Среди нескольких тем, предлагавшихся для обсуждения на краеведческих чтениях 2009 года, указывалось и 135-летие со дня рождения народной артистки СССР Екатерины Павловны Корчагиной-Александровской (1874-1951), игравшей на порховской сцене в начале в ХХ века. Тогда же исполнилось и 110-летие её появления на псковской сцене. Заново осветить эту тему следует и потому, что в литературе о ней немало ошибок. К примеру, в «Большой Советской Энциклопедии» перечислены шесть провинциальных городов, в которых она играла до переезда в столицу, но Псков и Порхов не упомянуты, хотя на них приходится треть тех лет. «Театральная Энциклопедия», наоборот, сократила тот, и так неполный список до двух городов, оставив только Иваново-Вознесенск (1880-1895 гг.) и Псков (1896-1903 гг.), из-за чего преувеличила годы службы в них. Этому способствовали неточности, допущенные во вступительной статье к сборнику «Екатерина Павловна Корчагина-Александровская. Страницы жизни. Статьи, речи, воспоминания», вышедшей в 1955 году. К тому же авторы слабо освещают заметную роль её мужа -Владимира Васильевича Александровского в театральной жизни Пскова.
Как ни странно, их появлению на псковской сцене способствовало введение в России с начала 1898 года винной монополии. Чтобы показать, что царское правительство при этом не только заботилось об увеличении доходов казны, но и боролось с пьянством, тогда были созданы губернские, уездные и городские комитеты Попечительства о народной трезвости, которым выделялись небольшие средства. Существовавшему в Пскове с 1884 года Обществу любителей музыкально-драматического искусства (далее для краткости – Драматическому обществу) удалось получить от Попечительства две тысячи рублей на постройку за крепостной стеной в Сергиевском (Летнем) саду деревянного здания Народного театра. Уже 4 июня того же 1898 года его открыли комедией «Женитьба Белугина».
Супруги Корчагина и Александровский попали в труппу, собранную Драматическим обществом на следующий летний сезон 1899 года. В Псков Екатерина Павловна приехала немного раньше задержавшегося в Москве мужа. С нею была мать и двое маленьких дочерей. Младшая, тоже Екатерина и также ставшая известной актрисой, родилась перед приездом в Псков, 11 (23) октября 1898 года.
Для открытия нового летнего сезона, состоявшегося в воскресенье 2 мая 1899 года, выбрали пятиактную драму «Преступница», которую рецензент «Псковского городского листка» назвал длинной и неумной пьесой. Очевидно, 25-летняя Екатерина Павловна уже имела хорошую репутацию, поскольку ей поручили главную роль Лизаньки – молодой наивной девушки из богатой семьи, полюбившей «крайне бесчестного человека, видевшего в браке только материальную сторону… Г-жа Корчагина вполне справилась со своей ролью…». Главную роль она сыграла и 6 мая в комедии «Умная девушка», которая «разыграна была очень дружно. Г-жа Корчагина как и в первом спектакле, так и на этот раз произвела на нас очень хорошее впечатление». (Заметим кстати, что, вопреки утверждению в мемуарной книге «Мой путь», вышедшей в 1934 году, к 45-летию её сценической деятельности, в псковских афишах и рецензиях Екатерину Павловну называли не двойной, а только девичьей фамилией).
Известный историк русского театра и критик Николай Долгов, высланный в Псков за участие в студенческих волнениях, через много лет в № 10 «Еженедельника государственных академических театров» за 1922 год подробно рассказал о своих впечатлениях от выступлений Корчагиной на псковской сцене. Первой по времени во Пскове он считал её роль Липочки в комедии Островского «Свои люди – сочтёмся», хотя пьеса была поставлена немного позднее, в четверг 14 мая. Зато по содержанию похвальные строки Долгова совпадают с отзывом псковского рецензента в Городском листке, выделившего игру только Корчагиной, да режиссёра Межевого, сыгравшего Подхалюзина. Ещё более подробно и восторженно Долгов отозвался об исполнении ею роли Фанфана в переводной французской мелодраме «Два подростка», назвав всю свою статью по имени героя - «Очаровательный Фантан». (К сожалению, и здесь не обошлось без расхождений в датах: пьеса игралась не 1 июня, а 8 июля 1899 года). Псковская газета тоже отметила: «пальма первенства в этом спектакле принадлежит, по справедливости, г-же Корчагиной».
Первое упоминание об игре в Пскове Владимира Александровского относится к дням празднования столетнего юбилея со дня рождения Пушкина. Оно проходило в том же Народном театре Сергиевского сада. В среду 26 мая 1899 года в драме «Станционный смотритель» по повести Пушкина Александровский сыграл небольшую роль Григория – камердинера Минского. Корчагина исполнила ведущую роль дочери мельника в драме Пушкина «Русалка» и участвовала в «живых картинках». Александровский поначалу был менее заметен, а отзывы о нём звучали более сдержанно. Возможно, этим объясняются слова псковской артистки Инги Цирпонс в её книге «Актёры, роли, зрители. Из театральной жизни губернского Пскова», вышедшей в 1997 году: «О муже Екатерины Павловны артисте Александровском псковская пресса писала мало» (стр. 51). Но в «Псковско городском листке» о ней нашлось 130 заметок, а о её муже – 165. Постепенно о нём всё чаще стали говорить с похвалой. Так, закрытие того летнего сезона в Народном театре 26 сентября прошло «довольно сносно» только благодаря игре Александровского в комедии Островского «Невольницы» и Корчагиной в водевиле «Умная дурочка».
На зимний сезон 1899-1900 годов Драматическое общество поручило режиссёру М. Г. Межевому и актрисе Н. И. Степановой-Новиковой собрать большую труппу, чтобы играть по очереди в двух помещениях: в доме Викенгейзера на Сергиевской и в доме Качёва на Петропавловской. В неё пригласили Екатерину и Владимира. Вот некоторые отзывы об их игре. 31 октября «лучше Чацкого (Крашенинников) был Фамусов, которого играл Александровский. Г-жи Страхова (София) и Корчагина (Лиза) со свойственным им талантом, умением и опытностью прекрасно провели свои роли». В газете от 21 ноября об Александровском: «Этот талантливый и разнообразный артист чуть ли не каждым спектаклем обнаруживает новые стороны своего большого дарования». Или о его жене 15 декабря: «Но кто нас поразил своей игрой, так это г-жа Корчагина, исполнившая роль Нюты поистине великолепно».
В рецензии на закрытие зимнего сезона 20 февраля 1900 года отмечалось, что «нынешняя труппа была очень удачно составлена, и Псков давно не имел таких прекрасных артистов». В труппу на летний сезон для Народного театра вошли лучшие из них. Для супругов он стал третьим в Пскове. Но Межевой уехал, и режиссёром пригласили талантливого артиста Евгения Александровича Алашеевского. И при нём искусство и опыт супругов использовались удачно. В известном водевиле Ленского (Д. Т. Воробьёва) «Лев Гурыч Синичкин» 11 июня они весело разыграли главные роли и «хорошо спели несколько комических куплетов». В связи с предстоявшим 13 июля бенефисом Екатерины Павловны – «добросовестной, старательной и несомненно талантливой труженицы сцены» - Городской листок посвятил ей хвалебную статью. 19 июля столь же подробно рассказывалось, как прошёл этот бенефис, «блестяще удавшийся во всех отношениях, особенно в материальном…». В дальнейших рецензиях стало почти штампом выражение: «Корчагина, по обыкновению, была бесподобна. Голос артистки звучал превосходно». А 8 сентября в свой бенефис много похвал получил «один из талантливейших артистов труппы» Александровский.
К концу месяца часть летней труппы разъехалась, а Корчагина и Александровский остались на свой четвёртый псковский сезон. Более того, Драматическое общество назначило его режиссёром, и он подобрал много новых актёров. Они открыли зимний сезон 1 октября 1900 года в помещении Семейного кружка на Сергиевской улице в доме Викенгейзера (ныне – Октябрьский проспект, 4), поставив впервые на псковской сцене старинную комедию известного в своё время, но рано скончавшегося драматурга И. Е. Чернышёва (1833-1863) «Не в деньгах счастье». Газета высказала надежду, что Александровский «окажется таким же добросовестным режиссёром, каким он заявил себя в качестве актёра…». Надежды псковичей оправдались. Уже 29 октября «Псковский городской листок» отметил, что Александровский «упрочил за собою репутацию превосходного, умного актёра» и оказался «хорошим режиссёром и добрым товарищем, берёт на себя маленькие роли, предоставляя более благодарные другим». 26 ноября газета вновь подчеркнула: «У нас есть собственный хороший театр с серьёзным разнообразным репертуаром, с приличным составом труппы, с добросовестным отношением к делу и к постановке пьес». А 14 января 1901 года в связи с исполнением отмеченной на конкурсе литературно-художественного общества драмы Владимировой «Бесправная» писалось: «Поставлена и обставлена пьеса весьма старательно, что делает честь его режиссёру. Г-н Александровский заслуживает ещё благодарности за то, что старается знакомить нашу публику с выдающимися новинками сезона и что на сцене Семейного кружка в нынешнем сезоне царствует образцовый, содержательный репертуар».
Новым подтверждением этому стала постановка 14 января новой драмы В. О. Трахтенберга «Потёмки души», премированной на том же конкурсе. Режиссёру помогал её автор, ранее служивший здесь и игравшей на любительской сцене, как и исполнитель главной роли Казимир Бравич, выступающий в Малом театре. Александровский получил признательность псковичей и за несколько благотворительных спектаклей, устроенных в пользу местных общественных организаций. Его бенефисом 11 февраля зимний сезон благополучно закончился.
Театральный сезон лета 1901 года стал для семьи пятым в Пскове и начался 15 апреля. Руководство Драматического общества решило давать в Народном театре по три спектакля в неделю (по вторникам, четвергам и воскресным дням), что вызвало сомнения в возможности хорошо подготовиться к новым представлениям. Как сообщила газета, «режиссёром Народного театра назначен В. В. Александровский, что является гарантией добросовестного, внимательного отношения к режиссёрской части и тщательного выбора репертуара». Весь сезон единственная частная газета города и губернии не скупилась на комплементы его удачной режиссуре, актёрскому мастерству и умению гримироваться. Не оставался без внимания и талант Екатерины Павловны. Поздравительные слова к её бенефису 6 июня начинались так: «Выдающиеся сценические способности этой талантливой и разнообразной артистки так хорошо известны нашей театральной публике и так давно оценены последней по достоинству, что вряд ли нужно об этом распространяться». Так же трогательно звучала и обширная рецензия: «Бенефис Е. П. Корчагиной, как и следовало ожидать, явился сплошной непрерывной овацией по адресу высокоталантливой актрисы. Многочисленная публика чествовала свою неизменную любимицу чрезвычайно горячо и единодушно… Подношения начались уже после первого акта и не прекращались до конца спектакля…».
На последнем бенефисе летнего театрального сезона 1901 года, 20 сентября, псковичи не только чествовали режиссёра и актёра Владимира Александровского, но и прощалась с ним. Неизвестно, почему супруги покинули Псков. Здесь на Дмитриевском кладбище осталась могила матери - Анны Ивановны Корчагиной, похороненной годом раньше.
С 1 октября в помещении Драматического общества артисты играли под дирекцией Н. В. Назарьева-Никольского и с режиссёром Арди. Совет Драматического общества не участвовало в устройстве спектаклей. Успехом новая труппа не пользовалась. 4 ноября интеллигентные горожане и псковские искровцы пытались сорвать скандальную пьесу В. Крылова «Контрабандисты», освистанную в других городах. Наконец «Псковский городской листок» мог с радостью сообщить читателям: «В понедельник 15 апреля (1902 года) Народный театр в Сергиевском саду открыл свои гостеприимные двери для публики. После жалкой бездарной труппы гг. Арди и Ко, благодаря которой публика совершенно охладела к драматическим представлениям, надежды наших театралов всецело сосредоточились на Народном театре». Все прежние артисты, кроме двух коренных псковичей (Листова и Кукуева), покинули город. Зато вернулись «наши старые знакомцы г. Александровский и г-жа Корчагина». Для них начинался шестой сезон в Пскове. Появился новый режиссёр – артист Власов, а премьером стал известный тогда Анатолий Шмидгоф.
Теперь в рецензиях обычно указывали: «Александровский был на своём месте» (хотя и редко на главных ролях). Корчагина по-прежнему блистала своим талантом. Вдобавок в августе супруги устраивали театральные вечера в курзале села Черёхи, ставшего популярной дачной местностью. Говоря о выступлениях 15 сентября на закрытии летнего сезоны в Народном театре, театральный обозреватель особо отметил Александровского, который «обладает таким живым, разнообразным дарованием, что никогда не надоедает смотреть его игру. В заключение весело и дружно был разыгран Корчагиной, Александровским и Листовым старинный водевиль «Простушка и воспитанная». Куплеты и особенно «русская» привели «окраины» в бешенный восторг». Летний Народный театр был очень популярен у псковских окраин. В то лето в его партере побывали 24549 зрителей и на галёрке 54961.
На новый зимний сезон Драматическое общество не стало нанимать режиссёра на жалование, а пригласило Александровского в качестве антрепренёра. Он набрал труппу и в четверг 10 октября 1902 года представил драму «Нищие духом». Кроме него и жены, остальные артисты впервые играли на псковской сцене. С ноября ему помогал приезжий режиссёр и артист Лирский-Муратов. Для привлечения зрителей иногда приглашались столичные светила, игравшие вместе с местными артистами. 19 ноября в фарсе «Вечная юность» успешно выступила красавица Станилевич. 28 и 29 января 1903 года псковичи старательно подыгрывали знаменитому Константину Варламову в комедиях «Через край» и «Ангел доброты и невинности». Второй вечер завершился водевилем П. П. Вейнберга «Единицы», мастерски исполненным автором, Александровским «и особенно г-жой Корчагиной». 2 февраля Вейнберг участвовал в её бенефисе («после каждого акта следовали дружные аплодисменты, вызовы… и ценные подарки»). Другой автор Григорий Гё 11 февраля играл с псковской труппой в своей пьесе «Трильби». Он задержался в Пскове, сыграл также 13 февраля, а 16 февраля на закрытии зимнего сезона выступил в драме Протопопова «Вне жизни» и спел в дивертисменте комические романсы.
Очевидно, расходы на приглашение знаменитостей оказались чрезмерными. По сообщению газеты, антреприза принесла Александровскому значительные убытки, но он рассчитался с актёрами и со своими долгами полным рублём.
В труппу Летнего театра на 1903 год собрали новых, неизвестных псковской публике артистов, в том числе режиссёра Молчанова. Однако Александровский с супругой не сразу покинули Псков. Городской листок 24 апреля сообщил, что с 1 мая откроется летний сезон в упоминавшейся дачной местности на берегу Черёхи: там два раза в неделю на товарищеских началах будет выступать труппа драматических артистов под управлением В. В. Александровского. Газета добавила: «Даст ли что-нибудь в материальном отношении товариществу это впервые организованное в Черёхе театральное предприятие, покажет будущее». К сожалению, заглянуть в это будущее, давно ставшее прошлым, и узнать, состоялось ли это предприятие, нам не удалось из-за отсутствия в газете дальнейшей информации, хотя о выступлении там лучшего виолончелиста России Семёнова с оркестром Мариинского театра она рассказала.
Тем неожиданнее стала корреспонденция из Порхова о состоявшемся 15 июня представлении «известной пьесы Максима Горького «Мещане», об удачной игре артистов, в том числе Александровского в роли Перчихина и Корчагиной в роли его дочери Полины. В следующих сообщениях рассказывалось, что режиссёр Александровский 29 июня поставил драму Л. Н. Толстого «Власть тьмы», а 6 июля – пьесу Горького «На дне», вышедшую, как и прежняя горьковская, лишь в прошлом году. В ней Александровский играл Луку, а Корчагина – Настю. Приведём выдержку из этой подробной рецензии: «Какую бы роль ни играла г-жа Корчагина, она всегда проводит её с чувством, изучив до мельчайших подробностей. Публика игрою осталась вполне довольна, но содержание пьесы «На дне» не понравилось девяти десятым порховичей» (т. к. порок не был наказан, а подняться выше своего мировоззрения трудно).
По воспоминаниям дочери (Екатерины Владимировны), напечатанным в книге «Страницы жизни», из-за банкротства отца в Пскове их семья в Порхове оказалась в бедственном положении. Пришлось взять деньги под залог сундука, который всегда путешествовал с ними. Его так и не удалось выкупить. О том времени в этой книге вспоминала и сама Екатерина Павловна: «Когда мы играли в Порхове, то всей семьёй жили в небольшой сторожке, где в комнате, кроме мужа, меня и двух дочерей, проживало ещё трое посторонних. Здесь приходилось и нянчиться с детьми, и готовить новые роли, и заниматься хозяйством, и комбинировать из каких-то тряпок «гардероб» для спектаклей. Эта избёнка находилась рядом со сценой летнего театра. Во время спектаклей наше жилище превращалось в туалетную комнату для зрительниц. И так мы прожили целое лето». А дочь добавила: «Наконец отец находит выход. Где-то за зданием театра он обнаружил какой-то заброшенный сарайчик, кое-как заделал щели и туда перебрался с сестрой. Я с матерью остаюсь в сторожке. Вскоре сестра тяжело заболела, пришлось положить её в больницу, версты за три от дома. Едва мать отыграет спектакль, по непогоде, по непролазной грязи бежит в больницу, проводит бессонную ночь у постели дочери, а наутро, прямо оттуда, в театр на репетицию очередной премьеры».
