(1872 – 1940)
Русский церковный историк, литературовед, библиограф, псковский краевед, крупный исследователь памятников древнерусской письменности, автор серии работ о монастырях и житиях святых Псковской Земли.
Родился 1 (13) декабря 1872 в селе Крекшино Островского уезда Псковской губернии в семье священника. Оба деда по отцовской и материнской линиям были священниками Псковской епархии и получили образование в Псковской духовной семинарии.
В 20 летнем возрасте Николай Серебрянский окончил Псковскую духовную семинарию; год проучился на историко-филологическом факультете Варшавского университета, затем перешел в Московскую духовную академию, которую закончил со степенью кандидата богословия. Сферой его научных интересов стала церковная история.
Год проработал помощником инспектора в Смоленской духовной семинарии, после чего возвратился в Псковскую губернию, где сначала преподавал греческий и латинский языки в Торопецком духовном училище, а с 1903 года – историю, обличение раскола и греческий язык в Псковской духовной семинарии. Служил псаломщиком в Петропавловской церкви.
В Пскове Николай Ильич провел шесть лет, это время пришлась на начало революционных событий в России, но это не мешало работе историка. Серебрянский провел научное исследование: «Монастырский устав преподобного Евфросина Псковского, как памятник историко-литературный», которое было напечатано в «Псковских епархиальных ведомостях».
В этот период он обнаружил, изучил и подготовил к публикации немало старинных рукописей, написал несколько работ по церковной истории Псковщины, в том числе и один из своих наиболее крупных и важных – «Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле», который содержал ряд важнейших письменных памятников монастырской истории Псковского края. Например, так называемая «Святогорская повесть». Полное название документа - «Повесть о явлении чюдотворных икон Пресвятыя Владичицы нашея Богородицы и приснодевы Марии во области града Пскова, на Синичьи горе, иже ныне зовома Святая гора». Исследователь отнес ее к XVI-XVII веку. Пушкинисты считают, что именно эта повесть имеет отношение к драме «Борис Годунов», над которой поэт работал в ссылке в Михайловском и мог знакомиться со списком документа в монастырской библиотеке.
Монография была высоко оценена и 1910 году Серебрянский был удостоен высшей награды Академии Наук за работы в области церковной истории – большой Уваровской премии, которую получал дважды в своей научной жизни.
В 1902 вышла его статья «К вопросу об изучении псковских древностей во второй половине XIX века».
1903 год Серебрянский посвятил изучению персоналий. Вышли две его работы «О редакциях жития преподобного Саввы Крыпецкого» «Житие преподобного Евфросина Псковского (первоначальная редакция)», основанные на монастырских документах и их литературоведческом анализе.
В 1904 году в одном из выпусков альманаха «Памятники древней письменности и искусства» он публикует статью о «Послании Корнилия, инока Снятной горы, к сыну его, попу Ивану, хотящу второму браку сочтатися», которое он отнес к концу XVI века и в жанре частного письма излагал размышления монаха Снетогорского монастыря по проблеме допустимости второго брака, долгие века волновавшей овдовевших священников.
Чуть позже вышла и другая работа историка – «О редакциях жития преподобного Никандра Псковского», имеющая приложения: текст жития, рассказ о четырех чудесах и описание освидетельствования мощей основателя Никандровой пустыни. Автор полагал, что преподобному одному из немногих, удалось осуществить идеал пустынного безмолвия.
Серебрянский становится постоянным автором «Псковских епархиальных ведомостей», а его статья «К вопросу времени возникновения города Пскова», впоследствии неоднократно издавалась отдельной брошюрой.
В августе 1908 года в Пскове был создан церковно-археологический комитет, при котором организован музей, включивший собрание церковных древностей, переданное псковским владыкой Арсением (Стадницким). При этом комитете Николай Ильич Серебрянский стал хранителем музея и архива, библиотекарем и редактором изданий комитета.
В 1909 году переезжает в Москву. Преподаватели духовного училища и семинарии сетовали, что «теряют талантливого педагога, а церковно-археологический комитет - опытного и самого деятельного своего члена, оказавшего родной епархии большую услугу своими изысканиями и научными трудами в области местной церковной старины».
Николай Ильич, уезжая, обещал поддерживать связь с епархией «через изучение и опубликование ее древних письменных памятников, разбросанных по разным архивам». Свое слово он сдержал. Приехав в Москву, тут же опубликовал статью «Влияние Запада на уклад жизни древнего Пскова» и описание рукописей музея, подготовкой которых занимался еще в Пскове в должности редактора трудов Псковского церковно-археологического комитета. В Москве Николай Ильич поступил на службу справщиком, иначе – научным редактором в Московскую Синодальную типографию, где проработал до 1914 года. В 1909 году он защищает магистерскую диссертацию, а в 1910 году публикует выдержки из нее под заглавием «Тексты из псковских памятников».
18 января 1912 года Серебрянский стал членом Общества истории и древностей Российских, на заседании которого 17 мая 1913 года им сделан доклад «Об одной из переделок Пахомиева жития св. Михаила, князя Черниговского». Этот доклад и другие небольшие публикации того времени были связаны с работой над новой книгой, ради которой Серебрянский и переехал в Москву. Он решил создать обстоятельный труд о княжеских житиях Древней Руси. Работа «Древнерусские княжеские жития» вышла в 1915 году.
Краевед Натан Феликсович Левин отмечал, что среди редакций княжеских житий, подробно проанализированных Серебрянским, особый интерес для псковичей представляют древние сказания о княгине Ольге, Александре Невском, Александре Михайловиче Тверском, Всеволоде-Гаврииле и Довмонте-Тимофее. В этой книге Серебрянский отстаивал свои взгляды на псковское происхождение святой Ольги Российской, на значение «Слова о погибели Русской земли» для житийной литературы об Александре Невском…».
Начавшаяся Первая Мировая война застала Серебрянского в Москве, и явилась причиной его переезда в Кострому, где становится преподавателем всеобщей и русской гражданской истории в Костромской духовной семинарии. В Костроме он также вступает в Общество истории и древностей.
Незадолго до революции Серебрянскому присвоена степень доктора церковной истории. Он получил место доцента на кафедре истории русской церкви в Московской духовной академии и переселился в Сергиев Посад. С 1917 года – ординарный профессор академии. С 1918-го – профессор Православной народной академии, в 1919-1920 годах – профессор Воронежского университета.
Еще один «псковский» период с 1921 по 1923 годы - Серебрянский преподает в педагогическом техникуме в Пушкинских Горах.
С сентября 1923 года он – профессор по истории церкви в Московской Богословской академии и член Славянской научной комиссии при отделении русского языка и словесности Академии наук, научный сотрудник Славянского отделения библиотеки Академии наук в Ленинграде.
Новое, революционное время делает невозможным изучение истории русской церкви. Серебрянский обращается к изучению древнечешских источников и публикует материалы о святых подвижниках Чехии — Яне Гусе, св. Вячеславе, св. Людмиле.
В 1929 году Серебрянский Николай Ильич, библиотекарь и научный сотрудник 2-го (Иностранного) отделения был уволен с работы «Комиссией по чистке аппарата Академии наук» по III категории. Это означало увольнение или снятие с должности с разрешением нижеоплачиваемой работы в системе Академии наук.
Эта чистка стала началом «Дела академиков», по которому были репрессированы и объявлены «врагами народа» 80 академиков и 115 сотрудников. Причиной стало хранение в Пушкинском доме в Ленинграде бумаг бывшего императора Николая II, в том числе акта об отречении Николая II от престола. Ученые спасали документы от уничтожения. По 58-й статье Серебрянского приговорили к 10 годам лагерей с конфискацией имущества. В 1932 году лагерь был заменен высылкой в Судиславль Костромской области. А в 1936 году Николай Ильич прописан на окраине Костромы в Селище как свободный поселенец.27 апреля 1938 года Серебрянского арестовывают снова. На этот раз по делу по антисоветской пропаганде архиепископа Костромского Никодима (Николая Васильевича Кроткова) с которым он имел знакомство еще в Пскове и возобновил общение в ссылке-поселении. При обыске у Николая Ильича были изъяты научные и церковные книги, переписка.
По определению Особого совещания ОГПУ от 26 сентября 1938 года Серебрянскийосужден на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Сиблаг (Сибирский исправительно-трудовой лагерь НКВД СССР) – последний адрес Николая Ильича Серебрянского. Он умер 23 мая 1940 года. Реабилитирован 30 апреля 1989 года.
Читать в ЭБ: