(1890–1968)
Художник, декоратор, график, работавший во многих областях изобразительного искусства: карикатура, книжная графика, иллюстрация, плакат, театр, кино, цирк. Член Союза художников СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Константин Елисеев родился в 13 марта 1890 года в Санкт-Петербурге.
С 1909 года учился в Рисовальной школе обществе поощрения художеств (позднее ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские). Среди педагогов были профессор Василий Васильевич Беляев, Николай Константинович Рерих, Иван Яковлевич Билибин, Фёдор Фёдорович Бухгольц, Иван Николаевич Павлов. Влияние Билибина и Рериха оказали наибольшее влияние на его творчество.
Молодой художник окунулся в атмосферу богемы нового русского искусства первых лет советской власти, увлекся театром. Елисеев пробовал свои силы как актер и художник-оформитель в петроградских театрах «Литейный» и «Троицкий».
С 1910 года публиковал свои карикатуры в газетах и журналах - шаржи на известных актёров и деятелей искусства той поры.
К началу 1919 года по инициативе комиссара театров и зрелищ Союза коммун Северной области, в состав которого входила и Псковская губерния, Марии Фёдоровны Андреевой было принято решение об объединении театральных сил и создании нового рабочего театра в Великих Луках. В город был направлен творческий десант в составе которого был Константин Елисеев. Художник-декоратор, актёр и сценограф приехал с женой и с сыном и пробыл в городе около года. Жена иногда подрабатывала переписчицей ролей.
Имеющиеся в городе театральные и самодеятельные коллективы объединились под крышей единого городского драматического театра. Март 1919 года считается открытием Великолукского театра. Первый спектакль по пьесе Максима Горького «На дне» Елисеев оформлял в содружестве с молодым инженером и будущей величиной мирового кинематографа Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Совместная работа стала началом долгой творческой дружбы и многих совместных работ.
В своих письмах к матери Эйзенштейн характеризовал Константина Елисеева «очень знающий и дельный художник», «в отношении хозяйства тоже весьма многому научусь у Елисеева – он очень практичен и «оборотист», «Здесь, в Луках, есть гарнизонный клуб …при нем секция (человек 35) – театральная … Я же нашел для нее лекторов: и кого! – В. П. Лачинова (переводчик Gordon Craig’а, друг Евреинова и актер (старичок), игравший в «Привале комедиантов» и долгое время с Мейерхольдом – просто клад!) и художника Елисеева (которого давно знаю и люблю по работам в Троицком и Литейном театрах). Первый будет читать режиссерскую и актерскую технику, историю театра, костюма и грим, второй помогать первому при практической работе и самостоятельно руководить классом и читать лекции по театрально-декоративной живописи (кроме того, при Художественной секции, где я состою в инициативной группе, будет руководить классом графики – он ученик Билибина!, – орнаментальной композиции и эскиза)…»
В книге Ростислава Юренева «Эйзенштейн в воспоминаниях современников» вышедшей в 1974 году есть глава воспоминаний Константина Елисеева «Юность художника», где он пишет: «У меня сохранился рисунок, подаренный мне в 1920 году Сергеем Михайловичем. На нем сбоку имеется надпись: «Дорогому маэстро, в знак того, что я никогда не позабуду того, что им для меня сделано. Душевное спасибо. Не забуду никогда. Минск. 25/IX-20. С. Эйзенштейн». Я тоже никогда не забуду наших встреч».
Эйзенштейн и Елисеев вместе работали в Смоленское, Минске и позднее в Москве. В Минск из Великих Лук семья Елисеевых уехала в июне 1920 года.
Некоторое время Константин Степанович занимался оформлением спектаклей в Первом белорусском драматическом театре, был знаком и дружен с видными деятелями белорусской культуры. Критики оценивали его декорации как классические, но художник часто использовал и авангардные приемы «холстов и света».
После переезда в Москву, карикатуры, шаржи и плакаты на политические и бытовые темы Константина Елисеева регулярно печатались в московских журналах и газетах. Наибольшую известность он приобрел как художник – карикатурист. До конца жизни его злободневные рисунки публиковались в газетах и журналах. Среди них были: «Бегемот», «Безбожник», «Гудок», «Заноза», «Крокодил», «Красный перец», «Прожектор», «Рабочая газета», «Рабочая Москва».
«Вампиры в "Ампире"». Карикатура для журнала «Красный перец». 1922 год
Художник создал несколько замечательных портретов современников - людей искусства. Елисеев запечатлел черты Анны Ахматовой, Федора Шаляпина, Бернарда Шоу, Якуба Коласа, Владимира Маяковского и Янки Купалы.
Портрет Анны Ахматовой. 1928 год
Елисеев работал как плакатист и книжный иллюстратор. Именно его работы содержат немногочисленные прижизненные издания Михаила Зощенко. Кроме того, он рисовал эскизы костюмов и грима для героев театра, цирка и кино, читал публичные лекции, вёл работу с молодыми художниками, был руководителем студии карикатуристов при журнале «Крокодил». Константин Степанович любил и понимал природу русской земли: писал рассказы о жизни птиц и растений, разводил пчел и выращивал вязы из семян, случайно подобранных на проселке с земли.
В декабре 1938 года Сергей Эйзенштейн и Константин Елисеев еще раз посетили Великие Луки и в Смоленск во время работы над фильмом «Александр Невский». Значительная часть действия фильма разворачивается в Великом Новгороде и Пскове, но Эйзенштейн намеренно не стал воссоздавать знакомый облик, избрав обобщенный, символический силуэт древнерусского города.
Елисеев был художником фильма по костюмам, гриму и реквизиту. Воплощая эпический режиссёрский замысел, он создал стилизованные костюмы с точными деталями. Костюм псковской красавицы-воина Ольги воспроизводит одеяние с иконы княгини Ольги, князь Александр напоминает фигуры святых воинов на росписях православных храмов, грим магистра адресует к преувеличенной мимике ликов готических соборов.
Монахи. Эскиз костюмов к кинофильму «Александр Невский». 1938 год.
Другая значительная и ответственная для того времени работа – фильм «Ленин в 1918 году» режиссера Михаила Ромма, снятого в 1939 году.
Во время Великой Отечественной войны Елисеев был эвакуирован в Тюмень, где продолжал работать: рисовал карикатуры для журнала «Фронтовой юмор», занимался выпуском Агит-окон Отдела пропаганды и агитации при Тюменском горкоме. Выполнил ряд патриотических антигитлеровских плакатов. Их них наиболее известны: ««Зимняя кампания» немцев провалилась! Красная Армия нанесла немецким оккупантам сокрушительные удары. Надежда немцев на «весеннюю кампанию» обречена на провал. Порукой тому – могучее единство советского народа!»
За заслуги в области советской художественной сатиры Константин Степанович Елисеев в 1945 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
После войны, возвратился в Москву, где жил на Большой Грузинской улице и возобновил свои разнообразные художественные занятия: книжная графика, карикатура, оформительские работы, педагогическая деятельность. В последние годы жизни работал сценографом представлений Московского цирка, сотрудничал с Ленинградским театром эстрады и миниатюр под руководством Аркадия Райкина.
Автограф К.С. Елисеева
Работы художника Елисеева экспонировались на зарубежных и всесоюзных выставках, персональные выставки проходили в Москве, Минске и Ярославле.
Умер Константин Степанович Елисеев 10 июля 1968 года и похоронен на Химкинском кладбище.
Наследие художника хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, в Российской Академии художеств, Государственной Третьяковской галерее, региональных музеях и в частных российских и зарубежных коллекциях.