Живописец, график, театральный художник
(10 февраля 1894 - 29 октября 1969)
На этом фото изображена художественно-промышленная школа имени Н. Ф. Фан-дер-Флита. Сегодня в этом здании, на Некрасова 7, располагается картинная галерея Псковского музея-заповедника. Многие известные псковичи - ученики этой школы, так более ста лет назад, в период с 1913 по 1918 гг. здесь учился талантливый человек Алексей Алексеевич Ивановский, будущий живописец, график, театральный художник.
Он родился 10 февраля 1894 года в городе Опочка Псковской губернии в семье уездного землемера, в 1895 году семья переехала в Псков, где отец получил работу. С 1905 по 1911 гг. А. А. Ивановский учился в Псковском реальном училище, из которого ушел, так и не закончив. В 1913 г. поступил в Художественно-промышленную школу на керамическое отделение, но через год перевелся на мозаичное, и в 1918 г. был удостоен звания «Ученого рисовальщика». После окончания школы работал в театре художником, актером, режиссером. С 1917 г. началась его педагогическая деятельность, которая продолжалась до середины 60-х гг. с перерывом на военные годы, когда он был в эвакуации и в армии.
С 1922 г. Алексей Алексеевич участвовал в выставках Творческого объединения псковских художников. Дружил с И. Н. Ларионовым. Уже после войны знакомится с Юрием Павловичем Спегальским и Ольгой Константиновной Аршакуни, которая становится для него близким другом. В своей книге «Предчувствие» Ольга Константиновна писала: «Я не помню, когда и как Юрий Павлович познакомил меня с Алексеем Алексеевичем Ивановским. Так бывает: проходишь мимо скромного человека и только позднее начинаешь понимать его внутреннюю красоту... Алексей Алексеевич был уже пожилым человеком. Глаза его за стеклами очков смотрели внимательно, задумчиво и немного иронично...».
У него был безупречный художественный вкус, вкус истинного художника, хотя о себе говорил скромно, так в письме от 9.04.1961 г. к Аршакуни мы находим: «Я очень скромного мнения о себе, как о художнике... Я не художник. За свое искусство я не согласен на костер. Работал исключительно либо для заработка, либо для удовольствия, а не для мук. Мой девиз: использовать свое кратковременное пребывание на земле, хорошенько познакомиться с разнообразием жизни. Посмотреть и испытать как можно больше. Отчасти мне это удалось. Я был танцором, борцом, клоуном, актером, режиссером, носильщиком, политработником, художником-декоратором, драматургом...».
Эти же мысли прослеживаются и в его автобиографических заметках «Жизнь и страдания псковского живописца Алексея». Также как и воспоминания о художественно-промышленной школе имени К. Ф. Фан-дер-Флита, о событиях Первой мировой войны, февральской и октябрьской революций в Пскове как очевидца, о псковском театре и цирке как работника этих заведений.
О Первой Мировой войне он писал как очевидец, и эти воспоминания очень ценны современному читателю как свидетельство времени: «В городе было тревожно. Было много военных. Прибыл и седьмой авиаполк. Наши девушки взбесились. Уж очень красива была у летчиков форма. Пройтись с летчиком по Сергиевской – уже счастье. Проехать на извозчике или в автомобиле – предел мечтаний. Девушки ходили, как полоумные, и на нас, штатских, и смотреть не хотели: мы котировались очень низко. На Запсковье был аэродром – поле, на котором раньше пасли скот. Над этим аэродромом самолеты каждый день удивляли зрителей, т. е. зевак, своими «мертвыми петлями», «бочками». И вот однажды прилетел «Илья Муромец» - чудо тогдашней техники. Дальнейшая судьба «Ильи» была такова. Его отправили на передовые позиции для устрашения немцев. Когда он летел вдоль окопов, с немецкой стороны поднялся «Таубе» (истребитель). Взмыл над «Ильей» и бросил в него бомбу. Произошел взрыв, самолет рухнул на землю, превратившись в обломки мебельного магазина. Через 20 минут опять появился истребитель и, сделав круг над дымящимися обломками, сбросил на них большой венок с лентами и надписью «Дань уважения героям – русским летчикам»».
Как художник-декоратор А. А. Ивановский сотрудничал с театрами Пскова, Новгорода, Старой Руссы, Ленинграда. В Псковском музее-заповеднике хранятся живописные и графические работы послевоенного периода.
В 2014 г. в выставочном зале Псковского музея-заповедника проходила очень интересная выставка под названием «Прогулки по Пскову XIX-XX веков», где были представлены некоторые работы художника, в частности: «На Пскове. Решетки» («Кожевенная улица в старом Пскове»), 1950-е годы; «Улица древнего Пскова», 1952; «Мельница у купцов Трубинских» («Старая мельница на Пскове»), 1953; «Псковский мотив», 1950-е годы.
Яркие краски, внимание к деталям и дух Пскова, атмосфера сакральности - далеко не весь перечень впечатлений псковичей от работ художника. Очень тонко, очень профессионально. С душой. Вспоминаются слова другого, не менее талантливого художника и философа, Николая Константиновича Рериха: «Среди монотонности обыденности лишь немногие ощущают реальность Космоса. Лишь немногие умеют одолеть серого дракона повседневности. Сознание человечества настолько насыщено пылью обычности, что необходимо пробить эту стену...». У Алексея Алексеевича Ивановского получилось пробить ту самую стену обыденности и показать нам псковский космос, где все пронизано народностью, в определённом смысле «былинностью». В его работах чувствуется православный дух Пскова, Дома Святой Троицы, возможно, именно поэтому они полюбились псковичам.
Литература:
- Ивановский, А. А. «Мои воспоминания относятся к Первой мировой войне» / А. А. Ивановский // Псковская правда. – 1994. – 5 авг.
- Псковский биографический словарь / Пск. гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова. - Псков : Псковский государственный педагогический институт, 2002. - 529 с., [1] л. ил.
- Псковские хроники : история края в документах и исследованиях [Электронный ресурс]. Вып. 4. - Псков : Стерх, 2004. - 313, [2] с. Электронный ресурс // Режим доступа: http://vivaldi.pskovbook.ru/soder pskhron4.pdf/details
- «Псковиана»: 100 ЛЕТ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ШКОЛЫ ИМ. Н. Ф. ФАН-ДЕР-ФЛИТА
Материал для сайта подготовила: Голубева А.