Н. Ф. Левин,
псковский краевед, Почетный гражданин г. Пскова
Псковское общество попечения о глухонемых
Многие годы в дореволюционной России глухонемые не получали никакой помощи. Впервые о них позаботилась императрица Мария Фёдоровна (вдова Павла I и мать императоров Александра I и Николая I). На прогулке в Павловском парке она встретила мальчика Александра Меллера, оказавшегося глухонемым, и распорядилась устроить опытное училище для них. Через два месяца, 2 декабря 1806 года, оно было открыто на её средства там же в парке, где находились постройки крепости Бил. Затем училище передали в ведомство Опекунского совета, перевели в столицу, построили для него большое здание с мастерскими на углу Гороховой улицы у Красного моста.
Старая столица (Москва) последовала этому примеру лишь в 1860 году, основав своё училище для глухонемых. Позднее на средства П. М. Третьякова ему построили собственное трёхэтажное здание. В 1887 году появилось Казанское общество призрения глухонемых детей с училищем для них. До конца XIX века такие школы были открыть! ещё в Астрахани, Минске и Новочеркасске. Между тем, во время Первой Всероссийской переписи населения 1897 года насчитали 124.513 глухонемых, из них школьного возраста - более 34 тысяч, в i большинстве лишенных заботы и попечения. Вопрос об их обучении и ' воспитании явно назрел. 3 мая 1898 года Николай II утвердил «Основ-; ные положения о состоявшем под Августейшим покровительством ; Их Императорских Величеств Попечительстве Императрицы Марии Фёдоровны о глухонемых». (Речь шла о другой императрице Марии Фёдоровне - вдове Александра III и матери Николая II, принявшей на себя руководство т. н. Ведомством императрицы Марии, опекавшим благотворительные учреждения России).
Для взрослых глухонемых Попечительство предполагало «учреждать мастерские, дома трудолюбия, дешёвые квартиры, приискивать работу, заботиться помещением престарелых и увечных в богадельни и другие подобные учреждения», для малолетних глухонемых - «открывать школы, учебные мастерские, приюты, убежища и выдавать пособия нуждающимся семьям, в коих имеются глухонемые дети». Сверх того оно «озабочивалось устройством курсов с целью подготовления учителей в школы для глухонемых, сообщает указания для устройства таких школ, методов обучения глухонемых и т. д.».
«Псковские губернские ведомости» перепечатали эти «Основные положения» 3 октября того же 1898 года, а 1 января 1900 года на первой странице опубликовали полученное от Попечительства «Воззвание к милосердию в пользу глухонемых». Ещё раз подготовленная Попечительством статья «Глухонемые в России» появилась в этой официальной губернской газете 27 января 1907 года. Указанное «Положение» предусматривало возможность создания на местах отделов Попечительства. Однако в первые 15 лет в Псковской губернии ни в индивидуальные, ни в коллективные члены Попечительства никто не вступил. И не удивительно. По уставу для этого требовалось уплатить единовременно не менее 500 рублей или вносить ежегодно по 50 рублей. Первым действительным членом Попечительства стал император Николай II, а императрица Александра Фёдоровна пожертвовала Попечительству 300 тысяч рублей и стала его первым почётным членом. Августейшая попечительница Мария Фёдоровна тоже делала значительные пожертвования.
Однако и в Псковской губернии глухонемые нуждались в помощи и поддержке. По итоговым таблицам переписи населения 1897 года, среди лиц, «одержимых физическими недостатками», в губернии оказалось 1403 глухонемых и 375 немых, итого 1778 человек, в том числе в возрасте до 20 лет - 698. В основном это были сельские жители (1635 чел.). В «Записке по обучению и воспитанию глухонемых детей», составленной в 1914 году, отмечалось: «Даже для людей со средним достатком нет возможности дать образование глухонемому ребёнку и таким образом хоть сколько-нибудь скрасить его печальную жизнь и сделать его полезным и трудоспособным человеком, так как такого рода учебных заведений ближе Петербурга нет, и даже за плату в 360 руб. в год определить туда, за отсутствием вакансий, очень трудно. А так как глухонемые в громадном большинстве принадлежат к бедным семьям, то они и остаются на всю свою жизнь тяжёлым бременем для семьи и общества».
Впервые их обучение в Пскове было предпринято в 1912 году. Тогда 30 октября газета «Псковская жизнь» поместила объявление о приёме глухонемых детей в школу на Завеличье в доме Бломериуса (близ современных «Четырёх углов»). Ни подписи, ни условий обучения оно не содержало. Из дальнейших газетных сообщений стало ясно, что её на свой риск открыла опытная учительница, получившая подготовку на курсах, устроенных Попечительством в Петербурге. Успешное существование этой школы подтолкнуло местную общественность. Уже 22 января 1913 года та же газета сообщила, что группа лиц во главе с А.А. Малаховским намерена организовать Общество попечения о глухонемых детях, главной целью которого будет содержание такой школы, «так как выучить их говорить и понимать окружающих (т. е. чтению с губ) можно только до 16-17-летнего возраста, пока голосовые связки не окончательно утратили своей эластичности, и непременно с ремесленным отделением, чтобы по изучении какого-либо ремесла дать им возможность жить собственным трудом». Сочувствующих просили обращаться в Псковское общество сельского хозяйства письменно или по телефону (№ 442).
Адольф Адольфович Малаховский управлял имением Лужок Вышегородской волости Порховского уезда, принадлежавшим его вдовствующей тёще Надежде Ивановне Кастюриной. Своего родившегося глухим сына он возил по профессорам, лечил несколько лет, так что к 1913 году тот был лишь «слаб на ухо», свободно разговаривал и собирался сдавать экзамены за 1-й класс реального училища. К тому времени Малаховский имел немалый опыт общественной деятельности. 20 апреля 1908 года на общем собрании Псковского общества сельского хозяйства его избрали членом Совета, в следующем году он стал председателем общества и руководил им до 1917 года. В марте 1911 года для объединения усилий подобных обществ было создано Центральное сельскохозяйственное общество, одним из председателей которого избрали Малаховского. С июля 1912 года по его инициативе стал выходить ежемесячный «Вестник Псковского общества сельского хозяйства», и обязанности ответственного редактора ему пришлось выполнять самому. В № 12 этого журнала от 31 декабря 1913 года он поместил свою статью «Общество глухонемых в Пскове». Позднее Малаховский участвовал в организации Псковского городского общества потребителей, во время Первой мировой войны был председателем Псковского комитета помощи беженцам, пытался создать Товарищество по сбыту молочных и других продуктов...
При создании Общества попечения о глухонемых роль Малаховского была ведущей. В марте 1913 года Совет общества сельского хозяйства по его просьбе принял решение о предоставлении своего помещения для заседаний учредителей и будущего правления нового общества и о выдаче ста рублей на первые расходы. Это помещение находилось тогда на углу улиц Казанской (Красных партизан) и Новгородской в доме члена Совета с/х общества Отто Ивановича Граудума. Это старинное здание сохранилось и имеет адрес: ул. К. Маркса, 22.
Учредительное собрание Псковского общества попечения о глухонемых состоялось 15 марта, а 28 мая 1913 года оно было официально внесено в реестр действующих в губернии союзов и обществ. Первое заседание его правления состоялось 7 июня под председательством Малаховского, и он согласился принять на себя обязанности заведующего школой. Помещение для школы и учительницы за 400 рублей в год сняли вблизи прежней школы для глухонемых, на Пароменской улице в доме руководителя общества приказчиков и коммерческого собрания, почётного гражданина Михаила Петровича Яхонтова. Объявляя через газету 13 июня о предстоявшем открытии школы, правление обещало плату за обучение определять по соглашению с родителями. В результате она составила от 2 до 15 рублей в год, а детей бедняков освободили от платы. Всего в школу приняли 10 мальчиков и 2 девочек, так как с большим количеством глухонемых детей одна учительница заниматься не могла. Родители шестерых детей были крестьянами Псковского уезда, двух - Островского уезда, ещё двух - псковские мещане, а отец последних двух - подпрапорщик стоявшего в Пскове Омского полка.
В августе 1913 года в Псков для занятий частной практикой приехал специалист по ушным болезням, проходивший практику в Вене, доктор Генрих Георгиевич Эйдельман (будущий главврач 2-й Советской больницы). Он поселился в квартире Малаховского на Великолуцкой улице в доме Старо-Вознесенского монастыря и согласился бесплатно лечить учеников этой школы, а перед началом занятий осмотрел детей. Занятия начались 1 сентября, а торжественное открытие школы состоялось 15 сентября в присутствии супруги губернатора баронессы Татьяны Ивановны Медем, избранной председательницей общества, Малаховского, члена Городской управы провизора Павла Климентиевича де-Барани и инспектора народных училищ Ивана .Васильевича Малышева, который произнёс поздравительную речь. Затем доктор Эйдельман проверил успехи учеников. Все удивились, что за полмесяца они научились произносить отдельные слова. В программу первого года обучения входили: устная речь, чтение с губ, письмо и арифметика.
Плата за обучение и членские взносы 70 учредителей (по 3 руб. в год) покрывали небольшую часть расходов. (Кстати, учительница получала 600 рублей в год при готовой квартире). Главной заботой правления стало изыскание средств. В ноябре губернатор барон Н. Н. Медем разрешил Обществу провести лотерею на сумму 1500 рублей, а клуб «Семейный кружок» пожертвовал 300 рублей. На чрезвычайном заседании 9 января 1914 года Городская дума назначила пособие Обществу в 200 рублей. 7 февраля в пользу школы был устроен маскарад. Городское общество взаимного кредита (Городской банк) при распределении прибыли за 1913 год предполагал выдать Обществу 50 рублей, но после выступления Малаховского на общем собрании выделил 200.
На заседании Губернского земского собрания 3 февраля 1914 года Малаховский в качестве товарища председателя правления общества изложил упомянутую «Записку» и ознакомил гласных с делом воспитания и обучения глухонемых детей в России и за границей. Хотя Экономический совет при управе предлагал отклонить по финансовым соображениям ходатайство общества о пособии для учреждения восьми стипендий бедным глухонемым (по 250 руб. на каждый уезд) на открытие для них интерната, Собрание назначило обществу постоянное пособие по тысяче рублей в год, а также решило ходатайствовать перед столичным Попечительством о принятии псковской школы под своё покровительство и об оказании необходимого пособия на её содержание. Для личного поддержания этого ходатайства была избрана депутация из трёх гласных и Малаховского. Кроме того, по предложению В. В. Ковалевского было решено «ходатайствовать перед Министерством народного просвещения о принятии расходов на оплату жалования учителям школы на счёт казны, как это делается по их содержанию в народных школах».
Общество старалось заботиться и о развлечении глухонемых детей. В воскресный день 5 января 1914 года неподалёку от школы, на Рижском шоссе, в городском Александровском училище устроили ёлку с подарками. А в субботу 15 февраля детский праздник для них состоялся в помещении городской богадельни, находившейся на берегу Великой, почти рядом с новым Ольгинским мостом.
Вскоре после начала первого учебного года о своём желании определить детей в школу заявили трое псковских мещан и земство Псковского, Порховского, Островского и Опочецкого уездов. Их записали кандидатами на поступление в школу. Правление общества даже объявило о своём намерении открыть в школе с Нового года второе отделение. Однако найти так быстро опытного преподавателя не удалось, и правление пообещало сделать это со следующего учебного года. А пока в феврале 1914 года из-за тесноты школьного помещения правление сняло на 6 лет за 420 рублей в год вблизи церкви Георгия со взвоза, на противоположной стороне Покровской улицы, один из трёх домов вдовы тайного советника Ольги Фёдоровны Зариной (здания не сохранились). С нею договорились, что если при школе откроют мастерские и общежитие на 8 учеников, то она сдаст обществу и флигель.
После ремонта новых арендованных помещений, пригласив через газету всех интересующихся, 30 мая 1914 года провели первый публичный экзамен. Гости смогли убедиться в успехах учащихся, а также зарегистрировать желающих поступить в школу.
Ходатайство губернского земства о принятии школы под покровительство столичного Попечительства о глухонемых и выделении пособия на её содержание не получило там поддержки, поскольку местное общество не было его отделом. И Министерство народного просвещения отказалось помогать. На общем собрании 21 сентября 1914 года члены общества согласились на такое преобразование. Впрочем, оформление документов растянулось на семь месяцев. Только 24 апреля 1915 года прошло последнее собрание членов общества, на котором было объявлено о создании Псковского отдела Попечительства.
Перед этим, в октябре 1914 года, правление наняло сапожника для обучения мальчиков этому ремеслу (девочки занимались рукоделием). Второй учебный год тоже завершился благополучно. А в сентябре 1915 года руководство Отдела, напуганное немецким наступлением и вероятной эвакуацией, решило не начинать занятия в школе, разместив там приют для глухонемых сирот войны. Но осуществить это намерение не успело, поскольку помещения заняли под военные нужды. Их освободили в начале августа следующего года, и Малаховский пригласил новую учительницу В. В. Петрову - выпускницу Петроградских одногодичных платных педагогических курсов, состоявших при столичном Попечительстве о глухонемых. По указанию Попечительства, в связи с нехваткой педагогов, он поместил в «Псковской жизни» и в «Вестнике Псковского губернского земства» объявления о приёме слушателей на эти курсы. За справками, а также по вопросу о стипендиях для неимущих следовало обращаться к нему на квартиру в доме Вознесенского монастыря.
4 сентября 1916 года состоялось освящение приведённых в порядок помещений, а 5-го в школе возобновились занятия. Затем Малаховский нанял сапожного мастера с подмастерьем, и 5 октября в мастерской начали обучать мальчиков, а также принимать частные заказы. Мастерская быстро стала популярной, заказчиков оказалось много, хотя обслуживались только члены Общества.
Председательница общества баронесса Т. И. Медем выехала из Пскова вместе с мужем, назначенным 12 января 1916 года петроградским губернатором. После него за 1916 год в Псков трижды присылали новых губернаторов, а псковская общественная организация глухонемых оставалась без руководителя. Впрочем, не чувствовалось, что это заметно влияло на занятия в школе и работу мастерских. Заведующий и учительница 6 января 1917 года провели в помещении школы новогодний праздник с ёлкой, а средства на подарки собирали среди горожан.
Наконец в первых числах февраля 1917 года председательницей Совета Псковского отдела Попечительства о глухонемых избрали Е. А. Кашкарову (супругу последнего дореволюционного губернатора), а попечителем - известного богача П. Д. Батова. 23 февраля она через газету обратилась с воззванием о помощи пожертвованиями и просила вступать в Общество. Впрочем, уже в следующем месяце, после февральской революции, Попечительство, руководимое вдовствующей императрицей и состоявшее под покровительством императорской четы, в прежнем виде существовать не могло. В обеих столицах сразу взялись за подготовку Всероссийского съезда глухонемых. И в «Псковской жизни» 29 июня 1917 года появилась статья И. С. Менцловой «Помощь глухонемым» с призывом выбирать делегатов на этот съезд. Та же газета 8 июля, кроме объявления о созыве общего собрания глухонемых для выбора делегатов, поместила заметку, в которой им предлагалось сообщать о своих нуждах Э. К. Янсону, жившему в доме № 22 на Кахановском бульваре (современный адрес этого трёхэтажного здания - Октябрьский проспект, 42). В отчёте о собрании, состоявшемся 11 июля, корреспондент сетовал, что ни глухонемой Янсон, ни чиновник И. А. Корнутов, избранный председателем временного местного Общества глухонемых, не умеют объясняться знаками. Впрочем, среди 36 делегатов Первого Всероссийского съезда глухонемых, состоявшегося в Москве 17-22 июля 1917 года, псковичи не значились. А председатель общества в эти дни отправился по делам в Петроград.
На общем собрании 19 июля было решено создать в августе постоянное Псковское общество глухонемых. С сентября в прежнем помещении возобновились и занятия в их школе, которой по-прежнему заведовал А. А. Малаховский. В помещении пансиона при школе в ноябре опять открыли сапожную мастерскую, стали принимать заказы, причём на обучение пригласили и взрослых глухонемых людей.
Из газеты «Псковский вестник» за апрель-июль 1918 года, подшивка которой сохранилась в библиотеке Госархива Псковской области, видно, что занятия в школе глухонемых продолжались и во время немецкой оккупации Пскова. Но общее собрание членов Общества провести не удавалось, а Малаховский тогда лечился в Юрьеве (Тарту). Более того, 14 мая 1918 года газета сообщила, что Псковское общество глухонемых закрыто по распоряжению его председателя - чиновника И. А. Корнутова, до получения разрешения германских властей. Состоялось ли общее собрание, намеченное на 30 июня, в газете не отмечено.
В том же 1918 году отдельное Общество глухонемых существовало в Великих Луках, которые не были оккупированы.
Судя по «Псковскому справочнику 1923 года», хранящемуся в областной научной библиотеке, школа глухонемых пережила все эти трудные годы, находилась в системе Губернского отдела народного образования, располагалась по Георгиевской улице в доме № 4 и заведовал ею Корнутов. А дальнейшую судьбу Адольфа Адольфовича Малаховского пока проследить не удалось.
Впрочем, история Псковского отдела Всероссийского общества глухих (ВОГ) и его Учебно-производственного предприятия (УПП) заслуживает самостоятельного исследования. Сейчас они называются: ООО «Псковское социально-реабилитационное предприятие» и Псковское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов ВОГ. И руководит ими Сергей Викторович Кательницкий, ставший 20 лет тому назад самым молодым из председателей правлений областных отделов ВОГ. Хочется надеяться, что в мае 2013 года будет достойно отмечено столетие первой псковской общественной организации, взявшей на себя заботу о глухонемых людях.
***
Источник: Левин, Н. Ф. Псковское общество попечения о глухонемых // За социальные проекты. - Псков, 2010. - N 18. - С. 209-216.