(22 марта 1889 г. – 29 декабря 1942 г.)
Одно из ярких имен XX века, даровавших известность Холомкам, имению князя А. Г. Гагарина, - талантливый русский художник-график, карикатурист и искусствовед, Николай Эрнестович Радлов. Его имя хорошо знакомо тем, кто так или иначе общался с историей русского изобразительного искусства первой половины XX века.
Он известен, прежде всего, как мастер карикатуры, дружеского шаржа и книжной графики. В этих ипостасях художественного творчества Николай Эрнестович глубоко индивидуален, щедро талантлив и необыкновенно «продуктивен». Он заслуженно считается «олицетворением карикатуриста умного и проницательного, с большой долей грустного скепсиса».
Радлов был теоретиком графического искусства, однако графика привлекала его не только как искусствоведа. Еще учась на историко-филологическом отделении Петербургского университета , юноша начал посещать Академию Художеств, где занимался у Д. Н. Кардовского, превосходного рисовальщика. Вскоре, по примеру своих друзей по Академии А. Е. Яковлева и Н. В. Ремизова, Радлов увлекся сатирической графикой. В 1913 г. он стал постоянным сотрудником журнала "Новый Сатирикон". В полной мере талант Радлова - карикатуриста, иллюстратора, художника детской книги - раскрылся в послереволюционные годы. Кроме того, он занимался живописью, работал маслом и акварелью, создавал пейзажи, натюрморты, портреты.
Как и многие другие «колонисты», остановившиеся в Холомках, Радлов не оставил воспоминаний, освещающих короткий, но яркий и в чем-то незабываемый период его жизни в Порховском уезде Псковской губернии. Однако пребывание художника в Холомках и Бельском устье принесло свои творческие плоды. В очерке «Холомки» Николай Корнеевич Чуковский вспоминал: «Н.Э. Радлов решил преобразить внутренность новосильцевского дома и принялся расписывать его голые стены огромными фресками. Мы с жадным вниманием следили за его работой, быстро продвигавшейся вперед — каждый день появлялась новая фреска. На этих уморительно смешных фресках изображены были мы сами — и Нельдихен в крылатке, и изысканный Лозинский, и Добужинский, и мой отец, и стремительный Лева Лунц, и Гагарин, и Замятин, и маленький Ходасевич с челкой на лбу, в пенсне, с брезгливой улыбкой на крохотном личике».
Его дочь, Лидия Николаевна Радлова, хорошо помнила его монументальные шаржированные портреты, равно как запомнились ей и яблоки из знаменито го новосильцевского сада. В ее архиве хранился альбом с карандашными зарисовками Николая Эрнестовича, условно именуемый «холомковским». Подобное определение альбома не лишено оснований: среди беглых портретных набросков без труда узнаются В.Ф.Ходасевич, К.И.Чуковский, Лида Радлова, М.Сломинский, В.Милашевский, М.Добужинский… .
Сатирический рисунок, карикатура были любимыми жанрами Николая Эрнестовича. Опыт работы в "Новом Сатириконе" не прошел бесследно, в 1920-30-х гг. художник создал свои самые веселые графические серии. Близко знакомый со многими представителями художественного Ленинграда, Радлов запечатлел их в своих дружеских шаржах - это Д. Д. Шостакович, В. Э. Мейерхольд, М. С. Шагинян, К И. Чуковский, А. Н. Толстой и др. Юмористические портреты ленинградских писателей составили сборник «Воображаемые портреты». Их отличают острота и неизменное дружелюбие. Долгие годы Радлов был одним из авторов популярного журнала «Крокодил».
В содружестве с писателем М. М. Зощенко художник выпустил две забавные книги: «Веселые проекты» (1928) и «Счастливые идеи» (1931), в которых смешные рисунки сопровождались остроумными пояснениями.
Мастерское владение рисунком, наблюдательность и фантазия - эти качества сделали Радлова превосходным иллюстратором литературных произведений. Одной из первых его работ в книге стало создание шрифта для обложки поэмы «Двенадцать» А. А. Блока (с иллюстрациями Ю. П. Анненкова). В дальнейшем художник иллюстрировал детские книжки К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова; произведения О. Д. Форш, В. Я. Шишкова; зарубежных авторов - У. Шекспира, О. де Бальзака, А. Франса. Своеобразный графический стиль Радлова отчетливо проявился в его иллюстрациях к сборнику М. М. Зощенко «Личная жизнь», к сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик» и т. д.
Несомненно, Порхову повезло: такое известное имя и такая интересная история... Кто знает, быть может, именно заповедный Порховский край и оставил в сердце художника след необычайной красоты и вдохновения, которые были с ним на протяжении всей оставшейся жизни...
Литература:
- Галицкий В.М. Семья художника Н.Э. Радлова в Порховской колонии художников и литераторов – Краеведческие чтения, материалы научной конференции Порхов – Холомки 1999-2000, Псков 2001
- «Культура Псковского края: история и современность» Колония на Холмах и ее роль в развитии культуры Порховского края». Режим доступа: https://refdb.ru/look/1466944.html
- «РАДЛОВ Николай Эрнестович». Режим доступа: http://www.artonline.ru/encyclopedia
- Чуковский Н. Литературные воспоминания – М., Советский писатель, 1989
Материал для сайта подготовила: Голубева А.
Дата публикации: Сентябрь 2017 г.
P.S.
Карикатура Н. Радлова.
«Наша работа в основанной нами колонии изображена в карикатуре Николая Эрнестовича Радлова, – писал в своем рукописном альманахе «Чукоккала» Корней Чуковский. – Я выступаю здесь в роли изнуренного пахаря, а Мстислав Валерианович Добужинский – в роли бодрого сеятеля».