13 февраля 2019 года исполняется 140 лет со дня рождения Николая Николаевича Евреинова (13 [25] февраля 1879 г., Москва - 7 сентября 1953 г., Париж) - русского и французского режиссёра, драматурга, теоретика и преобразователя театра, историка театрального искусства, философа, музыканта и художника. Небольшой период жизни столь известный в мире человек провел в нашем тихом городе Пскове.
«Порою мне думается, что не здешний я, не теперешний, а тамошний, прошлый, что я опоздал родиться на целое столетие, что среди других людей, в другой эпохе мне было бы привольней, веселее и, господин среди господ, я не шлялся бы тогда скучным облаком, а наслаждался бы земной красотой на земле, по-земному, наслаждался бы полностью, был бы счастливым…»
(Из письма режиссёра Н. Н. Евреинова Г. В. Шварцу)
Все мы знаем, что творческие люди – люди зачастую одинокие и не понятые окружением. Николай Евреинов, на протяжении всего творческого пути ощущал себя «одиноким и лишним облаком», постоянно находился в поисках новых форм, красок, сюжетов. И достиг в своем творческом уединении необычайных высот - будучи одновременно драматургом, историком и теоретиком театра, ревностным искателем новых форм сценического выражения и искусным постановщиком, он изучал также музыкальную композицию и прекрасно овладел техникой пианиста.
Художник Юрий Анненков, который декорировал одну из постановок Николая Евреинова «Взятие зимнего дворца», в своих воспоминаниях пишет: «Евреинов утверждал, что «прекрасно искусство, создающее новые ценности; увлекательно искусство, не желающее ничего брать напрокат, как бы дешево это ни стоило, и дерзновенно творящее даже собственное небо, в котором подчас больше небесного, чем в настоящем небосклоне». И далее: «Все пьесы Евреинова привлекали к себе внимание не только своим содержанием, но, главным образом, постоянной новизной форм театрального зрелища, театрального воплощения».
Истоки театрального искусства Николая Евреинова зародились на Псковской земле. По рождению – москвич, будущий режиссер и драматург, провел все свое детство в постоянных разъездах по России, причиной которых была служба отца Николая Васильевича Евреинова - видного инженера и чиновника министерства путей сообщения. Мать Николая, Валентина Петровна, происходила из старинного французского рода, представителем которого в России оказался сын маркиза де Грандмезона, родившийся в Нормандии. Она унаследовала от отца безудержную страсть к театру и любовь к музыке, которые и привила своему сыну.
С 1889 по 1894 г. семья Евреиновых жила в Пскове. Здесь Николай Васильевич был назначен главным контролером Псковско-Рижской железной дороги, а Николай три года обучался в Псковской гимназии. В 13 лет сбежал с артистами бродячего цирка, который расположился под Псковом и выступал в роли клоуна под псевдонимом «Бокларо».
Осенью 1892 г. Николай Николаевич поступил в Петербургское Императорское училище правоведения. В училище он играл в любительском театральном кружке, для которого писал пьесы. В 1893 г. приехал на каникулы домой в Псков и участвовал в благотворительном любительском спектакле под псевдонимом «Горкин». Этот спектакль, сыгранный в июне 1893 года, отмечали в местной печати: «Хорошим артистом является также г. Горкин. Он играет с большим тактом и на сцене держит себя довольно свободно. Сцена – монолог «Наказанный Дон Жуан», прочитанная им, имела успех».
А в следующий год Евреиновы переехали в Москву, и затем – лишь раз режиссер посетил наш древний город – в январе 1925 года, когда вместе с супругой, актрисой Александринского театра Анной Кашиной, навсегда покидал Россию. В воспоминаниях Анны находим: «Белесым полупроснувшимся утром мы высадились в Пскове… Город был весь из низеньких деревянных домишек, посеревших и обесцветившихся за годы революции. «Иллюстрация туманной метерлинковской мистики в деревянной рамке работы русских кустарей», - шутили мы, шагая от церковки к церковке. Как зачарованные мы все утро бродили по этому старинному городу, такому невероятно русскому, говорящему нам так громко о прошлом нашей родины… После европеизированного, а затем революцией религиозно охолощенного Ленинграда, Псков действовал необычайно вдохновляющее на религиозно настроенных людей…». Так, Псков, Дом Святой Троицы, в очередной раз явил собой последнее воспоминание талантливого человека о русской старине.
Впереди его ждал Париж и оперные спектакли в Русской частной опере М.Н. Кузнецовой, а также Театр русской драмы ряд спектаклей в театре Ж. Копо «Вьё-Коломбье» и «Объединение русских артистов». Здесь он участвовал в подготовке программ эмигрантских театров миниатюр - «Летучая мышь» (1928, 1937) и «Бродячие комедианты» (1934), работал в Сорбонне со студентами над реконструкцией спектаклей средневекового театра (1934-1935). В 1945 году выступал на французском радио с циклом передач о выдающихся деятелях русской культуры - К.С. Станиславском, Римском-Корсакове, А.Я. Таирове, М.М. Зощенко, В.В. Маяковском и др.
Позади была не менее насыщенная жизнь: изучение философии в Петербургском университете (1901 - 1905), Петербургская консерватория (1901 - 1905), участие в организации и режиссуре «Старинного театра» (1907 - 1908, главный режиссер 1911 - 1912), театра В. Ф. Комиссаржевской, «Веселого театра для пожилых детей», театра «Кривое Зеркало» (1910 - 1917), участие в деятельности «Бродячая собаки» и «Привала комедиантов».
Николай Евреинов стал одной из ключевых фигур русского художественного авангарда: дружил с футуристами (Д. Бурлюк, В. Маяковский, В.Хлебников). Его рисовали И. Репин, М. Добужинский, Ю.Анненков, С.Сорин и др. Одновременно с практической деятельностью он занимался теоретическими исследованиями. В 1913 г. вышли книги «Театр как таковой», в которой формулируется понятие «театрализация жизни» как «инстинкта вечного преобразования», действующего и за пределами театра и во многом определяющего мышление и быт человека, и «Pro scena sua» (сборник театральных публикаций предыдущих лет). В 1914–1915 гг. вышли второй и третий тома его драматических произведений, в 1915 г.- «Театр для себя». Создатель оригинальной драматургической теории, Евреинов разработал также принцип «монодрамы», в которой отношение персонажа к окружающему миру должно стать точкой зрения каждого из публики: зритель должен настолько вжиться в душевный мир действующего лица пьесы, что он как бы превращается в этого персонажа. Теории Евреинова и дискуссии вокруг них во многом обогатили практику нового театра XX века.
Потрясающий успех принесла ему пьеса «Самое главное», премьера которой состоялась в Петроградском театре политической сатиры «Вольная комедия» в 1921 г. Далекая от агитационных целей, эта пьеса стала лучшим драматическим произведением Н. Н. Евреинова и самым успешным и популярным спектаклем театра, что в итоге ей и навредило. Она осуждалась советскими критиками за аполитичность, попытку «дополнить социализм», за «эстетство» и «фашистские тенденции», а затем просто за то, что своим успехом повредила идейной линии театра – революционной сатире. Впоследствии пьеса была переведена на 18 языков и шла в 26 странах. Сотрудничая с большевиками, Евреинов стремился к сохранению полной творческой независимости, что в итоге поставило перед ним вопрос о том, насколько возможно продолжать работу в Советском Союзе. В результате в январе 1925 г. он вместе с женой так и покинул Россию, как оказалось, навсегда.
«… Бледное оторванное облако! Может быть, в конце концов, и я люблю так театр оттого, что я облако. Подумайте, сколько представлений на земле оно видит издали, не вмешиваясь в них, стороной, как настоящий зритель! И с каких различных точек зрения видит происходящее… Как привыкает к представлениям, как нуждается в них! А потом, естественно, играет обликами, кого-то поддразнивает, на что-то намекает, что-то представляет, манит куда-то… ведь представления не даются даром! Я это знаю и потому пишу пьесы - плачу за представления представлениями…». (Из письма режиссёра Н. Н. Евреинова Г. В. Шварцу)
Николай Николаевич Евреинов прожил большую и насыщенную жизнь, 7 сентября 1953 г. его не стало. Незадолго до смерти, он выпустил труд всей жизни - «Историю русского театра с древнейших времен до 1917 года». Его название говорит нам о том, что и этот труд, и вся жизнь этого человека была посвящена изучению и воплощению театра и шире – искусства - в жизнь. А сам он оказался оторванным облаком, парящим в небесах и по-прежнему претворяющим все свои чаяния в слова, ведь память о нем живет, а достижения его не стираются во времени.
Более подробно о жизни и деятельности Евреинова Н.Н. можно узнать из электронного ресурса Псковской областной универсальной научной библиотеки «Режиссер Николай Николаевич Евреинов», который содержит биографические и библиографические сведения о жизни и творчестве режиссера. Здесь приводится информация о его литературном наследии, а для удобства пользования в диске представлены полные тексты наиболее известных его театральных работ, видеозапись документально-биографического фильма «Николай Евреинов. Сверхшут» в авторской программе Михаила Левитина «Под небом театра на телеканале «Россия-Культура».
Литература:
- Анненков Юрий Павлович. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Т. 2 / Анненков Юрий Павлович - М. : Художественная литература, 1991. - 336 с.
- Псковская земля. История в лицах. "Сии бо люди крылати...": [очерки о великих людях русского Порубежья / ред.-сост. Т. В. Вересова]. - Москва : Северный паломник, 2007.
- Цирпонс, Инга Александровна.Актеры, роли, зрители : Хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоян. театра в губерн. Пскове / сост. актрисой И. Цирпонс, ил. видами города со старых открыток из коллекции псков. краеведа Н. Левина ; [сост. Н. В. Семенова]. - Псков : Стерх, 1997. - Читать полный текст>>>
- Семёнов А. Занавес закрывается наполовину. Во имя отца, племянника и сына// Псковская губерния – [Сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gubernia.pskovregion.org/blogs/zanaves-zakryvaetsya-napolovinu-vo-imya-otca-plemyannika-i-syna/ (Дата обращения: 08.02.2019)
Голубева А.
Читать в Электронной библиотеке: