(9 февраля 1940- 30 мая 1986)
«Михайловское! Пушкинский заповедник! Никто и никогда не сможет объяснить, что это такое. Он, как книга «за семью печатями», книга, которую люди читают, читают, читают..., но никогда не дочитают до конца» (музеевед и просветитель, Хранитель Пушкиногорья, Семен Степанович Гейченко)
Действительно, каждый читает Пушкиногорье по-своему... Кто-то пишет стихи и прозу, кто-то - музыку... Но есть особое видение Пушкиногорских красот - графическое. Видение Валентина Михайловича Васильева, художника-графика, организатора и первого директора Псковской детской художественной школы. В его гравюрах знакомые пушкиногорские пейзажи, старинные дома, мельница, аллеи, беседки кажутся парящими в воздухе, а тонкость резца художника, ажурность его росчерков неповторимы. «Этот мир очаровал душу художника Валентина Васильева, тонкую и острую, как острие его резца. И он уже не мог удержаться и ответил на это очарование всей своей влюбленностью. И эта влюбленность как бы придала его душе смелости, а руке - уверенности», пишет о нем М. А. Дудин, русский советский поэт, переводчик, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1976).
Валентин Михайлович Васильев стал знаковой фигурой для возрождавшейся в 60-70-ые годы псковской культуры. По существу он был основателем оригинальной графической традиции, делая гравюры на пластике, линолеуме и дереве. Да, он создавал портреты (известен портрет краеведа и директора Псковского музея Ивана Николаевича Ларионова) и пейзажи (холст, масло), акварели; работал пастелями, сангиной, углем, много рисовал пером и т. д.. Но основной темой его жизни и творчества стала графика. Работал он в основном без эскизов, без предварительного рисунка. Автор всегда полагался на свою блестящую зрительную память, тренированную, подсказывающую определенные решения.
Поражает масштабность географии его выставок: за 25 лет творчества, где только ни выставлялись его работы. С 1964 года он участник всех городских, областных выставок, с 1965 – зональных, республиканских, нескольких Союзных - больших и тематических.
В 26 лет (1967) он становится членом Союза художников СССР и многие годы считается самым молодым из них на тот момент. География зарубежных выставок впечатляет: Чехословакия, Болгария, Италия, ГДР, Польша (Краков, Варшава), Финляндия, Украина (Киев, Львов, Днепропетровск), Белоруссия (Минск), Прибалтика - Литва (Вильнюс, Каунас), Эстония (Таллин, Тарту), Латвия (Рига). Были персональные выставки в Звездном городке, Ленинграде, Пскове и Пушкинском Заповеднике.
Первые работы на линолеуме Васильев сделал в 1965 году, выполнив иллюстрации к историческому сборнику И. Н. Ларионова «Легенды Псковщины». И это можно считать началом художника-графика. Затем появились серии работ: «Каменная летопись Пскова», «Памятные места Псковщины», «Ленинские места Псковщины», «Псков - город-воин», «Новый Псков», «Пушкинские места Псковщины» и др.
Валентин Михайлович работал творчески, истово и одержимо. Очень важной страницей его творчества стало создание экслибрисов (эксли́брис (от лат. ex libris - «из книг») - книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Таких знаков автор выполнил более ста, среди адресатов - известные имена: Семен Степанович Гейченко, и Михаил Александрович Дудин, Евгений Павлович Нечаев, Лев Иванович Маляков, Владислав Андреевич Алешин, Валентин Яковлевич Курбатов и др. Кроме того, Василев выполнял экслибрисы для художника Вейко Коппонена, мэра финского города Куопио Юхана Коскенена, заместителя мэра Пенти Тусми.
Далеко не всегда художник изначально выбирает род и жанр искусства, чаще всего творческому становлению предшествует период поисков и скитаний. Как же Валентин Михайлович нашел себя в графике? Какие факты биографии на это могли повлиять?
Родился Валентин Михайлович в городе Пскове, в семье служащих, мать погибла в 1943 году при бомбежке. Детей - Валентина и его сестру - воспитывала бабушка. Рисовать стал с детских лет. Учился в школах № 3 и № 12 г. Пскова и уже тогда был участником всех школьных выставок. В годы Великой Отечественной войны семья попала в концлагерь, который располагался в районе Кресты близ Пскова. После решительного наступления наших войск в июле 1944 года всех заключенных в лагерь начали грузить в поезда и отправлять в Ригу, в концентрационный лагерь Саласпилс. Поезд, в котором ехал Валентин Михайлович, в пути разбомбили, и маленький Валентин с сестрой и тетей скрылись, а затем вернулись в Псков, где будущий художник и прожил всю свою жизнь. В 1958 году Валентин Михайлович поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Затем был призван в Советскую Армию. Служил в Польше и Средней Азии. После в 1962 - 1965 гг. учился в Ташкентском художественном училище и на художественно-графическом факультете Костромского педагогического института им. Н. А. Некрасова. В 1967 году был принят в Союз художников СССР.
Таким образом, мы видим, что вся жизнь этого человека связана с искусством. Однако, есть в судьбе Валентина Михайловича страница, связанная с Псковским телевидением, начинавшимся с маленькой студии, вещавшей только на г. Псков. Валентин Михайлович, Анатолий Писчиков и Алексей Кириллов работали студийными художниками. Там же Валентин Васильев познакомился с молодым журналистом Людмилой Васюриной, ставшей затем его верным спутником на всю жизнь.
После работы на телевидении Валентину Михайловичу предложили вести студию-кружок в доме детского творчества. Занятия пользовались успехом, приходили заниматься и взрослые люди и мамы с детьми и дети разного возраста. Вскоре стало мало места, помещение не вмещало всех желающих. Началась перестройка.
На волне перемен охвативших общество удалось открыть художественную школу. В школе № 2 было выделено два класса. Три года преподавали там Валентин Михайлович, Александр Дмитриевич Кириллов, Александр Семенович Силин. Затем за зданием ОВД выделили деревянный дом и школа переехала туда.
10 лет руководил ею график В. Васильев. Многим талантливым детям Василий Михайлович помог приобщиться к творчеству, постигнуть азы художественного мастерства, выработать свою манеру и утвердится в ней, всегда искать новые средства самовыражения и не переставать удивляться неистощимой красоте окружающего мира.
Среди его учеников известные псковские художники И.Е. Иванюк, О.Н Цветков, И.О. Макеев, А.В. Шершнев.
Валентин Михайлович Васильев был энергичным, эмоциональным, оптимистичным человеком. У него было две музы - Пушкин и Природа. Их соседство и родство абсолютно неудивительно. Главная тема его жизни - пушкинская. Избушки. Мельницы. Лодка рыбака. Усадьба. Святогорский монастырь. Крепостные стены и башни Пскова и Печор. Пирамида на солдатской могиле. Свечи, рукописи и перо на пушкинском столе в Михайловском...
В одном интервью он сказал:«Я сторонник немногословия, в том числе и в творчестве». Когда его спросили, что он ценит в художнике, ответил: «Четкую мысль и твердую руку». Это и была его формула творчества.
Про свое сознательное двуцветие говорил: «Именно гравюра позволяет, на мой взгляд, наиболее выразительно передать противоборство двух начал - света и тьмы, добра и зла».
«Васильев для Пскова – это, конечно, явление. Он умел «зажечь» ученика изнутри. Умел он сделать из нас художников. Безумно талантливый человек, которого Бог одарил необычайно щедро!» (художник Игорь Макеев)
«Вглядитесь в его гравюры. В них присутствует сам воздух, сам свет, сама прелесть как бы остановленной в своем движении природы. Вглядитесь! И учитесь понимать и любить этот мир по-своему. Он, этот мир, достоин вашей любви и удивления. Достоин большой любви!»
В написании статьи использованы следующие источники:
- Валентин Васильев: Выставка воспоминаний. Режим доступа: http://culture.pskov.ru/ru/news/articles/event/6939
- Графика М. В. Васильева. Режим доступа: http://www.museum.ru/N56656
- Поэзия графики. Валентин Васильев. Режим доступа: http://www.pskov.aif.ru/culture/poeziya_grafiki_valen..