Теплов Григорий Николаевич

Teplov prewiuЛичность деятеля России XVIII века Григория Николаевича Теплова (1717-1779) привлекает внимание своей необыкновенной многогранностью. Будучи человеком незнатного происхождения, он смог взойти на вершины государственной власти. Теплов сочетал в себе таланты литератора и переводчика, незаурядного музыканта и живописца, ученого-ботаника, экономиста, моралиста и философа.

Григорий Теплов родился 20 ноября 1717 года года в городе Пскове в семье истопника. Детские годы Григория Теплова прошли под покровительством Феофана Прокоповича, что некоторые современники объясняли родственными отношениями между ними. Первоначальное образование Теплов получил в домашней школе Феофана Прокоповича в Санкт-Петербурге, и затем последним был послан доучиваться за границу в Германию.  teplov gravura

По возвращении оттуда в 1736 году он поступил в студенты при академии наук, а год спустя был назначен переводчиком в ней. В 1740 году едва не пострадал по делу Волынского. Он был арестован по делу А. П. Волынского как участник составления родословной кабинет-министра, но вскоре освобожден. В 1741 г. он был пожалован в адъюнкты академии наук. После вступления на престол Елизаветы Петровны обратил на себя внимание А. Г. Разумовского, который в 1743 году вверил ему воспитание своего младшего брата, гр. Кирилла Григорьевича. С последним Теплов в том же 1743 г. уехал за границу в качестве воспитателя. Именным указом повелено было ему «для дальнейшего и совершенного обучения и усмотрения в чужестранных академиях наилучших порядков и учреждений отправиться в Вюртембергское королевство, в город Тубинг (Тюбинген), а оттуда в Париж, дабы, возвратясь после четырех или пяти лет, достойным профессором быть», причем ему было определено 600 рублей жалованья в год.

Требование от Теплова присмотреться к порядкам, существующим в иностранных академиях, исходило из намерения сделать Кириллу Разумовского президентом академии наук, а Tеплова — помощником ему в этом звании. Возвратясь из-за границы, Разумовский 11 июня 1746 г. действительно был назначен президентом, а Григорий Tеплов — асессором (должность в центральных госучреждениях XVIII века) академии.

Власть Григория Теплова в академии была безгранична; президентом фактически был он, ибо Разумовский поступал всегда по его советам и без них ничего не предпринимал.

«В челе академии, — говорит С. M. Соловьев, — стоял человек, не достойный этого положения ни по способностям, ни по образованию, человек, кроме того, нерадивый, исполнявший свою должность чужими (Теплова) руками, и руками нечистыми».

Недовольство слишком широкими полномочиями Теплова и его самоуправством неоднократно высказывали Г. Ф. Миллер, М. В. Ломоносов, В. Т. Тредиаковский.

В 1749 г. Теплову показалось подозрительным, зачем Г. Ф. Миллер составлял найденные в его бумагах родословные, и он, именем графа Разумовского, запросил историографа, «сам ли собою» он сочинил их или «по чьему-либо приказу или прошению», и хотя Миллер дал вполне естественное объяснение — родословные таблицы нужны ему по должности историка, ибо история и генеалогия тесно связаны между собою, — тем не менее Теплов объявил ему, чтобы впредь родословных не сочинять. В 1749 году Г. Ф. Миллер написал речь «О происхождении народа и имени Русов», в которой развивал новое для того времени положение о скандинавском происхождении варягов. По поводу этой речи и проводимого в ней положения в среде академиков завязался горячий спор, который был разрешен Тепловым следующей резолюцией:

«Диссертацию профессора Миллера, — писал он от имени президента, — собрав черную и белую рукописную, отдать в архиву, а напечатанную и с корректурами хранить до указу под особливою канцелярскою печатью, не выпуская ни под каким видом ни единого экземпляра в свет, дабы со столь многими сомнительствами и важными погрешностями не мог себя автор подвергнуть дальнему толкованию…»

Несколько позже Теплов счел за нужное отнять у Миллера должность ректора находившегося при академии университета и принудить его к чтению лекций по всеобщей истории. В ответ на ропот и жалобы историографа ему пригрозили вычетом из жалованья. Не без основания подозревая во всем этом Tеплова, выведенный из себя Миллер подал на него жалобу президенту. Разумовский прислал в академию бумагу, в которой грозил, в случае повторения подобных жалоб, совсем прогнать Миллера, пока же разжаловал его из академиков в адъюнкты. Скоро, впрочем, ошибка была осознана, и Миллеру возвратили прежнее звание.

Неприятности приходилось выносить от Tеплова и Ломоносову. В начале 1755 года возник вопрос о пересмотре академического устава. Ломоносов высказался за более обширное участие ученого корпуса в управлении академиею и за соответственное ограничение власти президента, Tеплов был, конечно, против этого. Спор перешел в брань, после чего Tеплов, с ним и Шумахер, донесли президенту, что присутствовать на академических собраниях вместе с Ломоносовым они не могут.

lomonosov ekat.2

Картина: Федорова И. К. «Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова» (1884)

1750 Теплов был пожалован в коллежские советники и направлен в распоряжение К. Г. Разумовского, ставшего гетманом Малороссии. В 1751 переехал вместе с гетманом в город Глухов. По свидетельству современников, имел огромное влияние на Разумовского и вмешивался в его дела. В 1758 получил чин статского советника и был отправлен в отставку. С 1762 камергер голштинского двора. При восшествии на престол Петра III навлек на себя подозрение императора, был арестован и допрошен, но оправдан. После освобождения получил чин действительного статского советника с указанием пребывать в отставке.

С 1762 находился «при делах от собственных Е.и.в. дел и к принятию челобитен, подаваемых в собственные Е.и.в. руки». В 1764 составил записку «О непорядках, которые происходят от злоупотреблений прав и обыкновений грамотеями в Малоросии», в которой сообщал о неэффективности существовавшей системы управления краем. Записка сыграла свою роль в упразднении гетманства. В 1762-1764 руководил деятельностью Комиссии о духовных имениях, в 1763-1779 Комиссии о коммерции. С 1775 года – сенатор, сановник при дворе императрицы Екатерины II.

30 марта 1779 года он скончался и похоронен в церкви Святого Лазаря в Александро-Невской лавре.

teplov5

Портрет Г. Н. Теплова. 1769. Фотокопия с утраченного портрета Д.Г. Левицкого. Государственный Эрмитаж.

Известен был Григорий Теплов в свое время и как писатель по разнородным вопросам. Из его сочинений изданы в свет: «Российская география», предназначенная для семинарии Феофана Прокоповича, «Знания вообще до философии касающиеся» (СПб. 1751), «Наставление сыну» (ib. 1768), «Птичий двор» (ib. 1777) и «Рассуждение о врачебной науке, которую называют докторством» (ib. 1774) — своеобразный памфлет, вызванный недовольством Теплова лечившими его врачами. Изданы и два его перевода с латинского — «Ода на новый 1738 год» (СПб. 1738), написанная академиком Таубертом, и «Речи, которые были читаны в публичном собрании СПб. академии наук 29 апреля 1742 г.» (ib. 1842). Две его работы — «Каталог кабинета естественной истории» и перевод на латинский язык сатир Кантемира — остались ненапечатанными.

Основное его философское произведение – «Знания, касающиеся вообще до философии, для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут». Оно состоит из 3 частей: в 1-й части раскрывается понятие «философ», анализируется процесс познания, его виды и особенности; во 2-й – подробно рассматривается история европейской философии с первых греческих школ и кончая современной автору западной философией; в 3-й освещаются категории философии. Теплов начинает свою работу с перевода на русский язык основных философских понятий и терминов. Предмет философии связан, по его мнению, с разумом и доказательством. А при анализе категории «сущность вещи» Теплов вводит понятие Бога как разумного управителя Вселенной, а также говорит о том, что морально все то, что разумно.

Занятия музыкой и живописью занимали место в яркой, насыщенной событиями и многообразными деяниями жизни Григория Николаевича Теплова. Обладавший значительной музыкальной подготовкой, он с большим успехом выступал при дворе в качестве скрипача, клавесиниста и певца, участвовал в придворных и великосветских спектаклях в домах графов П. Б. Шереметева (1766), А. С. Строганова (1768), И. И. Шувалова (1769)[1].

Якоб фон Штелин характеризует Теплова-музыканта так:

«Этот искусный дилетант, которого заслуги и счастье возвысили постепенно до звания тайного советника и сенатора Российского государства, воспитывался в изящных искусствах и науках в семинарии новгородского епископа Феофана и не только сам пел с хорошей итальянской манерой, но и играл очень хорошо на скрипке».[2]

Главный вклад Теплова в отечественную музыку – сборник из 17 песен «Между делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса», который явился «первым печатным сборником русских песен русского автора на тексты русских поэтов».

Сборник «Между делом безделье» впервые зафиксировал факт появления и бытования в России так называемой «российской песни», одной из предтеч классического русского романса. Это обстоятельство позже дало право одному из исследователей назвать Теплова «прадедушкой русского романса». Вокальные миниатюры Теплова написаны на слова А. П. Сумарокова, И. П. Елагина, Н. А. Бекетова и других поэтов сумароковского круга. В качестве жанровых прообразов, положенных в основу песен, выступают популярные западноевропейских образцы – менуэт, гавот, куранта, сицилиана, итальянская ария da capo. В то же время, песни тепловского сборника отмечены своеобразием, характерным для русской музыкальной традиции первой половины XVIII века.

