Серебрянский Николай Ильич

serebr book600(01.12.1872 – 23.05.1940) 

Русский церковный историк, литературовед, библиограф, псковский краевед. 

1 (13) декабря 1872 в селе Крекшино на окраине Островского уезда Псковской губернии родился Николай Ильич Серебрянский. Для большинства псковичей его имя практически неизвестно, поэтому вполне может стать не только открытием, но и путеводной звездой в деле изучения истории родного Псковского края. Литературовед, церковный историк, библиограф, краевед, крупный исследователь памятников древнерусской письменности, автор серии работ о монастырях и житиях святых Псковской Земли, а также о святых подвижниках Чехии – Яне Гусе, св. Вячеславе, св. Людмиле. 

Его судьба была предопределена: родился в семье священника, оба деда были священниками Псковской епархии и получили образование в Псковской духовной семинарии. Их отцы, прадеды Николая, тоже служили в Псковской епархии: один священником, другой дьячком.

В 1892 году Н. И. Серебрянский окончил Псковскую духовную семинарию, где у него сформировался устойчивый интерес к церковной истории. После окончания семинарии он год проучился на историко-филологическом факультете Варшавского университета, но затем перешел в Московскую духовную академию, обучение в которой завершил в 1898 году со степенью кандидата богословия. 

После окончания академии Н. И. Серебрянский поступил на службу помощником инспектора в Смоленской духовной семинарии (1898-1899 гг.), затем переехал в свою родную Псковскую губернию, где сначала преподавал греческий и латинский языки в Торопецком духовном училище (1899-1903), а с 1903 г. по 1909 г. – историю, обличение раскола и греческий язык в Псковской духовной семинарии.

В Торопце Н. И. Серебрянский подготовил свою первую крупную работу: «Монастырский устав преподобного Евфросина Псковского, как памятник историко-литературный». «Псковские епархиальные ведомости» поместили её в последних восьми номерах журнала за 1901 год, а текст устава – в четырёх первых номерах за 1902 год. В том же 1902 году работу отпечатали в Пскове отдельной брошюрой. Автор отмечал, что этот рукописный устав, утверждённый московским митрополитом Феодосием в 1461 году, мало исследован в исторической литературе, хотя и содержит много сведений о жизни общежительских монастырей. В качестве источников устава Серебрянский привёл выдержки из грамот Снетогорского монастыря. 

Служба Н. И. Серебрянского в Пскове пришлась на годы первой русской революции. Её потрясения не обошли стороной Псковскую семинарию. Дважды – в октябре 1905 г. и мае 1906 г. – учебный процесс в ней прерывался из-за забастовок семинаристов.

Но несмотря на волнения, время, проведенное на Псковской земле, для историка не прошло даром. За шесть лет он обнаружил, изучил и подготовил к публикации немало старинных рукописей, написал несколько работ по церковной истории Псковщины, в том числе и один из своих наиболее фундаментальных трудов – «Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле» (1908). Книга, содержащая ряд важнейших письменных памятников монастырской истории Псковского края, была готова к 1905 году, но опубликована лишь через три года. Здесь впервые представлена относящаяся к XVI-XVII векам так называемая «Святогорская повесть» (её полное название – «Повесть о явлении чюдотворных икон Пресвятыя Владичицы нашея Богородицы и приснодевы Марии во области града Пскова, на Синичьи горе, иже ныне зовома Святая гора»). Список с этой повести во время своей псковской ссылки читал А. С. Пушкин и, как полагают пушкинисты, она нашла своё отражение в драме «Борис Годунов», над которой поэт работал тогда в Михайловском. 

Монография была оценена по достоинству – в 1910 г. Н. И. Серебрянский был удостоен высшей награды Академии Наук за работы в области церковной истории – большой Уваровской премии.

В 1902 г. был издан труд «К вопросу об изучении псковских древностей во второй половине XIX века» (Псков, 1902). Но особенно плодотворным для молодого исследователя стал 1903 год. Тогда в Петербурге была издана небольшая брошюра «О редакциях жития преподобного Саввы Крыпецкого» на 18 страницах и статья «Житие преподобного Евфросина Псковского (первоначальная редакция)» на 25 страницах. 

Исследование, посвященное первому псковскому пустынножителю и основателю первого общежительного монастыря Евфросину, в миру Елеазару, является не менее ценным в историко-литерутурной науке. Известно, что Евфросин родился около 1386 г. в селе Виделебье близ Пскова. Чтобы избежать славы человеческой, около 1425 г. он испросил у духовника благословение поселиться в уединении на реке Толве близ Пскова. Здесь преподобному явились три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и указали место для построения храма. И здесь же впоследствии святой основал монастырь, получивший название Спасо-Елеазаровский. 

Но особенно интересной в книге Н. И. Серебрянского является информация о монастырском уставе, составленном Евфросином для Елеазаровского монастыря. Он представляет собой общее наставление инокам о достойном прохождении монашеского пути в соответствии с принципами нестяжательности, отрешенности от всяких мирских привязанностей и забот, любви к брату до готовности положить за него душу, полном отречении от своей воли и послушании, непрерывном труде для Бога и для других, постоянной молитве и посте как обязательных правилах жизни для монаха. 

Кроме текста самого «Жития...» Н. И. Серебрянский представляет литературоведческое исследование о его первоначальной редакции, которое отличается достоверностью и точностью. В предисловии к книге автор пишет: «Первоначальная редакция жития Евфросина Псковского представляет собой чрезвычайно редкий памятник древне-русской письменности...». Поэтому не лишним будет сказать, что ценность исследования Н. И.Серебрянского огромна, ведь он изучил малоизвестный материал, составил анализ, опираясь более всего на собственный талант, ум и образование.

Исследование Н. И. Серебрянского другого, также не менее редкого, памятника псковской монастырской письменности вышло в 1904 г. в одном из выпусков «Памятников древней письменности и искусства». Это была статья о «Послании Корнилия, инока Снятной горы, к сыну его, попу Ивану, хотящу второму браку сочтатися», написанном, по его мнению, в 90-е годы XVI века. Предложенное Серебрянским к печати послание было частным письмом и выражало размышления монаха Снетогорского монастыря по проблеме допустимости второго брака, долгие века волновавшей овдовевших священников. 

Чуть позже вышла и другая работа историка – «О редакциях жития преподобного Никандра Псковского», имеющая приложения – текст жития, рассказ о четырех чудесах и описание освидетельствования мощей этого основателя Никандровой пустыни». (Н. Ф. Левин).

Преподобный Никандр Псковский (Никон), пустынножитель, также родился в Виделебье на Псковщине. Основал Никандрову пустынь близ Порхова. С детства мечтал об уединенной жизни и служении Богу. Узнав о пустынном месте между Псковом и Печорами, поселился в пустыни на реке Демянке. Затем принял постриг с именем Никандр в Крыпецком монастыре, после чего вновь вернулся в пустынь. Еще при жизни Никандр прославился исцелениями больных и даром прозрения, помогая людям в их бедах. Ему, одному из немногих, удалось в XVI в. полностью осуществить идеал пустынного безмолвия.

В 1906 г. выходит «Житие преподобного Серапиона псковского» (Псков), подготовленное Н. И. Серебрянским и его книга «Житие преподобного Ефвросина псковского» (1906). Также многочисленные исследования Серебрянского были опубликованы в «Псковских епархиальных ведомостях» за 1907 год, в том числе и статья «К вопросу времени возникновения города Пскова», вышедшая отдельной брошюрой уже позднее.

В августе 1908 г. по благославлению владыки в Пскове был создан церковно-археологический комитет, где был организован музей, в коллекцию которого перешло собрание церковных древностей, хранимое псковским владыкой Арсением (Стадницким). В этом комитете Н. И. Серебрянский нес обязанности хранителя музея, архива, библиотекаря и был редактором издания его трудов. 

В 1909 году Н. И. Серебрянский решил покинуть Псков и переехать в Москву. За время службы в Пскове он заработал хорошую репутацию: преподаватели духовного училища и семинарии сетовали, что «теряют талантливого педагога, а церковно-археологический комитет - опытного и самого деятельного своего члена, оказавшего родной епархии большую услугу своими изысканиями и научными трудами в области местной церковной старины». 

Николай Ильич был тронут, уезжая, обещал оставаться верным псковской земле и поддерживать связь с епархией «через изучение и опубликование ее древних письменных памятников, разбросанных по разным архивам». Свое слово он сдержал. Приехав в Москву, тут же опубликовал статью «Влияние Запада на уклад жизни древнего Пскова» и описание рукописей музея, подготовкой которых занимался еще в Пскове в должности редактора трудов Псковского церковно-археологического комитета. В Москве Николай Ильич поступил на службу справщиком, иначе – научным редактором в Московскую Синодальную типографию, где проработал до 1914 г. В 1909 г. он защитил магистерскую диссертацию, а в 1910 г. опубликовал «Тексты из псковских памятников».

