1921 - 1996
Архитектор-реставратор, фотохудожник, активный член Общества охраны памятников, почетный гражданин города Пскова родился 30 апреля 1921 года в Петрограде в семье, имевшей дворянские корни.
В 1941 году Борис Скобельцын закончил Школу младших авиаспециалистов и пошел на фронт. Сражался в истребительном авиационном корпусе, дошел до Берлина. Демобилизован 28 января 1946 года в звании гвардии младшего лейтенанта с множеством боевых наград. С 1946 по 1948 год учился в Ленинградском Инженерно-строительном институте.
В начале 50-х годов XX века работал в различных Ленинградских организациях на архитектурных и конструкторских должностях. Летний сезон 1954 года провел в Ярославской научно-реставрационной мастерской старшим техником-архитектором.
В 1955 году Борис Степанович Скобельцын был приглашен для работы в псковскую реставрационную мастерскую и переселился в Псков, с которым оказалась связана вся его жизнь.
Первыми рабочими объектами стали часовня XVII века на Мироносицком кладбище, участок стены вдоль реки Великой. Реставратор работал над многими памятниками Пскова, среди них: северный фасад собора Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, церковь Нерукотворного образа, дом Сутоцкого на Романовой горке. Скобельцын продолжил работы по восстановлению церкви Николы со Усохи, начатые реставраторами Юрием Спегальским и Верой Лебедевой.
Многие памятники средневековой архитектуры нужно было спасать от полного разрушения, и архитектор проводил консервационные и противоаварийные работы с частичной реставрацией на объектах Крыпецкого монастыря, церквей Рождества Богородицы и Никольской в Порхове, Рождества Христова в деревне Малы Печорского района и многих других.
Интересной работой реставратора было восстановление храма XV-XVI века Николы в Устье. Скобельцын был автором проектов реставрации крепости города Порхова и дворцового ансамбля в усадьбе Волышово.
Скобельцын занимался изучением керамид Пещер Псково-Печерского монастыря: производил обмеры и фотофиксацию, расшифровывал надписи.
Необходимость фотографирования этапов реставрационных работ переросла в потребность художественного творчества. С 1956 года увлечение стало еще одной профессией. Его коллекция содержит более 10 тысяч негативов по темам: памятники архитектуры Пскова и области, пейзажи, народное творчество, современное строительство в Пскове и области, гражданские, сельские, историко-революционные памятники, сады и парки, старинные усадьбы, пушкинские места Псковской области, памятники Новгорода.
Фотоработы Скобельцына выставлялись во многих городах России и за рубежом. Были выпущены и быстро стали популярными, получали полиграфические и книжные премии фотоальбомы «Псков», «Новгород», «Земля Псковская». Расходились огромные тиражи открыток и календарей с его фотографиями.
Целью выставок и публикаций Бориса Степановича было показать, какую замечательную архитектуру создали псковичи и новгородцы, и обратить внимание на гибнущие памятники. На его фотографиях – архитектура, ландшафты и живые лица кузнецов, мастеровых, рыбаков, жителей заброшенных деревень, монахов.
Художник Петр Оссовский отзывался о его творчестве: «Фотографии Скобельцына являются не только документами своего времени, а и их документально-художественным, а иногда и просто художественным, осмыслением и обобщением. Архитектор по образованию и фотохудожник от Бога, сам себя он считал фотолюбителем, но занимался этим необычайно серьезно. Он прекрасный художник, знающий и чувствующий композицию кадра, будь то человек или природный или архитектурный мотив».
Умер Борис Степанович 12 ноября 1995 года, похоронен на Дмитриевском кладбище в Пскове.
Посмертно вышел его фотоальбом «Псков земной и Псков небесный», на доме, где он жил, в 1996 году была установлена мемориальная доска.
В древлехранилище Псковского музея – заповедника хранится фонд Скобельцына: личные вещи и документы, материалы, принадлежавшие предкам Скобельцына, в том числе жалованная грамота на дворянство.
Большое собрание фотографий Скобельцына, образовалось и Пушкинском заповеднике еще при его жизни, а 1999 году пополнилось коллекцией негативов, переданных его наследниками.
До самого конца жизни Борис Степанович Скобельцын работал: читал лекции, выступал с докладами, публиковал статьи, водил экскурсии. Увлеченный псковской архитектурой он ценил гений зодчих, умевших сочетать творение рук человеческих с природой. Стремился сохранить историю и культуру Пскова всеми доступными средствами. Вклад Скобельцына в сохранение и развитие Пскова и русской культуры невозможно переоценить.
Дополнительные материалы:
- Виртуальная выставка Государственного архива Псковской области «Земля Псковская...» К 95-летию Б.С. Скобельцына>>>
- Видеопрезентация фотоальбома «Псков» 1966 года издания >>>