Не менее серьезно Теплов занимался и изобразительным искусством. В письме к президенту Академии художеств И. И. Бецкому, опубликованном на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» в сентябре 1765 года, он писал:

«Я никогда живописцом не бывал, да и не чтился быть оным, но обучался живопиству для одной моей забавы и почтения к сему художеству. Охотою же моею достиг, без тщеславия сказать, до того, что о совершенства инвенции, пропорционального рисунка и колорита, а к тому и перспективы судить могу, поелику первые перъвые основания мне оных известны и поелику разного времени характеры живописцов разбирать несколько разумею».[3]

teplov picture

Картина слева: Г. Н. Теплов. Старик-меняла. 1739. Музей-усадьба Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века. Справа: Ж.-Б. Перронно. Портрет мальчика с книгой. 1740-е. Государственный Эрмитаж. Происходит из собрания Г.Н. Теплова

Рисованию и живописи Григорий Теплов обучался в школе Феофана Прокоповича при Александро-Невском монастыре в Петербурге, и, по-видимому, много работал как художник в 1730-е годы. Занятия музыкой и живописью шли у Теплова в это время рука об руку. Размышления об особенностях природы двух искусств, занимавшие его в то время, через два десятилетия отразятся в статье «Рассуждение о качествах стихотворца» (1755).

Teplov picture2

Титульный лист музыкального сборника Г.Н. Теплова «Между делом безделье» (1776)

Григорий Теплов собирал произведения изобразительного искусства других авторов. Часть коллекции живописи Григория Николаевича Теплова после его смерти была приобретена Екатериной II. В ее составе были картины «Венера в кузнице Вулкана» Я. ван Кесселя Старшего, «Десерт» В. ван Алста, «Битва всадников в лесу» Я. И. ван Хухтенбурга, «Портрет мальчика с книгой» Ж.-Б. Перронно, «Театральное представление на площади» Г.А. Беркхейде, «Гористый пейзаж с девушкой на осле» А. Пейнакера (все – в Государственном Эрмитаже) и две картины «Птичий двор» А. Грейфа (находились в Государственном Эрмитаже до 1917 г.).

Teplov picture1

Картина слева: Г. Н. Теплов. Натюрморт с попугаем и нотным листом. 1737. Музей-усадьба Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века. Справа:  Г. Н. Теплов. Натюрморт. 1730-е. Государственный Эрмитаж

Большая же часть собрания, в котором кроме первоклассных произведений западных художников находились работы известных русских мастеров, ценная коллекцию книг и документов, а также произведения самого Григория Николаевича, была утрачена в 1917-1918 годах при пожаре в орловской усадьбе Тепловых «Молодовое».

Теплов почитался за одного из умнейших и образованнейших людей своего времени. Он состоял почетным членом Императорских академии наук и академии художеств, почетным членом мадридской академии, действительным членом вольно-экономического общества, одно время преподавал политические науки наследнику престола Павлу Петровичу, с которым сошелся весьма близко. Человек живой, он всегда стремился от работ над задачами государственного характера сэкономить себе время для других занятий, которые носили печать разносторонности и разнообразия; с увлечением занимался музыкою и знал в ней толк, много времени посвящал домоводству, строительству, садоводству и сельскому хозяйству в своем большом и благоустроенном имении, селе Молодовом, Орловской губернии Карачевского уезда.

 

Использованная литература и интернет-ресурсы:

[1] Огаркова Н.А. Теплов, Григорий Николаевич // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век. Книга 3. — СПб.: Издательство «Композитор СПб», 1999. — С. 144-153

[2] Штелин Я. Музыка и балет в России. — СПб.: Союз Художников, 2002. — 319 с.

[3]  Штамбок А. Об авторе рассуждения «О качествах стихотворца» (к вопросу о двух направлениях в русской эстетике классицизма) // Русская литература. — 1961. — №№1. — С. 169-181. Г.Н. Теплов был одним из составителей Устава и Привилегии Академии художеств (1764); цитируемое письмо является своеобразным заявлением о принятии автора в Почетные члены Академии художеств.

Малиновский К. В. История коллекционирования живописи в Санкт-Петербурге в XVIII веке. — М.: Крига, 2012. – 534 с.

Сухарева О. В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005.

Теплов Григорий Николаевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1912. — Т. 20: Суворова — Ткачев. — С. 471—478.

Теплов Григорий Николаевич // Половцов. Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Штамбок А. Об авторе рассуждения «О качествах стихотворца» (к вопросу о двух направлениях в русской эстетике классицизма) // Русская литература. — 1961. — №№1. — С. 169-181.

Штелин Я. Музыка и балет в России. — СПб.: Союз Художников, 2002. — 319 с.

Статья про Теплова Григория Николаевича: http://deduhova.ru/statesman/grigorij-nikolaevich-teplov/

Статья про творческую деятельность Теплова Григория Николаевича: https://7iskusstv.com/2016/Nomer5/Smirnov1.php#14.

Сего Дня

7 декабря 1879 года

7 декабря 1879 года

Псковский губернатор, председатель Археологической комиссии М. Б. Прутченко обратился к министру нар...

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru