«Псковский американец» Георг Францевич Викенгейзер

vikengeizer600Левин Н.Ф.,
псковский краевед, Почетный гражданин г. Пскова

Иоанн-Георг Францевич Викенгейзер родился 3 (15) февраля 1843 г. в селении Эльзенц германской земли Баден-Вюртенберг. Ремеслу колбасника он выучился в окружном городе Эппингене, рано женился, покинул родину и обосновался в Пскове.

Колбасное производство и торговля мясом позволили ему составитькапитал для покупки в 1871 годуземельного участка, выходившего на Сергиевскую и Архангельскую улицы.

На первой к 1873 г. появился деревянный одноэтажный дом; в 1880 г. взамен него ввели в строй каменный трехэтажный дом с двухэтажными каменными боковыми флигелями. Это здание имело особую ценность для культурной жизни города, поскольку два его верхних этажа строились с высокими потолками - под театральный зал и клубные помещения. После соединенного клубаих арендовало Общество любителей музыкально-драматического искусства для своих любительскихспектаклей и вечеров, а также для приглашения на гастроли профессиональных артистов. С ними объединился «Семейный кружок», который в свободные дни недели проводили здесь свои вечера.

В 1920-е гг. в этом здании размещался клуб «Труд», работавший с национальными меньшинствами (современный адрес Октябрьский пр.,  д. 4).

Взамен старого деревянного дома на Архангельской улице Викенгейзер построил двухэтажное каменное здание для отпуска колодезной воды за плату, а также на случай пожара. 31 января 1881 г. дума заключила с ним на 60 лет концессию для устройства городского водопровода. На этом месте он выстроил пятиэтажное здание, на котором поставил два огромных резервуара с водой. Водокачку с паровыми котлами, двумя насосами и большой трубой построили на самом берегу Великой, на Плоской улице, перед крепостной стеной. Первые 14 заказчиков воды получили ее из кранов 22 ноября 1881 г. Расширение водопроводной сети шло постепенно, и в 1887 г. по ходатайству городской думы Викенгейзера наградили золотой медалью «За усердие» на Станиславской ленте.

Новое направление его бизнес получил в том же десятилетии. Пароходы из Дерпта, раз в неделю приходившие в Псков, иногда возили людей на водные прогулки. В 1882 г. группа псковичей составила Общество легкого пароходства вверх по реке Великой. Построенный в Финляндии по их заказу пароходик «Ольга» был спущен на воду в Пскове 29 мая следующего года и сразу начал катать желающих. Однако члены общества были людьми занятыми и не имели времени постоянно вести дело. К тому же сразу появились конкуренты. Большой железный пароход льноторговцев из Дерпта «Мария» с 1 июля стал ежедневно возить здесь пассажиров вверх по реке. Владелец имения Щиглицы близ устья Великой П. К. Гиллейн-фон-Гембиц приобрел пароход для удобства своих гостей, что и отразил в его названии - «Прихоть». Поэтому местный заводчик, арендовавший у общества «Ольгу», все уменьшал плату за аренду.

vikengeizer georgА 2 июня 1886 г. сорвало трубу «Ольги». Наконец, Викенгейзер купил пароход у общества, хотя на нем разрешалось перевозить не более 33 пассажиров, и с 12 мая 1887 г. наладил поездки в Корытово и Череху. Следующий ледоход повредил судно. 18 мая 1888 г. на Великую спустили купленный большой пароход «Александр» с каютой первого класса, да и «Ольгу» починили, а позднее заменили на «Череху».

Дачные постройки при впадении Черехи в Великую состоятельные люди строили и раньше. Это и вызвало необходимость доставки пассажиров. Для их притока Викенгейзер арендовал на тенистом полуострове у архиерейского домоуправления более двух десятин земли, строил и сдавал в аренду новые дачи. В 1890 г. от удобной пристани он уложил полторы версты рельсового пути для конки до центра образовавшегося поселка: там был сооружен большой павильон с рестораном, буфетом, устроен курзал со сценой, нанимался оркестр и приглашались артисты. С другой стороны, где вблизи пассажирские поезда Петербурго-Варшавской железной дороги полвека проходили без остановок, он за свой счет построил платформу. С 1896 г. на полустанке Череха  стала делаться минутная остановка.

Викенгейзер был и крупным подрядчиком. О больших постройках в городе, а также об устройстве дачного поселка в Черехе уже сказано выше. Здание казенного винного очистного склада, построенного по заказу акцизного ведомства на Кохановском бульваре, он сдал к 1898 году, и это отмечалось тогда как большое событие. Теперь на этом месте на Октябрьском проспекте - дом № 46, а еще одно здание - на ул. Металлистов.

Чуть дальше, у бывшей Староновгородской дороги (ул. Л. Толстого) цело кирпичное здание для проживания служащих склада. Для Шестой губернскойсельскохозяйственной выставки 1909 г. подрядчики Викенгейзер и Ильяшев построили центральный павильон в Кутузовском саду, спроектированный местным архитектором в русском стиле.

Почти все необходимое для строительства Г. В. Викенгейзер стремился производить сам. Кирпич изготовлялся на его собственном заводе на правом берегу Великой, недалеко от впадения в нее Чере- хи: здесь были две круглые печи, для приведения которых в движение требовалось много лошадей, поэтому луга на берегу Великой были превращены  в пастбища. Большая часть производимых кирпичей отгружалась в столицу. Для этого от завода была проложена железнодорожная ветка, насыпь которой видна и сейчас перед началом поселка Лопатино.

Потребность в лесоматериалах обеспечивалась заготовкой древесины на лесистых землях, приобретенных Георгом Францевичем в Псковском и Новоржевском уездах. Лес сплавлялся плотами и россыпью большими партиями. Собственный лесопильный завод Викенгейзера тоже был построен на правом берегу Великой, севернее кирпичного, в слободе Поле-Образа, что напоминает о давно исчезнувшей Образской церкви на Черехинской дороге (ныне ул. Советской Армии). На нем работали четыре паровые пилорамы. Чтобы не покупать в чужих магазинах трубы, детали для водопровода, скобяные изделия и прочие мелочи, Викенгейзерарендовал в Гостином дворе помещение для собственного магазина; в здании на Архангельской (ул. Ленина, д. 5) держал склад велосипедов... За такую обширную предпринимательскую деятельность он получил прозвище «Псковский американец». Викенгейзеры не могли равнодушно смотреть, как на главных улицах без пользы лежат трамвайные рельсы, поскольку на электростанции не хватало мощностей для пуска вагонов. 25 августа 1909 г. они просили городскую управу о разрешении запустить конку с платой городу 100 руб. в месяц. Шесть конных вагонов стали возить пассажиров от вокзала до Торговой площади, а затем и за Пскову с 1 ноября 1909 г. Только за 1910 г. конка дала доход в 33 тыс. руб. Пустить трамвай город смог только с 9 января 1912 г.

Георг Фрацевич Викенгейзер скончался 1 февраля 1914 г., так и не приняв гражданства России. Может быть, этим объясняется краткость речи городского головы А. А. Агапова на чрезвычайном заседании думы 10 февраля. Открывая его, он сказал: «Ушел от нас до редкости самобытный деятель. Эта самобытность была причиной иногда несколько враждебных к нему отношений. Теперь не время его судить». И предложил почтить память его вставанием. «Псковская жизнь» не сочла нужным поместить некролог...

Источник:

Левин Н. Ф. «Псковский американец» Георг Францевич Викенгейзер // Предпринимательство в Псковской губернии XIX-XX вв.: Очерки истории. / Коллектив авторов ; отв. редактор Степанов Ю. В. – Псков, Торгово-промышленная палата Псковской области, 2016. – С. 116-118.

Сего Дня

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru