1817-1875.
Александр Алексеевич Агин - русский художник, создатель жанровой иллюстрации, родился в имении отца Петровское Новоржевского уезда Псковской губернии (современная Заборьевская волость). Отец Алексей Петрович Елагин был отставным ротмистром кавалергардского полка, участвовал в Отечественной войне 1812 года.
Матерью Александра Агина была крепостная, поэтому он и его младший брат Василий получили, по тогдашним правилам часть отцовской фамилии и вольную. Отец позаботился об образовании сыновей, отправив их в 1827 году в Псковскую мужскую классическую гимназию. В период обучения в гимназии Александр Агин занимался рисунком под руководством своего дяди Сергея Полякова - выпускника Петербургской Императорской академии художеств и тоже крепостного Елагиных. Еще учеником гимназии он писал для заработка портреты горожан на заказ.
В 1834 году братья Агины приехали в Петербург для поступления в Академию художеств. Отец умер, не упомянув детей в завещании, поэтому братья бедствовали.
По результатам испытаний принят был только Александр. Важную роль сыграло ходатайство дирекции гимназии, благодаря которому он был принят пансионером Общества помощи художникам для обучения в Академии. Агин зачислен в класс исторической живописи Брюллова одновременно с Тарасом Григорьевичем Шевченко, но его способности ярче проявлялись в области рисунка. В 1839 году Александр Агин окончил Императорскую Академию художеств со званием учителя рисования.
Александр Агин всю жизнь нуждался. Ему еще приходилось материально поддерживать брата, до самой гибели Василия во время Крымской войны. Агин часто обращался за помощью в Общество поощрения художников, обучал рисованию детей в семьях богатых купцов, где ему часто приходилось терпеть унижения, и он со скандалом бросал преподавание. Однажды, подобно его сокурснику Шевченко, его забрали в рекруты, и друзьям пришлось спасать художника – вскладчину покупать освобождение от воинской повинности.
Первый заказ художник получил от того же Общества помощи художникам - 83 рисунка к Ветхому завету. Рисунки получили высокую оценку критиков, за эту работу он даже получил награду – бриллиантовый перстень от императора Николая I и заказы на иллюстрации понемногу стали поступать. В 40-е годы он иллюстрировал повесть Гребенки «Злой человек», очерк Ивана Панаева «Петербургский фельетонист», поэму Тургенева «Помещик».
Тогда же родились его дружба и сотрудничество с художником-гравером Евстафием Ефимовичем Бернадским, переводившим рисунки в гравюры на дереве для печати. Это сотрудничество продлилось всю творческую жизнь.
Призванием Агина оказалось иллюстрирование современной ему русской литературы, преимущественно сатирической. Главной его работой стали сто четыре иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя.
По замыслу художников второе издание великой поэмы должно было сопровождать 100 больших и 100 малых рисунков, но Гоголь отказался от переиздания книги.
Пришлось издать иллюстрации без текста, 100 рисунков отдельными выпусками по 4 рисунка в каждом. Они имели немалый успех и до сих пор остаются лучшими из всех попыток проиллюстрировать «Мертвые души». Сила и обаяние этих работ - в ярких типах, очерченных гротескно, но не теряющих жизненности. Социальная заостренность психологических и бытовых характеристик, пластическая ясность и цельность композиции придают образам, созданным художником, значительную широту обобщения и обличительную силу.
Еще одна творческая удача – эскизы для барельефов, опоясывающие пьедестал памятника Ивана Андреевича Крылова в Летнем сад по заказу скульптора Петра Карловича Клодта.
Талант иллюстратора не был востребован в достаточной степени и Александр Агин выполнял небольшие заказы для иллюстрированных журналов, что не спасало от бедности. В 1853 году переехал в Киев, где преподавал рисование в Кадетском корпусе, а также подрабатывал в театре Бергера - бутафором и гримером. Потом нашел приют в Качановке - имении богача, коллекционера и мецената Григория Степановича Тарновского. Там он и умер.
Деревня Петровское в Псковской области, где прежде находилось имение Елагина, отстроена заново после разрушения во время Великой Отечественной войны. От помещичьего дома сохранился лишь валунный фундамент, рядом с которым располагались хозяйственные постройки. По описаниям старожилов, помнивших дом, это была небольшая двухэтажная деревянная постройка.
Подлинники иллюстраций Агина к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя хранятся в Русском музее в Петербурге и в Историческом музее в Москве.