К международному дню музеев - 18 мая
История создания
Создание в Пскове церковного музея имеет большее значение для истории и культуры Пскова начала XX века. Многое из того, что созидалось в тот момент в Пскове связано с деятельностью митрополита Арсения (Стадницкого) и применимо к его жизнеописанию. Главным в жизни этой могучей личности было стремление к усовершенствованию жизни церковной, общественной и человека. В его жизни отразились все драматические, а порой трагические события русской истории первой половины XX века. И не было проблемных тем в общественной и церковной жизни, которые бы он не пытался решать.
Примечательно, что, начиная со второй половины XIX века, становятся прочными культурные и научные связи Пскова и Петербурга. В сфере научных интересов исследователей Санкт-Петербургской духовной академии и Санкт-Петербургского университета оказывается Псков. Многие выпускники университета или академии, после окончания учёбы работали в Пскове и были причастны к созданию церковного музея.
Псковский церковный историко-археологический музей был открыт 9 августа 1906 года по инициативе псковского владыки (на тот момент епископа) Арсения (Стадницкого). Он возглавлял Псковскую епархию с 1903 по 1910 год. Человек разносторонне образованный он живо интересовался историей Пскова, видел и понимал, что предметы истории и духовной культуры бесследно исчезают, сожалел, что Псковская епархия, будучи одной из самых древних, не имеет собственного древлехранилища. В начале своего пребывания в Пскове он обращается с предложением к духовенству: собрать воедино церковные предметы, вышедшие из обихода, но имеющие не проходящую историческую ценность. Почти три года продолжался процесс формирования музея. Когда же накопилось значительное количество предметов церковной истории, потребовалось особое помещение. Владыка принимает решение: устроить музей в одном из зданий подворья Псково-Печерского монастыря. Оборудование музея, устройство экспозиции было поручено преподавателю богословия Псковской духовной семинарии Николаю Ильичу Серебрянскому. Уже в октябре 1906 года «Псковские епархиальные ведомости» сообщали: «Обозреть музей можно ежедневно от 10 до часу (днём) и от 6 до 8 (вечером)». Для того, чтобы исследовать собранные предметы, составлять их научное описание и описание сохранности, грамотно заниматься пополнением коллекций музея, нужно было организовать людей, которые бы смогли решать эти задачи. Владыка Арсений принимает решение: создать при музее церковный историко-археологический комитет – ПЦИАК.
24 августа 1908 года состоялось торжественное открытие комитета в здании Псковской духовной семинарии. На нём присутствовали известные учёные, преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии: Иван Евсеевич Евсеев – историк церкви, богослов, специалист по истории переводов и изданий Библии; Василий Тимофеевич Георгиевский – исследователь творчества Дионисия, первооткрыватель его росписей в Феропонтовом монастыре; Александр Иванович Яцимирский – учёный, славист, один из авторов словаря Брокгауза и Ефрона. Впоследствии все они были избраны почётными членами комитета, нередко присутствовали на его собраниях и принимали деятельное участие в жизни музея. При открытии комитета владыка Арсений произнёс речь, в которой говорил об особенном историческом значении Пскова, назвав наш город «дорогой реликвией», впервые прозвучало применительно к Пскову определение «город-музей». До открытия комитета музей имел характер частного древлехранилища, с открытием же комитета перешёл в его ведение. С этого времени неразрывны были деятельность комитета и музея. Почётным председателем комитета являлся владыка Арсений. Делами комитета ведал совет под председательством В.Д. Смиречанского, секретарём избран Александр Сергеевич Ляпустин, хранителем музея и редактором изданий - Николай Ильич Серебрянский – автор монографии по истории псковского монашества. Действительным членом комитета был избран ректор Тульской духовной семинарии архимандрит Алексий, будущий патриарх Алексий I (Симанский). В сан архимандрита он был возведён 18 сентября 1906 года в псковском Троицком соборе.
Владыкой был разработан Устав комитета, утверждённый Святейшим Синодом в декабре 1908 года. В Уставе были определены цели и задачи комитета и музея: собирать и хранить «…письменные и вещественные памятники местной старины, а также наиболее оригинальные произведения местного народного иконописания, заботится о приобретении фотографических снимков с древних памятников, которые, как предметы, пользующиеся благоговейным почитанием, не могут быть приобретены в музей, снимков с храмов Псковской епархии (по возможности всех), а также планов церквей». Ставились и просветительские задачи – «заботиться о распространении в местном обществе, и особенно среди духовенства, историко-археологических сведений и о возбуждении интереса к ним». Владыка Арсений вменял клирикам в обязанности ведение церковных летописей. В ближайших задачах комитета была подготовка к участию во Всероссийском археологическом съезде в 1911 году в Новгороде Великом. Собранные предметы изучались. Николаем Ильичём Серебрянским было составлено научное описание рукописей, поступивших в музей в течение 1908 - 1909 годов. Результатом научной деятельности комитета стал I-й том трудов «Псковская старина» (Псков, 1910, 252 с.). Это единственное издание. Осенью 1910 года Архиепископа Арсения переводят на Новгородскую кафедру, и деятельность членов комитета развивается не так активно. Помимо научных статей, в этом сборнике содержатся и журналы собраний с августа 1908 года по январь 1910, в которых много места отводилось музею, формированию его коллекций. Впоследствии журналы или протоколы собраний публиковались в «Псковских епархиальных ведомостях».
Денежные средства комитета складывались из взносов действительных членов, поступлений от епархиального свечного завода, Кирилло-Мефодиевского братства, от отцов наместников Псково-Печерского монастыря и Никандровой пустыни и, конечно, от владыки Арсения, который жертвовал и на нужды музея и на покупку и издание книг. На 1 января 1910 года средства комитета составили 808 рублей 17 копеек. Фонды церковного музея формировались в основном за счёт пожертвований, и всех предметов в музее на 1 января 1910 годы было 300, а в библиотеке насчитывалось 168 книг и брошюр по истории и археологии Псковского края. Были и приобретения за счёт собственных средств: за 30 рублей был куплен рукописный богослужебный Устав XVI века у старообрядческого купца П.А. Никифорова, отдельные книги и предметы выписывались из храмов Псковской епархии. Но, к сожалению, часть духовенства епархии с опасением относилась к деятельности комитета, и даже с ненужными церковными вещами неохотно расставалась.
О том, что конкретно находилось на хранении в музее в последующие годы, дают представление «Каталог музея Псковского церковно-археологического комитета», изданный в Пскове в 1914 году, и «Описание музея ПЦИАК», составленное Василием Дмитриевичем Грацилевским и изданное в том же году (Читать полный текст>>>). Предположительно, что в качестве аналога В.Д. Грацилевский использовал описание музея Санкт-Петербургской духовной академии, сделанное профессором Н.В. Покровским. Н. В. Покровский был знаком с вещами музея ПЦИАК, тому свидетельство опубликованные в журнале «Светильник за 1914 год» «Заметки по истории псковской старины». Он особо выделяет и приводит подробные описания трёх предметов из фондов церковного музея, которые, с его точки зрения, наиболее значимы и ценны: хорос, резное изображение святителя Николая и царские врата из Снетогорского монастыря.
В каталоге музея 1914 года значатся уже более 500 единиц хранения предметов не только церковной принадлежности, но и вполне светских, в частности братина, зуб мамонта, старинный боевой топор, медали, русские, западноевропейские и восточные монеты, даже автограф стихотворения А.С. Пушкина «Булгарин наш поляк природный» - все они названы предметами древности разного рода. Каталог и описание музея являются важным документом, свидетельствующим не только о том, что хранил музей, но и дающим сведения о том, что дошло до нашего времени из его собрания. Описание музея составлено по видам хранимых материалов: книги, документы, в том числе и рукописные, антиминсы, иконы, медные кресты, кадила, паникадила, потиры, подсвечники, древние монеты, полихромная деревянная скульптура и даже одна надгробная известняковая плита XVI века с тёмно-зелёной поливой. Важна роль членов церковного комитета в деле сохранения и реставрации отдельных памятников, не входивших в фонды музея, в частности чудотворной иконы XVI века Успения Богоматери Псково-Печерского монастыря. В ответ на обращение настоятеля монастыря архимандрита Никодима о «восстановлении и поддержке живописи» иконы члены комитета принимают решение, а владыка Арсений накладывает резолюцию: ходатайствовать перед императорской археологической комиссией о приезде в монастырь опытного иконописца-реставратора. Иконописный комитет поручает выполнить эту работу известному московскому иконописцу Михаилу Иосифовичу Чирикову. Много труда вложено в сохранение архива Консистории, архив хранился на Снятной горе в неприспособленном помещении придела храма Рождества Богородицы. В нём находились документы XVIII – XIX веков: среди них журналы духовных правлений, клировые и исповедные ведомости, метрические книги, начиная с 1725 года. В 1909 году комиссия от комитета (А.С. Ляпустин и С.С. Покровский) работала над приведением в порядок архива и составлением описей. «Отчёт о ходе занятий в консисторском архиве содержится в «Журналах заседаний комитета № 5 от 2 августа 1909 года».
После 1917 года в связи с изменением социально-политической жизни в России фонды церковного музея были объединены с фондами музея ПАО. В январе 1919 года музей в Пскове получил от советского государства охранное свидетельство, в котором значилось, что его фонды приняты на учёт Петроградским областным музейным отделом, находятся под его охраной и не подлежат перемещению. Псковский музей стал государственным краеведческим музеем. В годы Великой Отечественной войны оккупированный на три года Псков, его архитектурные памятники и музейные коллекции пострадали. Многое было вывезено оккупантами в Германию. Возвращалось постепенно в послевоенное время. Сохранилась две книги поступлений в музей 1937 года: 1-я – фиксирует записи под №№ 1 - 1044, 2-я – под №№ 2 690 - 4094. В них отмечено, что поступило в музей из музея ПЦИАК и что оправлено в эвакуацию 1 июля 1941 года. Эти книги сами являются музейными экспонатами и связывают два периода в жизни музея: довоенный и послевоенный. В настоящее время сохранившаяся часть предметов музея ПЦИАК, как и полагается, распределена по видам материалов.
Рукописная часть собрания находится в Древлехранилище в одноименном фонде, и то, что принадлежало когда-то церковному музею, фиксирует «Каталог славяно-русских рукописей Псковского музея-заповедника», составленный Ниной Петровной Осиповой и изданный в 1991 году. Книги с пометами ПЦИАКа есть и в других фондах, поскольку при создании Древлехранилища Леонид Алексеевич Творогов использовал топографический принцип хранения, то немногочисленная часть книг и рукописей из бывшего церковного музея оказалась в других фондах. Предметы церковного обихода как то кресты, оклады икон, детали окладов Евангелий, потиры, дискосы, звездицы хранятся в фонде драгоценных металлов и камней. В 2006 году музей организовал открытое хранение фонда драгоценных металлов в специально оборудованном помещении фондохранилища и тройной системой защиты. Небольшое число предметов находится в экспозиции «Русского художественного серебра XVI – XIX веков».
Особенно значимым предметом из бывшего собрания церковного музея является бронзовый хорос, его описывают и Н.В. Покровский и В.Д. Грацилевского и сообщают (что очень важно) источник поступления: хорос был найден в разобранном виде одним крестьянином на берегу Чернозерского озера в Островском уезде Псковской губернии в 1912 году во время покоса. Датирован XVI веком. Хорос в 1944 году был вывезен, репатриирован после Великой Отечественной войны, но со значительными утратами. В настоящее время помещён в исторической экспозиции музея.
Из прежнего собрания икон церковного музея до настоящего времени дошло немного. Икона с изображением Антония Римлянина – подписная, мастер Семён Никитин, и датированная 1680 годом. Икона происходит из Никандровой пустыни, откуда в начале XX века была передана отцом наместником в музей ПЦИАК. Согласно житию святого, составленному в XVI веке, Антоний родился в Риме от «православных родителей». В возрасте 18 лет, осиротев, он раздал имущество бедным (а часть его вложил в бочку и бросил в море) и принял постриг. Поселился в монастыре. На область, где находился монастырь, началось гонения со стороны латинян. Антоний покинул разорённую обитель и в течение года предавался молитве на приморской скале. Однажды камень, на котором стоял Антоний, отломился от скалы и упал в море. Антоний чудесным образом приплыл на камне в Новгород, причём путешествие длилось всего три дня. Это произошло, по сведениям агиографа, в сентябре 1106 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы. С новгородцами Антоний поначалу общался через переводчика, затем, помолившись, «дабы ему Бог открыл русский язык», — без его помощи. При содействии новгородского епископа Никиты Антоний основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, истратив для покупки земель и украшения обители остатки своего имущества, найденные в выловленной рыбаками бочке.
Синод предписывал заменять обветшавшие древние образцы на произведения академической живописи, некоторые образы могли быть признаны неканоническими. Примером тому может служить икона Христофора конца XVII века. Христофор —«несущий Христа», Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор. Святой мученик, почитаемый Католической и Православной церквами, живший в III веке. Был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.. Этот иконографический образ Св. Христофора Псеглавеца долгое время имел место в Православной церкви, и лишь на Московском соборе в 1667 году был запрещен. (Известен как «большой Московский собор», был созван с целью решения нескольких задач, прежде всего, окончательно и бесповоротно утвердить церковную реформу и повторно анафематствовать всех её противников или «еретиков» (старообрядцев). Провести церковный суд над патриархом Никоном, и его извергнуть из сана. Был выбран новый патриарх Иоасаф II). Старообрядческая церковь до сих пор почитает святого, изображаемого именно с собачьей головой. Икону с его изображением можно и сегодня увидеть в московской старообрядческой церкви Покрова (Рогожская старообрядческая церковь находится в одноименном историческом районе Москвы, известном под названием Рогожская слобода, которая возникла на левом берегу реки Яузы) и других старообрядческих храмах.
После запрета в 1722 г. Синодом "странных и ужасных" изображений Христофора с песьей головой, множество икон и стенных росписей было исправлено. Считалось, что в древние времена Христофор защищал русские города от всяких напастей, в том числе от болезней. В западнохристианской традиции Христофор принадлежит к святым, покровительствующим путешественникам. Именно по этой причине официально исчезнувший из списка угодников Божьих мученик почитается моряками, таксистами, машинистами. В России святой Христофор - покровитель водителей.
Были в собрании музея ПЦИАК и деревянные резные изображения святителя Николая. Одно из них в настоящее время находится в фондах. На оборотной стороне написано «…в лето (7048) 1540 привезён сей образ в Псков повелением новгородского архиепископа Макария …».
Сведения о музее и деятельности церковного комитета содержатся в различных печатных изданиях, в основном дореволюционных. История создания музея ПЦИАК полноценно не изучалась по причинам понятным, сначала фонды были национализированы, а в годы Великой Отечественной войны многое утрачено. Начиная с 1993 года, Государственной комиссией ведётся работа по реституции культурных ценностей. Изданы каталоги, по Псковскому музею вышло 2 тома. Есть надежда, что поиски утраченных предметов будут продолжены, будут найдены и возвращены в музей предметы, ранее принадлежавшие музею ПЦИАК.
Татьяна Викторовна Медникова, краевед
Источники и литература:
- Митрополит Арсений (Стадницкий). Дневник. Т. I. М. 2006.
- Ф. 39, дело 5200, «Послужные списки о службе архиепископа Псковского и Порховского Арсения».
- Каталог музея Псковского церковно-археологического комитета. Псков, 1914.
- Грацилевский В. Д. Описание музея ПЦИАК. Псков, 1914. - Читать полный текст>>>
- Псковская старина. Т. I. Псков, 1910.
- Псковские епархиальные ведомости за 1904-1910 годы.
- Православная энциклопедия. Т. 1, М., 2000.
- Светильник. 1914. № 5-6.
Первый вариант статьи:
Медникова, Т. В. (ученый секретарь ; Псковский музей-заповедник).
Музей Псковского церковного историко-археологического комитета / Т. В. Медникова ; Татьяна Викторовна Медникова // Псков. - 2011. - N 35. - С. 172-179. - Библиогр. в примеч.: с. 175. - 7 рис. - Читать полный текст>>>
Дополнительно читать в ЭБ: