16 февраля 1953 года родился Сергей Владимирович Панкратов (16 февраля 1953 – 10 мая 2005) – псковский прозаик, очеркист, журналист, автор книги «Горсточка летних цветов». Он прожил короткую и очень трагическую жизнь, большую часть которой посвятил литературному слову.
«Жизнь творческого человека – разговор особый. Тут надо иметь ввиду, что все творческие люди очень эмоциональны, легкоранимы, переживают за все и все близко принимают к сердцу»
(С. Панкратов «Ах, безнадега, безнадега ты моя…»).
Он был таким – творческим, самодостаточно талантливым и по-своему ранимым, «его всегда любили, порой даже восхищались, считая «своим в доску» <…> Но было и другое - неизменная доброжелательность и терпение к людям, а с возрастом в лице его проступила чуть ироничная мудрость много пережившего и много понимающего человека». Такой портрет Сергея Владимировича Панкратова воссоздал для нас его друг и коллега, псковский прозаик Владимир Клевцов в своих «Литературных портретах».
Сергей Владимирович Панкратов, действительно, многое пережил, его судьба сложилась непросто и в чем-то даже трагически, что не могло не сказаться на его внутреннем и внешнем жизнеустройстве. Родился будущий писатель на советской военной базе в городе Порккала-Удд 16 февраля 1953 года. Однако яркие воспоминания и впечатления детства связаны с Псковом, куда семья переехала в 1959 году. Здесь Сергей окончил среднюю школу и Псковский педагогический институт им. С.М. Кирова. В разные годы работал в газете «Молодой ленинец», где прошел путь от рядового сотрудника до редактора, в еженедельнике «Панорама», в ИА «Псковская лента новостей». Многие годы посвятил работе в «Псковской правде». Но не только журналистская работа была в его жизни, был он и лесником в Астраханском заповеднике, и фрезеровщиком, и бетонщиком.
Литературная жизнь Сергея Панкратова была очень насыщенная, но больше внутренняя и внешне безызвестная, его очерки и рассказы редко появлялись коллективных сборниках и газетах. «Ах безнадега, безнадега ты моя…», «Газетчик Семенов и писатель Викторов», «Ненависть», «Себежские легенды» - те немногие примеры очерков и рассказов, которые были опубликованы в разные годы в альманахе псковских писателей «Скобари». Почему столь мало работ? Быть может, это связано с тем, что «Сергей, захваченный газетной работой, писал рассказы наскоро, между делом, писал от случая к случаю, порой лишь затем, чтобы не потерять статус человека пишущего. И на первый взгляд, нередко относился к своим вещам как к пустякам. Но это на первый взгляд. Несомненно, ему хотелось признания, похвалы. Ждал он - до слез, до отчаяния - слов одобрения. А тут было что одобрять. Читаю его рассказы и художественные очерки в тех же самых «Скобарях» и за последующие годы - и везде настоящий, меткий, образный язык и та задушевность, доверительность, исповедальность, что отличает литературу подлинную» (В. Клевцов).
Его лучшей художественной работой считается повесть об Астраханском заповеднике «Горсточка летних цветов» - удивительная, тонкая, изящная по стилю и содержанию история, которая требует к себе особенно вдумчивого отношения. Ее потрясающие достоинства отмечал Юрий Николаевич Куранов - тончайшей лирики поэт, мастер прозаических миниатюр. Он же хлопотал о ее публикации в журнале «Аврора», но неудачно – повесть так и не была опубликована. Только в 90-е гг. она все же вышла в Лениздате.
Личная жизнь Сергея Панкратова также полна неудач и трагических случайностей: смерть отца, потеря пятилетней дочери. Из воспоминаний Владимира Клевцова узнаем, что девочка Настя пропала в одном из псковских дворов. Во всем городе и пригородах были организованы ее поиски, затем они были продолжены в горных кавказских аулах, но все безуспешно, и до последних дней своих отец ничего не знал о своей любимице. Тогда семья распалась, а семейное счастье Сергей обрел во втором браке – с психологом Еленой, жизнь их складывалась гармонично, дружно, пока судьба не забрала супругу в аварии на Октябрьском проспекте.
«Нужны ли нам для полного счастья какие-то несбыточные желания, надежды? А полное счастье – это что такое? Надо ли тратить свою жизнь на несбыточные желания, надежды? Может быть, надо вернуться к забытому, вспомнить, что позабыл; заметить то, чего еще не успел заметить, но что родилось вместе с тобою? Вернуться, вернуться и почувствовать это. И уже потом жить и работать со знанием счастья, счастья земли, земли близкой, родной…»
(С. Панкратов «Газетчик Семенов и писатель Викторов»).
В 1997 году Сергей Панкратов был принят в члены Союза писателей России на совещании молодых литераторов Северо-Запада в Санкт-Петербурге. И до последних дней он работал, не оставляя Слова – как в журналистике, так и в литературе.
Слева - направо В.В.Клевцов, А.А.Бологов, С.В.Панкратов
Он писал документальные очерки, но даже в них умел выразить сокровенную боль души. Каждая история, в которой Сергей Панкратов раскрывал чью-либо судьбу, была полна его личных раздумий – о времени, жизни, смерти. А как могло быть иначе, если за плечами груз и опыт прожитых потерь?
«…Кажется, что нынче наступило какое-то странное время, - даже, вроде, и не время вовсе, - наступило какое-то безвременье. Неустойчиво оно, размыто и неопределенно, будто погода осенью… Для странников, для путников, кто не прихватил с собою в дорогу «плаща и зонта», нынешняя «осенняя слякоть» и вовсе неподъемна. Вот тогда-то и особенно важна для них опора в пути – незыблемая и верная. Вот тогда-то и особенно нужен маяк указующий – тоже незыблемый и тоже верный. А без надежной опоры и маяка не ступить в безвременье отвращения, вражды и нелюбви, что котятам слепым»
(С. Панкратов «Ненависть», очерк).
Эти размышления мы находим в очерке «Ненависть», который повествует «о прорицателе да чудесном целителе» старце Николае Гурьянове с острова Залита. И название очерка удивительно, оно раскрывает одну из главных заповедей христианства – смирение: «… В самой ненависти нужно еще уметь различать и совсем иной смысл, давно известный, но почему-то до сих пор так и не понятый до конца многими. Надо ненавидеть не человека, совершившего, скажем, преступление, но надо ненавидеть порок. Именно такой ненависти и учит человеколюбивый отец Николай».
старец Николай Гурьянов
Мог ли написать такой очерк человек, не принадлежащий душою к литературе? Вряд ли. В каждой строчке чувствуется здесь зримое сердце человека, ищущего добра, милосердия и справедливости в этой жизни.
«За несколько дней до смерти Сергей попросил Валентина Курбатова принести ему книгу Яна Парандовского «Алхимия слова» - одну из своих любимых ещё с юности. Это книга о писателях и писательском труде. Зачем он попросил её, что ему хотелось совершить в свои последние дни? Прощался ли он с литературой или, наоборот, ещё сам пытался что-то написать, жестоко мучаясь от сознания, которое всегда будет мучить всех пишущих, что так мало сделано и надо успеть выполнить, догнать упущенное? Книгу принесли, он раскрыл её, но ничего прочитать не смог»
(В. Клевцов)
Писатель ушел из жизни 10 мая 2005 года. На тот момент он работал в газете «Псковская правда», в здании редакции которой и произошло последнее прощание. Похоронен Сергей Владимирович на Орлецовском кладбище.
Я изумительную жизнь
С рожденья получил от Бога,
Пусть нелегка моя дорога,
Но есть чем в жизни дорожить,
Но есть чем душу напитать,
Чем утолить духовный голод…
Эти строки написал некогда упомянутый выше Юрий Куранов, и как глубоко они отражают судьбу Сергея Панкратова! В каждой его публикации мы видим грамотного и профессионального журналиста с душою поэта-лирика, ведь между строк неизменно звучит голос человека, безгранично преданного русскому слову.
«Повзрослело поколение 70-х, растворилась хиппующая молодежь сама по себе, на смену длинноволосым бунтующим юнцам пришли другие: благообразные внешне, в костюмах и при галстуках. Умер вместе с лишним поколением и миф о полном взаимопонимании, так и не народившись толком. Это особенно отчетливо видится сегодня…» (С. Панкратов «Ах, безнадега, безнадега ты моя…»).
Эти слова очень символичны – ведь с уходом и самого автора мы потеряли что-то особенно важное, русское, вневременное. Короткая и яркая жизнь этого человека сродни вспыхнувшей спичке, погасшей в самый неожиданный момент. Посему так дорого и нравственно необходимо сегодня его публикуемое литературное наследие, в котором есть зерно истинно русской сердечности и тихой, проникновенной мудрости. Того, чего порой не хватает многим из нас – потерявшимся в безвременье. Поэтому и его «Горсточка летних цветов» становится для нас весточкой теплоты и солнца в эти студеные февральские дни.
Литература:
- Панкратов Сергей. Ненависть //Скобари: сб. произв. пск. писателей. / [сост. М.Е. Устинов ; худож. А.Г. Стройло]. - Псков : Псковская литература, 1999. – С. 195-198
- Панкратов Сергей. Себежские легенды //Скобари: сб. произв. пск. писателей. / [сост. А. А. Бологов ; редактор С. В. Молева; худож. В. Васильев]. - Псков : Отчина. 1995 – С. 139-149
- Панкратов Сергей. «Ах, безнадега, безнадега ты моя…» //Скобари: сб. произв. пск. писателей. [Вып. 3]/ [сост. А. А. Бологов; редактор М. Е. Устинов; худож. Б. А. Диодоров]. - Псков: Псковский литераторв, 2002. – С. 206-208
- Панкратов Сергей. Газетчик Семенов и писатель Викторов //Скобари: сб. произв. пск. писателей. [Вып. 3]/ [сост. А. А. Бологов; редактор М. Е. Устинов; худож. Б. А. Диодоров]. - Псков: Псковский литераторв, 2002. – С. 209-210
- Клевцов, В. Он по-прежнему с нами… / В. Клевцов // Псковская правда. – 2005. – 17 июня.
- Панкратов Сергей Владимирович // Псковская энциклопедия. – 2-е изд., доп. – Псков, 2007. – С. 598-599.
- Литпортреты от Владимира Клевцова. Сергей Панкратов// Псковский литературный портал [Сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pskovpisatel.ru/литпортреты-сергей-панкратов/ (Дата обращения: 17.02.2019)
Голубева Антонина. 17 февраля 2019 г.