«Читаю покаянную молитву…» -
к дню рождения поэта и публициста Людмилы Скатовой
В наши суетные дни редко встретишь глубокую поэзию, которая способна врачевать души людей, облагораживая и побуждая их к совершенству и развитию. Читателям города Великие Луки Псковской области в этом смысле повезло, ведь именно на таком духовном уровне находится творчество их землячки, православного поэта, публициста, литературоведа, члена Союза писателей России Людмилы Анатольевны Скатовой (род. 12 октября 1960 г.).
Россия. Женщина. Стихи…
Не те стихи, что повсеместно
Катают люди, словно тесто,
И измышляют, как духи.
Духи – летучие масла.
В стихах – дыхание Вселенной.
И чтоб Поэзия спасла,
Ей не бывать обыкновенной.
(Людмила Скатова)
Родилась Людмила Скатова 12 октября 1960 года в Великих Луках. До восьми лет воспитывалась в доме деда Александра Ивановича Мухина-Зарецкого, инженер-капитана административной службы Октябрьской железной дороги, участника Великой войны 1914-1918 годов, Георгиевского кавалера, сумевшего привить девочке любовь к отечественной истории и культуре, к декламации и театру. Но, главное, дед воспитал любовь к России, Русской Армии, ко всему русскому.
Именно благодаря деду произошло первое знакомство девочки с поэзией А. С. Пушкина, А. К. Толстого, М. Ю. Лермонтова. А затем появились и первые ее стихи, написанные в семь лет, которые, по ее убеждению, были отзвуком на услышанное в доме. Классическая литература воспитала в ней добрые чувства, которые в последствии переросли в настоящее творческое кредо – «сеять доброе, вечное», по примеру великого поэта пробуждать «чувства добрые» и «милость к падшим» призывать.
Творческому становлению поэтессы способствовало также соприкосновением с миром Царского села, где ей открылась тема державной России и Святых Царственных Мучеников. Сегодня она занимает в ее поэзии центральное место.
В Царское Село Людмила Скатова попала после окончания Общеобразовательной и музыкальной школ родного города. Поступив на инженерно-экономический факультет института текстильной и легкой промышленности в Санкт-Петербурге (тогда еще - Ленинграде), она подолгу жила у своих родных в Царском Селе.
По окончании института Людмила Анатольевна в течение 20 лет работала в городской газете «Великолукская правда», была редактором отдела культуры, пробовала себя в театральной критике: с 1989 по 1991 гг. являлась участницей семинара театроведов Северо-Запада в Санкт-Петербурге.
Подборки ее поэтических произведений и проза публиковались в журналах «Наш современник», «Аврора», «Дон», «Север», «Встреча», на страницах еженедельника «Литературная Россия». Ее православные очерки и репортажи отмечены серебряной медалью Российского Фонда «Памяти и наследия Святителя Тихона».
В 1996 году вышел первый сборник поэтессы «Ностальгия», затем – «Кассандра» (1998), «Лира на ветру» (1999), «Пепел и Ветер» (2001), который она представляла на творческом вечере в Международном Славянском Культурном центре в Москве.
В 2003 году в православном издательстве «Сатисъ» (Санкт-Петербург) вышел пятый сборник «Русский венец», посвященный 85-летию со дня Цареубийства, в 2005-м – «Крест Цветущий». Подборка ее стихов с таким же названием вошла в число лучших публикаций журнала Министерства культуры России «Встреча» за 2004 год.
В рецензии на книгу «Крест Цветущий» поэт Михаил Бондарев пишет: «Читая книгу Скатовой, невольно соприкасаешься с оклеветанными, забытыми, неизвестными страницами истории христианской России, России - хранительницы заветов предков. Произведения Людмилы Скатовой написаны в ярко выраженной религиозной традиции, в которой миру земному, временному противостоит мир вечный, нетленный. Углубляясь в чтение, становится ясно, что автор оплакивает имперское, монархическое прошлое России, её волнуют темы русского воинства, Белого движения, вольного казачества».
В этом же ключе интересными являются исследования Людмилы Скатовой о жизни и творчестве русского писателя-монархиста, певца славы Тихого Дона, ветерана трех войн, генерала от кавалерии П. Н. Краснова, чья судьба, как последнего командира доблестного III Кавалерийского-Казачьего корпуса, была связана в ноябре 1917-го - январе 1918 года с Великими Луками. Ему посвящены работы: «С нами Бог!» и «Мы – русские, более того, мы – казаки!», «Взыскание погибших».
Огромную исследовательскую и творческую работу Людмила Анатольевна провела в память о жизни праведного старца Николая Гурьянова (Псковоезерского). Ее «Слово на XIV Николаевских Чтениях. Старец Николaй (Гурьянов) и Мiръ Горний» воссоздает чудеса и Божий промысел в житие старца, и являет собой воспевание красоты и праведности Божьего мира.
«Жизнь святых прикровенна и непостижима, но рядом с ними всегда светло, ясно и благодатно, ибо им сопутствует ангельская тишина, «веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19. 11–12), – то, что еще называют «гласом хлада тонка».
(Людмила Скатова)
Во имя этой благодати Л. А. Скатова ежегодно принимает участие в московском духовном форуме «Царская Николаевская Русь», посвященном подвижнической жизни Святого Царя-Мученика Николая II и псковского Старца Николая (Гурьянова).
В 2013 году в великолукском издательстве Сергея Маркелова в серии «Наши современники» вышла еще одна книга поэтессы – «Крестоцветы». В этой книге отразились впечатления от путешествий по странам Европы и святым уголкам России, в которых в последние годы побывала Людмила Анатольевна.
В аннотации к изданию читаем: «Подобно тому, как в самом слове «крестоцветы» соединились два значения: декоративная деталь архитектуры и скромный, чаще полевой цветок, - так и КРЕСТОЦВЕТЫ Людмилы Скатовой - это одновременно молитва и странничество, память и скорбь, просветление от встречи с теми, кто покинул земной мир лишь телесно, но продолжает оставаться путеводителем в жизни духовной».
Сама Людмила Анатольевна о названии и содержании книги говорит так: «В самом слове «крестоцветы» заключено два понятия: крест и цвет, цветок. Если присмотреться, многие цветы, как остатки рая на Земле, имеют форму креста: и сирень, и василек – небесное спроецировано на земное.
Кроме этого, крестоцветы – это деталь архитектурных украшений. Это мы можем наблюдать в христианских храмах, в том числе, русских. Художник Светлана Веселова, вместе с которой мы работали многие годы, сумела отразить суть того, о чем я размышляю и в поэзии, и в прозе. На обложку моей новой книги она нанесла двойной крест: крест Георгия Победоносца, которым награждали особо отличившихся в бою воинов в царской России, и цветок, повторяющий форму креста. Этот символ совмещает в себе женственность и мужественность, что необходимо любому человеку, который подвизается на путях господних, и особенно – человеку пишущему».
Тему «Крестоцветов» продолжает сборник стихов и прозы «Я вижу свет», подготовленный к печати автором в 2015 году. В него вошли произведения, написанные в 2012-2014 гг.; и здесь по-прежнему сохраняется цельный дух христианского мировоззрения, стойкое желание воспеть красоту Божьего мира, сказать свое слово о непростой судьбе Русской цивилизации.
Спустя два года вышла еще одна книга «Царскосельская благодать», содержащая новые стихотворения и поэму с одноименным названием, посвященную судьбе двух царскоселок, прошедших через горнило тяжелых нравственных испытаний Императорской России: фрейлины Ее Императорского Величества Анны Танеевой (Вырубовой) и поэта Анны Ахматовой, чей земной путь складывался в непростое время.
Об Анне Ахматовой – также работа Людмилы Скатовой «А. Ахматова. Я завет твой, Господи, исполнила», посвященная 45-й годовщине со дня кончины русской православной поэтессы. Людмила Анатольевна пишет о том, что «В жизни А. А. Ахматовой, рабы Божией Анны - так определил ей Господь - было несколько человек, носивших победительное имя Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Боговенчанный супруг, православный поэт и воин Николай Гумилёв, мистический друг, поэт и литературовед Николай Недоброво, довольно рано отошедшие ко Господу, и... Старец Николай (Гурьянов) - в тайной схиме Епископ Нектарий. Даже отпевали Анну Андреевну, как дочь морского офицера, в Морском Никольском Соборе Петербурга.
Как записала со слов Старца его верная и чуткая келейница матушка Николая (Гроян): А. А. Ахматова «была знакома с отцом Николаем, прибегала к его молитвенному покрову и не раз встречалась с ним в Петербурге. <...>. Они переписывались. Анна Андреевна исповедовалась у отца Николая, даже в письмах...». Батюшка несказанно скорбел, по свидетельству матушки, что у него выкрали в 70-е годы ХХ века на Острове из кельи письма Ахматовой к нему».
В книге представлены также новые стихотворения Скатовой, на некоторые из которых великолукский композитор Леонтий Амелин написал шесть романсов, составивших сборник «Лира на ветру».
И это – не единственное признание творческого таланта поэтессы. Великолучане очень трепетно и с уважением относятся к ее творчеству, охотно разделяют с ней радость выхода новых книг. Все потому, что ее честный голос, так ратующий и болящий за прошлое и настоящее родной страны, находит живой отклик в сердце каждого по-настоящему русского человека.
Боготворю сей мир. За всё спасибо.
За рощу, что смирится с желтизной,
За крест погостный и за Крест России,
Что я несу, за редкий жребий мой.
(«Успенский сад»)
Христианская любовь, вера в справедливость и милость Бога, а также вера в Россию – все то, что составляет «жребий» и поэтическое кредо Людмилы Скатовой.
«Людмила Скатова осознает возложенную на поэта ответственность за судьбу России, несёт бремя учительства, ее философия, думаю, понятна каждому мыслящему читателю, любящему свою многострадальную Родину…»
(Михаил Бондарев).
В заключение хочется привести одно из стихотворений автора «За это право – только говорить», которое выражает в себе всю сущность ее творчества – быть поэтом, значит – пророком и подвижником:
За это право – только говорить
Печальными, но светлыми стихами…
За это право – Божий мир любить,
Чтоб дольнее чрез горнее прославить,
<…>
За право – петь предгорним куполам
Завещанное небом; Аллилуйя!
За право – посох взять на Валаам,
За право христианских поцелуев,
За право – поклониться и восстать
На ранний час, на всенощную битву,
За право – путь бессмертный выбирать –
Читаю покаянную молитву.
(«За право – только говорить», отрывок)
Литература:
- Людмила Анатольевна Скатова // Псковский литературный портал – [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pskovpisatel.ru/наши-авторы/людмила-скатова/ (Дата обращения: 24. 09. 2018)
- Людмила Скатова. Взыскание погибших. Великая война 1914–1918 годов в жизни и творчестве П. Н. Краснова // Донской временник – [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m18/1/art.aspx?art_id=1532 (Дата обращения: 24.09.2018)
- Людмила Скатова. «Слово на XIV Николаевских Чтениях. Старец Николaй (Гурьянов) и Мiръ Горний» // Общество светлой памяти праведного старца Николая Псковоезерского - [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.talabsk.ru/118-slovo-poeta-i-zhurnalista-lyudmily-skatovoy-na-xiv-nikolaevskih-chteniyah.html (Дата обращения: 23.09.2018)
- Людмила Скатова. А. Ахматова: «Я завет твой, Господи, исполнила!» // Русский вестник – [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rv.ru/content.php3?id=9114 (Дата обращения: 24.09.2018)
- Скатова Людмила Анатольевна. Царскосельская благодать: русские стихи и поэма / Скатова Людмила Анатольевна / Людмила Скатова. - Пустошка : [б. и.], 2017. - 85 с.
- Скатова Людмила Анатольевна. Я вижу свет…: поэзия и публицистика / Скатова Людмила Анатольевна / Людмила Скатова. - Москва : Общество светлой памяти Праведного Старца Николая (Гурьянова), 2015. - 207, [1]
- Скатова Людмила Анатольевна. Крестоцветы: поэзия и проза / Скатова Людмила Анатольевна / Людмила Скатова. - Великие Луки : Изд-во Сергея Маркелова, 2013. - 238 с. -
- Скатова Людмила Анатольевна
- Пепел и ветер : лирика / Скатова Людмила Анатольевна - Великие Луки : [б. и.], 2001. - 165 с .
- Скатова Людмила Анатольевна. Лира на ветру / Скатова Людмила Анатольевна - Великие Луки : [б. и.], 1999. - 273, [2] с .
Голубева А.