По мнению коренной порховчанки и музейной работницы Л. В. Васильевой, речь идёт об инфекционной больнице на окраине Порхова, по дороге на Шелонск. А кирпичное здание Народного театра на бывшей Рождественской набережной Порхова можно рассмотреть в альбоме «Уездные города Псковской губернии» (стр. 159).
После Пскова и Порхова супруги почти год играли в Вологде и Сызрани, прежде чем в августе 1904 года В. Ф. Комиссаржевская приняла их в создаваемый ею столичный театр. С этим театром они немало гастролировали по России, заезжали и в Псков. 26 и 27 июня 1906 года часть труппы показала здесь в Кутузовском саду две новые переводные пьесы, и рецензент в обоих хвалил Владимира Васильевича. («Наш старый знакомец, талантливый В. В. Александровский даёт прекрасно выдержанную фигуру Иосифа»).12-13 марта следующего года лучшие силы театра, включая саму Веру Фёдоровну, Бравича, Корчагину, Александровского, сыграли в псковском Доме имени Пушкина «Нору» Ибсена и «Бесприданницу» Островского. На той же сцене в составе Нового драматического театра, бывшего Комиссаржевской, 12-13 мая 1910 года Александровский (по выражению «Псковской жизни» - «старый любимец псковской публики») выступил в двух пьесах, в том числе сыграл роль чеховского «дяди Вани». 2 марта 1911 года полный ансамбль петербургского Малого театра во главе с Б. С. Глаголиным (тоже ранее игравшим здесь) и с участием Шмидгофа и Корчагиной-Александровской (впервые названной на псковской афише под двойной фамилией) дали представление на благотворительном вечере в пользу нуждающихся учеников Псковского реального училища. 6 марта псковичи смотрели в Пушкинском доме пьесу «Белая ворона», поставленную под личным руководством автора Е. Н. Чирикова и с участием его жены В. Г. Иолшиной, знаменитого П. В. Самойлова и бывшего псковского режиссёра В. В. Александровского.
Во время Первой мировой войны Екатерина Павловна несколько раз приезжала в Псков, в основном для участия в благотворительных вечерах. Труппа Малого театра с её участием 11 марта 1915 года сыграла комедию модного тогда автора Виктора Рышкова «Начало карьеры», передав сбор на «красное яичко» воинам и их семьям. В те же дни она выступила на концерте в Сводном полевом госпитале. 23 марта играла в пьесе Глаголина «За кулисами войны» с участием автора, причём в рецензии её впервые назвали по новому месту службы артисткой Императорского Александринского театра. 25 марта 1916 года концерт с её участием в зале нового здания Городской думы дал 1250 рублей в пользу столовой для семей запасных, призванных на войну.
2 июля газета «Псковская жизнь» известила горожан, что в Летнем театре после опер и оперетт до конца лета водворяется драматическая труппа антрепренёра М. Г. Волкова, пригласившего и известную псковичам актрису Императорских театров Корчагину-Александровскую. Для своего первого выхода 16 июля она выбрала переведённую с французского пьесу «Бабушка (Завоёванное счастье)». Роль бабушки она считала одной из самых значительных в своём репертуаре и часто играла на гастролях. 18 июля последовали «Хрущёвские помещики», затем комедия Рышкова «Змейка»…
Подробные сведения о псковских гастролях Екатерины Павловны после революции приведены Анатолием Васильевичем Филимоновым в сборнике статей «Псков, Пушкинская, 13. Театр в провинции: вчера, сегодня, завтра»» (
Екатерина Павловна проявляла свой интерес к театральной жизни Пскова и позднее. Во время областного смотра местных театров и художественной самодеятельности в январе 1941 года она просмотрела спектакли, привезённые Псковским драматическим театром. Её обстоятельную статью «Псковский театр в Ленинграде» газета «Известия» напечатала 29 января 1941 года. Она включена и в сборник «Страницы жизни».
Таким образом, жизнь Екатерины Павловны Корчагиной-Александровской была связана с Псковом и с псковичами более 42-х лет, с 1899-го по 1941-й год.
Левин Н. Ф.,
краевед, Почетный гражданин г. Пскова
Источник: Левин, Н. Ф. Артисты Е. П. Корчагина и В. В. Александровский на псковской и порховской сцене // Краеведческие чтения. Порхов: материалы XI научной конференции, 26-28 сентября