6 октября 1887 года родился Ле Корбюзье - французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма, родоначальник функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.
Великий французский архитектор-новатор в июне 1921 года посетил Псков.
Это был первый из его визитов в Россию: Ле Корбюзье в этот период проектировал и строил здание Центросоюза на Мясницкой улице в Москве. В Псков он заехал специально, чтобы познакомится с его школой зодчества. Несмотря на то, что провел он в городе всего один день, в профессиональной среде стали говорить о влиянии псковской архитектуры на его творчество.
Рассказывают, что он был так поражен необычностью псковской архитектуры и в частности Храмом Богоявления с Запсковья, что впоследствии использовал основные принципы псковской школы в своей работе.
Как пример чаще всего приводят ставшую знаменитой на весь мир христианскую капеллу Нотр-Дам-дю-О в маленьком городке Роншане на границе Франции и Швейцарии.
Chapelle Notre-Dame-du-Haut - буквально «Дева Мария на высотах». Эта работа Ле Корбюзье вошла в число 17 его произведений, причисленных к всемирному наследию ЮНЕСКО. Свое решение фонд мотивировал тем, что работы архитектора отражают новый язык архитектуры и представляют собой конструктивный ответ на проблемы XX века.
Говоря о Пскове, Ле Корбюзье рассказывал, что познакомился с творениями умных и талантливых мастеров глубинной, органической архитектуры. В древних псковских церквях от увидел философию слияния с природой; строения, размещавшихся именно в тех местах, где это было эстетической необходимостью.
Каждая из построек Ле Корбюзье - почти научное исследование. В 1950 году он начал работу над капеллой в Роншане, поскольку прежняя была разрушена во время Второй мировой войны.
В этом проекте, как в никаком другом он воплотил свои идеи, во многом совпадавшие с философией древних псковских зодчих. Считается, что образцом была церковь Богоявления с Запсковья: «ее расположение на холме, одухотворяющие и гармоничные формы». То есть при строительстве знаменитой капеллы в Роншане Ле Корбюзье вдохновлялся образом именно этой церкви.
Этой точки зрения придерживался известный советский архитектор Андрей Дмитриевич Меерсон, который сотрудничал с Ле Корбюзье и находил прямую аналогию проекта в Роншане с церковью Богоявления в Пскове.
Другая версия о том, где черпал свое вдохновение мастер – мегалитический дольмен, который представлял из себя крупные грубые камни, накрытые плитами. Неровности и щели между ними естественны и соразмерны природным скалам.
Нотр-Дам-дю-О решена в свободной архитектурной форме, которая подчинена одной идее – богослужению. Божественная сущность выражена в окружающей природе и сливающейся с ней капеллой. Архитекторы и искусствоведы, оценивая замысел автора, отмечают пейзаж, раскрывающийся с холма, который становится основой и частью архитектуры. Нотр-Дам-дю-О - чудо «зрительной акустики», стены капеллы излучают звуки или тишину.
Нарочито грубые и неровные стены и деревянная крыша зрительно удвоены, что создает эффект воздушности. В облике капеллы многочисленные паломники видят небесного орла, монашеский капюшон, нос корабля и руки, сложенные в молитве.
Толстые белые стены, слегка наклоненные внутрь, прорезаны выразительными окнами, покрыты мягким изгибом кровли над которой возносятся необычные, совершенно не католические апсиды. Все это напоминает и древние псковские храмы, и дольмены.