. М. Гловацкий обратился в штаб корпуса с просьбой разрешить отвод войск из-за реки в город, но получил отказ. Однако, видя безвыходное положение, части начали отступать к городу, но уже не успели перейти по мостам, которые были взорваны. Переправляясь на подручных средствах через Великую, дивизии понесли значительные потери в людской силе и боеприпасах. Пройдя центральную часть города, командиры дивизий приняли решение отступать по расходящимся линиям: 118-я - на Гдов, а 111-я - на Лугу.
Отступая, дивизии пытались сдерживать продвижение врага. Каждый мост и возвышенность использовались для отражения натиска. Так, на переправе через реку Кебь несколько бойцов сдерживали атаки немцев. Они выполнили свой долг, но, получим ранения, отошли в лес и там погибли. Местные жители нашли их и захоронили. В районе деревни Мараморка героически сражались бойцы 111-й дивизии. Многие погибли, среди них и командир дивизии Иван Михайлович Иванов. Много лет спустя местные следопыты нашли останки комдива и с почестями перезахоронили. Судьба командира 118 дивизии Николая Михайловича Гловацкого была несколько иной. 6 июля 1941 года он был осужден Военной коллегией Верховного суда «за сдачу немцам города Пскова».
Действительно, город был сдан практически без боя, оборонительная линия по реке Великой и по старой государственной границе не дала ожидаемого результата. Но это была не вина одного человека, а результат ошибок и просчетов, которые были свойственны первому периоду войны: техническое превосходство противника в воздухе, отсутствие связи между частями, неумение вышестоящего командования правильно оценить обстановку.
Особое место отводили наступающие войска Великим Лукам, как мощному железнодорожному узлу, открывающему путь на Москву.
В середине июля удалось эвакуировать детские учреждения и больницы, наиболее ценное имущество. Созданные отряды народно го ополчения соорудили оборонительные линии, но 18 июля вечером город был оставлен. Только несколько дней немцы находились в городе, но нанесли ему огромные разрушения. Перегруппировавшиеся советские части 21 июля освободили город и удерживали его до 24 августа - 33 дня. Для оказания помощи войскам вокруг города действовали диверсионные группы, которые совершали взрывы мостов, выводили из окружения небольшие отряды бойцов, уничтожали немецкие продовольственные отряды.
В августе в ходе Смоленской операции немцы усиливают фланги, 22 августа мощным ударом механизированных частей занимают Кунью и создают угрозу окружения. Немецкая авиация господствовала в воздухе, в тылу советских войск действовали десантники противника. 24 августа был отдан приказ об оставлении Великих Лук.
Рекомендуем по теме:
Статьи Марины Николаевны Сафроновой в проекте «Сорок черный»>>>
И ее же статью «Псков сорок первого: восемнадцать первых дней Великой Отечественной войны в Пскове и Псковском пограничном округе»>>>
Подборку фотографий с комментариями «Взгляд с другой стороны: Разрушения в Пскове летом 1941 года»>>>
Дополнительно читать газету "Псковский рабочий" 1941 года, номера с 22 по 30 июня