18 января 1912 года Серебрянский стал членом Общества истории и древностей Российских, на заседании которого 17 мая 1913 года он сделал доклад «Об одной из переделок Пахомиева жития св. Михаила, князя Черниговского». Этот доклад и другие небольшие публикации того времени были связаны с работой над новой книгой, ради которой Серебрянский и переехал в Москву. Он решил создать обстоятельный труд о княжеских житиях Древней Руси. Работа вышла в 1915 г. под назвнием «Древнерусские княжеские жития». «Среди редакций княжеских житий, подробно проанализированных им, особый интерес для псковичей представляют древние сказания о княгине Ольге, Александре Невском, Александре Михайловиче Тверском, Всеволоде-Гаврииле и Довмонте-Тимофее. И в этой книге Серебрянский по-прежнему отстаивал свои взгляды на псковское происхождение святой Ольги Российской, на значение «Слова о погибели Русской земли» для житийной литературы об Александре Невском…» (Н. Ф. Левин).

Начавшаяся Первая Мировая война застала Серебрянского в Москве, и, быть может, явилась причиной его переезда в Кострому (конец лета 1914 г.), где он был назначен преподавателем всеобщей и русской гражданской истории в Костромской духовной семинарии. В Костроме он не оставил свою деятельность, также вступив в Общество истории и древностей. 

Незадолго до революции, в 1916 г., Серебрянскому присвоена степень доктора церковной истории. Он получил место доцента на кафедре истории русской церкви в Московской духовной академии и переселился в Сергиев Посад. С 1917 г. Николай Ильич – ординарный профессор академии. С 1918-го – профессор Православной народной академии, в 1919-1920 гг. – профессор Воронежского университета. 

А в период с 1921 г. по 1923 г. Серебрянский – вновь на Псковской земле. Преподает в педагогическом техникуме в Пушкинских Горах. С сентября 1923 г. он – профессор по истории церкви в Московской Богословской академии и член Славянской научной комиссии при отделении русского языка и словесности Академии наук, научный сотрудник Славянского отделения библиотеки Академии наук в Ленинграде.

Печатать что-либо по истории русской церкви в то время было невозможно, и Н. И. Серебрянский вернулся к изучению древнечешских источников. «Его уволили 13 ноября 1929 года после обнаружения в этой библиотеке документов, имевших политическое значение, в том числе акта об отречении Николая II от престола. Было сфабриковано «дело академиков», обвинённых в создании «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России». По нему 22 декабря 1930 года арестовали и Серебрянского. Через год ссылку на Соловки ему заменили высылкой в Костромскую область. Вновь его арестовали 27 апреля 1938 года по делу архиепископа Костромского Никодима (Николая Васильевича Кроткова), обвинённого в антисоветской пропаганде. Предлогом послужило давнее знакомство и теперешнее общение Серебрянского с владыкой, который с февраля 1905 года по октябрь 1907 года был ректором Псковской духовной семинарии и опубликовал здесь в 1906 году «Обширную Историю Псковской духовной семинарии за всё время её существования» в пяти частях. По определению Особого совещания ОГПУ от 26 сентября 1938 года Серебрянского отправили на пять лет в исправительно-трудовой лагерь. Однако этот срок он не выдержал и скончался в Сиблаге 23 мая 1940 года. Его реабилитировали почти через полвека, 30 апреля 1989 года» (Н. Ф. Левин).

Безусловно, этого недостаточно для сохранения памяти об этом трудолюбивом и талантливейшем человеке. Самое важное, наверное, на сегодняшний день – это вопрос о переиздании его трудов, ставших уже библиографической редкостью. К счастью, начало уже положено: к 525-летию первого упоминания Крыпецкого монастыря в Псковской летописи и к 140-летию со дня рождения автора по благословению Высокопресвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря Священнархимандрита была переиздана книга «Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле» (1908) с критико-библиографическим обзором литературы по истории псковского монашества. В настоящем издании читатели найдут всесторонний исторический анализ старинного псковского монастырского бытия и познакомятся с замечательными образцами археографической «реконструкции» личностей знаменитых представителей псковского монашества, почитаемых всей Россией. Текст книги подвергнут незначительной корректуре в соответствии с нормами современного правописания, также добавлена биографическая статья об авторе и краткие комментарии.

Подводя итог, хочется сказать, что наследие Н. И. Серебрянского – это сокровище псковского краеведения. Прежде всего, оно имеет огромную историческую ценность, ведь труды Серебрянского стали основой для будущих историков Псковского края. Однако не менее важной является нравственное значение этих исследований для современного человека. Восстанавливая по крупицам жития святых, детально анализруя особенности псковского монастрыского бытия, трогательно касаясь православных чудес, Н. И. Серебрянский волей или неволей касается очень сложных мировоззренческих понятий о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, тем самым показывая нам пример глубокой духовной жизни, где вера и добро в конечном счете торжествуют. 

Его книги — это как раз тот случай, когда мы можем получить бесценный опыт нравственной оценки событий и явлений окружающего нас мира и обогатиться духовно. Не случайно еще Д. С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя». 

Мы желаем Вам деятельного, плодотворного знакомства с трудами Н. И. Серебрянского! Безусловно, это трудное чтение, но важное и необходимое, ведь в каждой строчке вы обязательно найдете истоки души вашей и откроете для себя жизнь, наполненную красотой, правдой, созиданием и честью.

Литература: 

  1. Серебрянский Н. К вопросу о времени возникновения г.Пскова : (Ист.-библиогр.заметка) / Серебрянский Н. - Псков : Тип.Пск.губерн.земства, 1907. - 24с. Читать ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: http://vivaldi.pskovbook.ru/ruprlib12061700.pdf/details 
  2. Житие преподобного Евфросина Псковского / Серебрянский Николай Ильич : (первоначальная редакция) / к изданию приготовил Н. Серебрянский. - [Санкт-Петербург] : ОЛДП [Общество любителей древней письменности], 1909. - XXIV, 88, V, [1] с., [1] л. Факс. Читать ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: http://vivaldi.pskovbook.ru/f15.pdf/details 
  3. Серебрянский Николай Ильич. О редакциях жития преподобного Никандра Псковского / Серебрянский Николай Ильич - [Санкт-Петербург] : ОЛДП [Общество любителей древней письменности], 1904. - 58 с. Читать ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: http://vivaldi.pskovbook.ru/f19.pdf/details 
  4. Серебрянский Николай Ильич. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле : с критико-библиографическим обзором литературы по истории псковского монашества / Серебрянский Николай Ильич / Н. И. Серебрянский. - Псков : Издательство Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого мужского монастыря, 2013. - 587, [3] с. - Изд. приуроч. к 525-летию первого упоминания Крыпецкого монастыря в Псковской летописи и к 140-летию со дня рожд. автора . - По благословлению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого мужского монастыря Священноархимандрита . - Инв. № 1245B с автографом . - Приложения также на церковнославянском языке - Примеч. авт.: с. 505-541; Прил.: с. 431-504 . -ISBN 978-5-94542-291-9 Читать ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: http://vivaldi.pskovbook.ru/серебрянский.pdf/details 
  5. Серебрянский Николай Ильич (1872 – 1940) // Виртуальный музей книги «Дыхание веков». Центр по работе с редкими и ценными документами Псковской областной универсальной научной библиотеки - [Сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://museum.pskovlib.ru/index.php/zaly-muzeya?catid.. (Дата обращения: 15 11. 2017). 
  6. Зонтиков Н. А. Один из последних: Н. И. Серебрянский // Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Альманах «Светочъ»- [Сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sazonow.ru/almanakh-svetoch/item/12-odin-iz-po.. (Дата обращения: 15 11. 2017). 
  7. Лаптева, Л. П. Серебрянский Николай Ильич[Текст]: Историки России.- М., 2001.- С. 510-515 
  8. Левин Н. Ф. Знаток древнерусской письменности и псковской истории // Псков. - № 23, 2005 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mf.pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ps23/ps.. (Дата обращения: 16. 11. 2017) 
  9. Цирпонс И. Николай Серебрянский. Летописец псковского края// Новости Пскова. - 27 августа 2002. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://krotov.info/spravki/1_history_bio/19_1890/1872.. (Дата обращения: 16. 11. 2017).

Материал для сайта подготовила: Голубева А.

Дата публикации: 19. 11. 2017

Сего Дня

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru