(около 960?- 15 (28) июля 1015)
День памяти - 15 (28) июля
Псковская земля — колыбель православия, ведь именно здесь на этой святой земле находили свою духовную родину многие исторические личности, которые впоследствие внесли неоценимый вклад в становление и укрепление христианской веры на Руси.
Владимир Святославович — Великий князь Киевский, политический и религиозный деятель, вошедший в историю православия как «равноапостольный» князь. Именно он придал христианству на Руси статус государственной религии, и известен всему миру как Креститель Руси и за доброту и щедрость сердца своего нареченный в народе «Владимир Красное Солнышко». Именно через него Господь явил Руси великое счастье – православную веру, а сам князь, восприняв всем сердцем Христа, мужественно повел за собой к свету Божию народы, населявшие древнюю Русь.
История гласит, что родился Владимир около 960 года (по некоторым источникам - 962). Его матерью была ключница Малуша, верой и правдой служившая равноапостольной княгине Ольге, бабушке будущего князя.
Кто такая ключница? Это та, что имела ключи от всех дверей, то есть заведовала обширным хозяйством княгини и, конечно же, пользовалась огромным влиянием на княжеском дворе. В то же время она оставалась рабыней. Брак с ней князя хотя и был допустим по обычаям того времени, но никак не мог считаться равным.
Летописи рассказывают, что Ольга, разгневавшись по какой-то причине на свою ключницу, сослала ее в отдаленное селение Будутино (Буденик, Будник) под Псковом. Есть предположение, что Малуша была христианкой, как и сама княгиня Ольга; она исполняла обязанность милостницы, то есть раздавала милостыню из христианских побуждений княгини, однако нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», чем и вызвала гнев его матери. Так или иначе, но судьбы Божии свершились, и именно в отдаленном урочище Будутине на Псковской земле, на берегу реки Кебь, впадающей в Черёху, родился будущий великий святой – князь Владимир Великий. Сегодня это место именуется как Будник.
Его отцом являлся воинственный князь Святослав – первый известный нам русский князь со славянским именем. Сын Игоря и Ольги, он являл собой пример доблести и отваги, проводил время в военных походах, думая об укреплении величия и славы Руси. К сожалению, при многих воинских и государственных заслугах Святослав настроен был против христианства.
Еще при жизни своего отца Владимир правил Новгородом. В этом городе начались славные дела молодого правителя, который был любим народом. В 980 году князь стал полноправным правителем всей Киевской Руси в результате первой в истории России междоусосбной войны между наследниками князя Святослава.
В начале своего правления Владимир в религиозном плане было направлен на язычество, ведь сам он был убежденным язычником. Придя к власти, этот правитель даже велел поставить в центре Киева новые истуканы славянского Бога Грома - Перуна. Он так же имел пять жен, которые родили ему двенадцать сыновой и несколько дочерей. Пытаясь разделить власть между своими сыновьями, Владимир делает каждого из них главой одного из двенадцати крупнейших городов Киевской Руси.
Крещение князя и Руси
Одним из главных решение Владимира, как князя Руси, было решение креститься самому и крестить всю Киевскую Русь. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина.
В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий в честь святителя Василия Великого как своего небесного покровителя. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».
Это, действительно, было прозрение — духовное, зримое: ранее коварный, жестокий, Владимир преисполнился доброты и милосердия к ближним. Узнав слова Священного писания «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), святой князь начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать всё, что только потребуется: еду, питье и даже деньги. Более того, услышав, что далеко не все больные и немощные могут добраться до его двора, равноапостольный Владимир повелел развозить им пропитание. Летопись приводит такое свидетельство: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: “Где больной или нищий, не могущий ходить?” И тем раздавать всё, что им нужно». За такую-то доброту и милость народ прозвал князя Владимира Красным Солнышком.
Такого Русь не видела до времен святого Владимира. А причиной такого милосердия было то, что святой Владимир принял Христа искренним сердцем, всею душой. Вот что пишет монах Иаков, автор «Памяти и похвалы князю Владимиру»: «И не в Киеве одном, но по всей земле Русской – и в городах, и в селах – везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных – всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя. И так пребывал князь Владимир в добрых делах…». Он хотел, чтобы на Руси больше не было голодных и нищих, обездоленных и всеми покинутых больных.
Но самым значительным событием правления Великого князя стало Крещение Руси – переломный момент нашей истории. Священное желание святого князя исполнили беспрекословно: «В одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом». Конечно, не все люди шли с твердым личным желанием, многие согласились из страха, не все понимали смысла Крещения, но со временем для всех Православие стало верой родной.
После Крещения на Руси по воле Владимира началось масштабное каменное строительство: заложены были города Владимир на Клязьме (990), Белгород Киевский (991), Переяславль Южный (992) и многие другие.
Также Владимир стал возводить Божьи храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников.
В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.
Во всех важнейших центрах Руси святой Владимир ставил на княжение своих сыновей. В Новгороде поставлен княжить старший сын Вышеслав, в Полоцке – Изяслав, в Турове на Припяти – Святополк (названный впоследствии Окаянным; он усыновлен был Владимиром, будучи сыном Ярополка Святославича), в Ростове – Ярослав Мудрый. После смерти Вышеслава около 1010 года Ярослав получил Новгород, а на его место, в Ростов, переведен святой Борис. Святой же Глеб был посажен в Муроме, Всеволод – во Владимире-на-Волыни, Святослав – в Древлянской земле, Мстислав – в Тьмуторокани, Станислав – в Смоленске, а Судислав – в Пскове.
Правление мудрого князя было превосходным: он учредил на Руси систематическое обучение грамоте. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».
«Обучение книжное» стало предметом государственной заботы, хотя это было так непривычно и воспринималось кем-то как трагедия. Учение было нужно, чтобы возрастать в истинной вере, готовить пастырей Церкви и людей, способных нести весть о Христе.
При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета и ее влияние распространилось далеко за ее пределы.
Равноапостольный Владимир начал первый на Руси чеканить золотые и серебряные монеты – златники и сребреники. До этого обходились византийскими и арабскими золотыми и серебряными монетами, но теперь, при святом князе Владимире Русь стала крепкой и самодостаточной, собственная монета подчеркивала независимость и прочность равноапостольного князя как христианского государя.
Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира - Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но тяжело заболел и умер 15 июля (28 июля по новому стилю) 1015 года. Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Саркофаги Владимира и его супруги Анны были изготовлены из мрамора и стояли в центре храма.
Древнерусский писатель монах Иаков (XI в.) в сочинении «Память и похвала князю Владимиру» так описал кончину крестителя Руси: «Князь Владимир, покидая мир сей, молился, так говоря: “Господи Боже мой, не знал я Тебя, но помиловал Ты меня, и через святое крещение просветил меня, и познал я Тебя, Боже всех, святой Творец всего сотворенного, Отче Господа нашего Иисуса Христа! Слава Тебе с Сыном и Святым Духом! Владыко Боже, не помяни моей злобы, не знал я Тебя в язычестве, ныне же знаю Тебя и ведаю. Господи Боже мой, помилуй меня. А если хочешь казнить и мучить меня за грехи мои, казни меня Сам, Господи, а бесам не отдавай меня”. И так говоря и молясь Богу, предал душу свою с миром ангелам Господним и усоп. Души ведь праведников в руке Божией, и вознаграждение им от Господа, и устроение им от Всевышнего – то примут венец красоты от руки Господней».
Да, после смерти великого князя произошла на Руси немалая смута. Власть в Киеве захватил Святополк, проливший кровь трех своих братьев – святых Бориса и Глеба, а еще Святослава. Но Бог не дал Окаянному Святополку успеха, святая Русь невозвратно вступила на исторический путь, избранный святым князем Владимиром.
Известно, что Святополк пытался сохранить смерть отца в тайне, ему это было на руку, но долго скрывать преставление великого князя, сделавшего для своей страны чрезвычайно много, было невозможно. Святого Владимира похоронили в Киеве, в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа. Был он оплакан всеми киевлянами, богатыми и бедными, знатными и простыми: «И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце…».
Он правил Русским государством 37 лет (978—1015), из них 28 лет прожил во святом Крещении. Народная память сохранила образ святого князя Владимира как радушного и хлебосольного князя, Красного Солнышка, которому служили русские былинные богатыри. При нем Русь достигла наивысшего своего расцвета во всех направлениях: становлении государства, развитии хозяйства, защиты границ, торговли, строительства и просвещения. Но самое главное: он приобщил Русь Господу Иисусу Христу, открыл нам путь к вечному Небесному Царству, он наш путеводитель, который в нужный момент смог направить исторические пути нашей Родины к самым важным сокровищам, которых так чает каждая душа человеческая.
Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.
Будник — родина Великого князя Владимира
Деревня Будник расположена в Псковской области, в Псковском районе и Ядровской волости на берегу реки Черёха. Здесь, по местному преданию, жила княгиня Ольга, и здесь - как будто - родился князь Владимир, тот самый былинный Владимир Красное Солнышко, креститель Руси.
Тихое, умиротворенное место, овеянное святостью: «Здесь сердце замирает, а душа успокаивается. Это по истине святые земли, с которых, возможно, и начался промысел Божий о России...», - пишет В. О. Гусакова о родине княгини Ольге — Выбутах и о Буднике.
К Буднику ведет нелегкий и запутанный путь, отыскать который сложно даже с картой в руках. Из Пскова нужно выехать по Октябрьскому проспекту до трассы М 20. Далее следовать направо по М 20 до Черехи, где установлен памятник десантникам 6-й роты Псковской дивизии ВДВ. После него, напротив психиатрической больницы, нужно повернуть налево и ехать вдоль деревенек. Одна из них носит название Холстово, но оно нигде не фиксируется. За Холстово следует деревня Похвальщина. До указателя на Похвальщину слева будет дорожка, ведущая через поле в лес. По ней проехать поле и углубиться в лес. В лесу дорожка сужается и скоро превращается в тропу. На развилке опять нужно повернуть налево в Будник, иначе можно попасть в Кашеварово.
На подъезде слева видна главка часовни, поставленной в память о рождении здесь Святого Равноапостольного князя Владимира. На ее северном фасаде помещено изображение князя Владимира с крестом и свитком, на котором начертан текст: «Поправ идолы, познал истинного Бога Иисуса Христа», на южном – княгини Ольги с крестом и макетом храма, а над входом на западе – поясной образ князя с крестом и мечом в руках. По манере исполнения эти изображения напоминают фрески древнего Новгорода.
А на берегу Черёхи можно увидеть большой кованый крест, а рядом, на обрывистом берегу, - малоприметный камень, обозначающий место рождения князя Владимира (возможно, здесь была банька). Основание большого кованого креста собрано из камней, в нише находится барельеф святого Владимира.
Литература:
- Псковская энциклопедия: 903-2007. - Изд. 2-е, доп. - Псков : Псковская энциклопедия, 2007. - С. 259-260.
- Псковский биографический словарь / Псков. гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова. - Псков : ПГПИ, 2002. - С. 152.
- Священник Духанин Валерий Святой равноапостольный князь Владимир Великий //Православие - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/80933.html (Дата обращения: 15. 02. 18)
- Гусакова В. О. Псковская земля — родина Святых Равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира // Делорус. - - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.delorus.com/predprinim/index.php?ELEMENT_I.. (Дата обращения: 15. 02. 18)
- Будник — родина князя Владимира// Псковиана - - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pskoviana.ru/marshruty/211-pamyatnye-mesta/257.. (Дата обращения: 14. 02. 18)
Читайте в Электронной библиотеке «Псковиана»:
- Александров Анатолий Алексеевич. Во времена княгини Ольги : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле / Александров А. А. / [авт. вступ. ст. О. К. Волочкова] ; Адм. г. Пскова, Псков. гос. объедин. ист-архит. и худож. музей-заповедник, О-во Святой Равноап. княгини Ольги Рос.. - Псков : Псковское возрождение, 2001. - 279 с., 2 л. ил. -(1100 лет со дня упоминания города в летописи). - Юбилейн. изд. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - Список осн. использ. материалов: с. 259-274 . - Читать полный текст»>
- Богушевский Николай Казимирович. О селе Выбутах (Лыбутах), родине святой великой княгини Ольги Российской, Логазовской волости Псковского уезда / Богушевский Николай Казимирович / [Соч.] Чл. Псков. археол. комис. Н.К. Богушевского. - Псков, 1879. - 9 с.; 17 . - Читать полный текст»>
- Василев Иван Иванович. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей (с рис. и планами) / Василев Иван Иванович // Записки Императорского Русского археологического общества. Новая серия. - СПб., 1898. - (Труды отделения славянской и русской археологии, Кн. 3). - С. 211-309. – Читать полный текст»>
- Евгений (Болховитинов Е. А. ; митрополит ; 1767-1837). Сокращенная Псковская летопись, избранная из разных Российских и чужестранных летописей и особенно из Псковской / Евгений (Болховитинов Е. А. ; митрополит ; 1767-1837) - Псков : Отчина, 1993. - 87 с. – Читать полный текст»>
Голубева А.
15.02.18