(1894 – 1960)
Живописец Григорий Иванович Иванов родился 26 января 1894 года в крестьянской семье, проживавшей в деревне Ягодкино Псковской губернии (сейчас Палкинский район). Первые художественные опыты относятся к ранним юношеским годам. Масляными красками на жести он пробовал свои силы в портретах односельчан и ровесников, иконописи.
В 1914 году в возрасте восемнадцати лет Григорий Иванов приезжает в Псков имея намерение учится иконописному делу, а через полгода поступает в художественно- промышленную школу имени Фан-дер-Флита на отделение мозаики. В школе к художественному образованию подходили серьёзно: теория сочеталась с практическими занятиями и многочисленными путешествиями по окрестностям Пскова и другим городам России. Копирование старинных образцов – икон, фресок, мозаик было важной частью обучения художника. Одна из летних практик прошла в Киевском Софийском соборе, где Иванов работал как помощник руководителя мозаичной мастерской.
Обучение прерывала Первая мировая война, затем Гражданская, куда он ушел добровольцем. Григорий Иванов был командиром агитбригады.
Григорий Иванов с отцом
Затем он возвращается в Псков и по завершении курса в художественно-промышленной школе в 1920 году получает аттестат «Учёного рисовальщика». Весной этого же года два рисунка молодого художника участвовали в памятной для Пскова «Выставке картин русских художников».
Выставка была организована при участии творческого десанта из Петербурга и привлекала большой общественный интерес к молодому искусству псковичей. Одним из ее результатов стало появление в городе в 1921 году «Творческого объединения псковских художников», которое проводило ежегодные итоговые выставки работ псковичей - живописцев.
В 1921 году Первая выставка «Творческого объединения псковских художников», работавшая в Доме крестьянина принесла Григорию Иванову успех, несколько его работ были куплены после экспонирования. Губернский отдел народного образования командирует его и двоих товарищей по училищу Купцова и Заборовского в Петроград для дальнейшего обучения на отделении монументальной живописи Высших художественно-технических мастерских (бывшее училище Штиглица, после реорганизации - Академии художеств).
С того времени творческая жизнь Григория Ивановича была связана с Ленинградом. Он становится постоянным участником выставок ленинградских художников и с 1926 года членом общества «Круг художников». Несмотря на то, что устав общества базировался на марксистском пафосе и стремлению к новому пролетарскому и новому реализму, работы Иванова, посвященные своей родине, деревне, людям труда, не вошли в противоречие с идеологией.
Современники отмечали поэтическую ритмичность его полотен, чистоту и ясность цвета. Иванов много работал как портретист и этот жанр позволил художнику совмещать портретные задачи с выражением духа времени.
Григорий Иванов перед заказным портретом.
Сельская тема, тема крестьянского труда, человека земли была наиболее близка живописцу. Самые удачные его работы относятся именно к ней.
В конце1920-х и первой половине 1930-х годов известность получили его работы «Мужской портрет», «Шахтёр – слесарь», «Портрет девушки в голубом», «Старик». В этих лицах простых людей проступали возвышенные, иконописные черты, свет и краски родной земли.
Сложным периодом стали 30-годы XX века для Григория Иванова: годы культа личности, годы репрессий. Крестьянин, оторванный от родных мест, он не нашел места в стройных рядах идеологических работников искусства. Бедность и безнадежность иссушали его творчество. Лично художник не пострадал, но в 1935 году его земляк и товарищ Василий Купцов покончил с собой после допросов в НУВД по дела Павла Филонова.
В более поздний период Иванов создавал крупные, многофигурные полотна «Колхозный пейзаж», «Настилка льна», «Выезд трактора из коммуны Кудрово». Цикл «Гдовские сланцы» включал индустриальные пейзажи, на которых оживали шахта, рабочий поселок, электростанция.
"Молотьба"
Годы Великой Отечественной войны Григорий Иванович провел в Таджикистане, где продолжал работать, в основном в жанре пейзажа.
После войны живописец возвращается к излюбленным темам, связанным с родными местами. Появляются его работы «Теребление льна», «На поле», «Подъём льнотресты». Воспоминания о деревенской жизни сопровождали его до конца дней. В работах разных лет узнается рельеф окрестностей Палкино, берег озера, на котором стоит деревня Ягодкино. В мирном и естественном течении деревенской жизни, неярких и нежных красках родной природы видел автор гармонию мира.
Григорий Иванович умер в Ленинграде 29 августа 1960 года. Семьи и близких у него не было, все его работы были приняты в художественный архив «Ленинградской организации Союза художников РСФСР» (ЛОСХ).
В 1979 году попытки отыскать творческое наследие земляка привели сотрудников Псковского областного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в этот архив, и 49 произведений живописи и графики разного времени были переданы в Псковский музей-заповедник. Лучшие из них в настоящее время отреставрированы и выставляются музеем.
Источник:
Салтан Н. И. Очевидец своего времени: (Художник Григорий Иванов) // Псков. - 1997.- N 7. - С. 125 - 133 : ил.