Плюшкин Федор Михайлович

plushkin prewieК годовщине со дня рождения Плюшкина Федора Михайловича (1837-1911)

Русский деятель, получивший главную известность как владелец одной из самых больших частных коллекций в Российской империи. Потомственный купец. Существует легенда о том, что вывеска с фамилией отца Плюшкина, расположенная в Валдае, бросилась в глаза проезжавшему через Валдай Пушкину, и тот подсказал эту фамилию Гоголю, искавшему имя для персонажа «Мертвых душ».

Федор Михайлович Плюшкин родился 7 (19) февраля 1837 года в Валдае в купеческой семье, которая вела торговые дела в Новгороде, Пскове, Риге и даже в Индии.

Отец мечтал дать сыну университетское образование, но в 1848 году умирает от холеры, а мать не смогла удержать в руках семейное дело. И 11-летний Федор пошел в услужение к родным дядьям, державшим лавочную торговлю в Валдае. Дядьки были угрюмы и драчливы, сироту-племянника не жалели: тот метался в лавке, убирал двор, бегал в трактир за кипятком, разносил товар по городу. Образование маленького Федора ограничилось курсом городского училища.

А потом подросшего племянника отдали в «дело» в Москву, к знакомому купцу Бутикову. Тому понравился усердный, расторопный и исполнительный валдаец, к тому же весьма начитанный и культурный. Купец перевел Федора в приказчики, и с удовольствием посвящал его в «тайны ремесла».

Внутрисемейные ссоры Бутиковых вскоре вынудили юношу вернуться к родственникам, которые к тому времени перебрались в Псков. В их трехэтажном доме на углу Сергиевской и Петропавловской (сейчас на этом месте находится здание ПсковГУ) находились магазины, номера для приезжающих и театр. Именно здесь, в день своего 22-летия, в 1859 году, Федор Плюшкин открыл свое собственное дело – галантерейную лавку.

Через 8 лет дом сгорел дотла в пожаре, построил на его фундаменте новый, собственный двухэтажный дом и навсегда осел во Пскове. В этом городе он прошел путь от мелкого розничного торговца до крупного оптовика, купца 2-й гильдии.

dom plushkina

Псков. Дом Ф. М.Плюшкина. Вход с Сергиевской улицы. (Вторая половина XIX в.- нач. XX в.)
     

Будучи человеком необразованным, но начитанным, Федор Михайлович Плюшкин интересовался историей и литературой. Его главным увлечением стало собирательство предметов старины.

1870-е годы в Пскове были отмечены бумом археологических открытий, следствием чего стали возросший интерес к истории города и мода на коллекционирование древностей среди дворян, купечества, духовенства. Интерес к собирательству предметов старины зародился и у молодого купца Федора Плюшкина. Он много читал, выписывал из столицы журналы по истории и археологии. В 33 года Федор Плюшкин был принят в члены престижного губернского Археологического общества. Коллекционирование постепенно стало основным делом его жизни и привело к созданию обширной частной коллекции.

«Как это часто бывает, Федор Михайлович занимался коллекционированием сперва в часы досуга, но постепенно этот, если можно так выразиться, побочный интерес сделался главным делом его жизни, и он не изменял ему до самой смерти.»

 plushkin museum

Коллекция Плюшкина формировалась на протяжении четырех десятилетий и насчитывала порядка миллиона предметов из самых разных сфер.

Как писал Алексеев В. А. в работе «Плюшкинский музей»:

«… Я лично чувствовал особенную «слабость» к Пскову и часто ездил туда, лет тридцать тому назад, спасаться от столичной сутолоки и «житейской суеты». В настоящее время город растет и богатеет — и постепенно, но верно теряет свой старинный облик.

Но Федор Михайлович застал еще старину в ее чистом виде и многое мог спасти от расхищения и уничтожения. Этого никогда не должна забывать русская археология, которой представители, как мне передал сам Федор Михайлович, первое время свысока относились к собирателю, не имевшему ученого значка, но, в противоположность его носителям, мало говорившему и много делавшему.»

Чего в его коллекции только не было: иконы, древняя церковная утварь, церковнославянские рукописи, старопечатные книги, древние грамоты, русская одежда, старинное оружие, живопись и рисунки, гравюры, лубочные картины, автографы писателей и государственных деятелей, редкие монеты, медали, печати города Пскова, масонские знаки, почтовые марки, часы, столовое серебро, ювелирные изделия, фарфор. Особо выдающимся был нумизматический отдел коллекции Плюшкина, в который входило 100 тысяч экземпляров монет. Плюшкин собирал все: великое и малое, реликвии и пустяки: курительные трубки, кошельки, веера, табакерки, пуговицы, ключи, монеты, весы, кухонную утварь.

museum pluskin1

На изображ.: дверь из гостиной в спальню им. Витгенштейна; генерал XII года; масонские знаки; знамя Наполеона; ордена от французских знамен; Палка Императора Петра I; первый российский солдат Сергей Леонтьев сын Бухвостов; фамильные образа; кресты со св. мощами; "Богородица с зайчиками"; витрины с табакерками, миниатюрами, часами; Михаил Архангел, поручающий пасти стада Флору и Лавру; Вознесение Божьей Матери; портрет Вилье; масоны Псковичи. На первом плане направо второй шкафик - с Эротом - картина Ф. Буша", оцениваемая в сто тысяч франков.

 

Собрание свое Федор Михайлович хранил в собственном доме. На первом этаже был магазин, на втором – жила семья, а коллекция располагалась на лестнице и в 8 комнатах второго этажа. Сюда хозяин охотно пускал посетителей, и вскоре его частный музей стал самым популярным местом в городе. Люди застывали в изумлении от обилия сокровищ в комнатах, где «каким-то чудом столпились все века и страны, все цивилизации, от древнеперсидской до торопецкой и валдайской». Однако в 1909 году неизвестные из Петербурга похитили несколько экспонатов, и музей был закрыт.

«…Сокровища размещены где только можно, без всякой системы: картины и портреты развешаны по стенам как попало, иконы теснятся возле больших пейзажей или маленьких силуэтов в старинных рамах, а возле стен, в витринах и на шкапах громоздятся фарфоровая посуда, самовары чуть ли не петровского времени, старинные часы, древнее оружие…»

museum pluskin2

На изображ.: Шкап с масонскими знаками; посреди две ленты еврейских лож. Этажерка с чайником Суворова, фарфором Елизаветинским, Луи Филиппа, игумени Митрофании, шкатулка Аракчев.

Так Федор Михайлович Плюшкин стал еще и основателем музейного дела в Пскове.
К концу жизни его коллекция, собиравшаяся 40 лет, насчитывала более 1 миллиона предметов, и считалась третьей в России и одиннадцатой в мире – не только по количеству, но и по значимости.

Последние годы жизни Плюшкин вел переговоры с Императорским Русским музеем Александра III о продаже коллекции, но не успел их завершить. 24 апреля 1911 года Федор Михайлович скончался. Похоронили его на Дмитриевском кладбище в Пскове. Решением всех вопросов, связанных с дальнейшей судьбой музея занялся сын – Сергей Федорович. Считалось необходимым продажей коллекции поправить финансовое положение разросшейся семьи. Большого состояния Федор Михайлович не оставил, поскольку основная часть дохода от коммерческой деятельности шла на приобретение для музея. Продать музей было правом наследников. К ним приезжали иностранные антиквары с заманчивыми предложениями, но Федор Михайлович еще при жизни высказывал твердое желание, чтобы коллекция осталась в переделах Отечества и не была распродана по частям.

«Умирая Плюшкин, фанатически скупавший все ценное и редкое, на распознавание чего у него от природы был какой-то «нюх», какое-то «шестое чувство», не позабыл оговорить в духовном завещании свою волю, свое давнишнее желание: музей должен быть продан русскому правительству. Он не предвидел, какие цепи накладывает на наследников и сколько соблазнов и поводов к придиркам дает людям, от которых будет зависеть прием его сокровища.»

 plushkin family

Федор Михайлович Плюшкин в круге семьи. В верхнем ряду слева - Сергей Федорович Плюшкин, далее Михаил и Николай Федоровичи.
Сидят: Екатерина и Мария (дочери) и Мария Ивановна -
жена Федора Михайловича.

 

Родственники (не без умысла поправить свои финансовые дела) предложили русскому правительству выкупить ее полностью за 350 тысяч рублей (это примерно 250 миллионов нынешних рублей). Сумма была огромной, и для оценки собрания Плюшкина дирекцией императорских музеев в Псков была отряжена представительная комиссия искусствоведов. Члены комиссии единодушно высказались против приобретения собрания целиком: предлагалось оставить коллекцию в Пскове, как уникальное и вместе с тем «характерно провинциальное собрание, ценное именно в своем единстве».

«Вся эта история с покупкой музея кажется какой-то загадочной и не понятной. Когда вопрос о продаже музея был поднят еще в дни жизни Плюшкина, его музей был оценен в 200 тысяч рублей. После его смерти, когда в духовном завещании было формально оговорено желание покойного непременно продать музей государству, стоимость коллекции упала до 80 тысяч рублей…»

Переговоры зашли в тупик, и сдвинулись с мертвой точки лишь после того, как в Псков прибыл представитель Британского музея, предложивший за собрание Плюшкина 175 тысяч рублей:

«Наследники напечатали тогда объявление о продаже музея. На объявление накинулись давно выжидавшие случая иностранцы, с интересом следившие за ходом переговоров, и музей без торга был куплен английской антикварной фирмой Когенъ, давшей сразу 175 тысяч рублей. Фирма, являющаяся, по имеющимся у меня сведениям, комиссионером Британского музея, распорядилась закрыть доступ в музей для русской публики. Английские антиквары уже заранее подсчитывают, какие барыши извлечет она из этой сделки.»

 

 pluskin s son

Федор Михайлович Плюшкин с сыном Сергеем Федоровичем в музее.

Точку в этих спорах поставил в 1913 году Николай II, полностью купив коллекцию за 100 тысяч рублей.

Сохранить в целости уникальную коллекцию псковского купца не удалось: лучшие экспонаты были отправлены в Русский музей, Эрмитаж, а остальные были распределены по разным музеям. В Пскове осталась лишь небольшая часть собрания, около 7500 единиц – литографии, миниатюры, картины, фотографии, книги, мебель, предметы быта.

Судьба псковской коллекции оказалась трагичной. Любопытно, что денег наследники Плюшкина, якобы, так и не получили. Началась Первая мировая война, сын Федора Михайловича, Сергей Федорович Плюшкин, уехал на фронт, и вернулся в Псков лишь в 1917 году, а вскоре был расстрелян большевиками как офицер царской армии.

В первые дни Великой Отечественной войны из коллекции Плюшкина были эвакуированы только восемь живописных работ. Все остальное осталось в оккупированном городе и было вывезено немцами. После войны из Германии вернули лишь часть коллекции.

На сегодняшний день достоверно известно местонахождение примерно 10% коллекции Плюшкина. Предметы, которые во времена Федора Михайловича Плюшкина рассматривались как тривиальный «хлам» из повседневной жизни, спустя сто лет стали востребованы музеями. Лишь время обнаружило мудрость псковского собирателя, будто предвидевшего, что все эти почтовые открытки, часы, веера, трактирные фаянсы когда-нибудь тоже станут историей, и расскажут потомкам об ушедшей жизни, укладе русской провинции.

В 1996 году, к 85-летию со дня смерти Ф. М. Плюшкина, правнук коллекционера Сергей Андреевич Плюшкин, доктор технических наук, профессор, академик Инженерной академии РФ, вместе с псковским краеведами и музеем организовал выставку сохранивших предметов из коллекции. А еще издал книгу о своем знаменитом предке, которая называется «Совсем не тот Плюшкин».

pluskin kniga

В настоящее время около 40 живописных и графических работ Псковского музея можно связать с именем собирателя Ф. М. Плюшкина.

Федор Михайлович Плюшкин неоднократно избирался в Псковскую городскую Думу, был членом городской управы, стал почетным гражданином и был избран членом Псковского археологического общества.

Одна из Валдайских легенд гласит о том, как проезжавшему через Валдай Пушкину бросилась в глаза вывеска здешних купцов Плюшкиных, вывешенная на одном из домов при въезде в город. Фамилия позабавила великого поэта, и он подсказал ее Гоголю, искавшему имя для персонажа «Мертвых душ».
Так появился в мировой литературе гротесковый образ скверного старика в лохмотьях, «прорехи на человечестве», который «ходил каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, – все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты… после него незачем было мести улицу...»

pluskin gogol mertvie dushu

Гоголевский Плюшкин. Рисунок П. Боклевского

С легкой руки Гоголя фамилия достопочтенных валдайских купцов стала нарицательной и пошла гулять по свету олицетворением скупости и патологического накопительства.
Роман-поэма «Мертвые души» была написана в 1835 году (опубликована в 1842 году). А через два года, словно бы для того, чтобы реабилитировать достойную купеческую фамилию, а заодно и облагородить идею собирательства, в семье валдайских купцов Плюшкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из самых известных российских коллекционеров.

Материал подготовила Мокрецкая А.

 

Литература и интернет-ресурсы

Литература:

Алексеев В. А. / Плюшкинский музей / Псков, 1911. – >>> Читать полный текст

О музее Ф.М. Плюшкина / Известия Императорской Археологической комиссии / [Имп. Археол. комис.], СПб., 1913. - Прибавление к вып. 48. (Хроника и библиография; вып. 23). – >>> Читать полный текст

Совсем не тот Плюшкин: (Ст. о жизни Ф. М. Плюшкина) – Псков:  Псков. гос. ист.-архитектур. и художеств. музей-заповедник, 2003

Федор Михайлович Плюшкин / Могилянский Н., СПб., 1911.  – >>> Читать полный текст

Интернет ресурсы:

Медникова Т. В., редактор-составитель книги «Совсем не тот Плюшкин»>>>.

«Псковские сокровища» // Псковское агентство информации>>> 

Сего Дня

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru