(Род. 7 октября 1962)
Дмитрий Анатольевич Белюкин – современный художник, известный миру многогранностью своего таланта: как автор исторических и жанровых композиций, пейзажист, живописец, график, книжный иллюстратор. Своим творчеством продолжает реалистические традиции русского искусства, следуя традициям русской классического искусства.
«Классическое искусство всегда будет нужно людям, воспринимающим мир в гармонии, созданной Божьим промыслом. Приблизиться к этой гармонии - главная для меня задача»
(Дмитрий Белюкин)
Народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств, Член Союза Художников России и Московского Союза художников, член Творческого союза художников России и член Студии военных художников имени М.Б. Грекова – далеко не весь перечень званий и регалий, которые связаны с его именем.
Истоки таланта - заложены в детстве: будущий художник родился в Москве в 1962 году, в семье известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. В Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова получил блестящее образование, окончив факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель – профессор И. С. Глазунов).
В 1986 году художник с отличием защитил дипломную картину «Смерть Пушкина», после чего проходил действительную службу в Советской армии в войсках ВВС. В 1987 – 1988 годах работал в Комбинате живописного искусства Художественного фонда РСФСР.
«Всем, кто увидел в 1986 году дипломную работу студента Белюкина «Смерть Пушкина», было ясно: Бог подарил России ещё одну свою яркую искру». (Светлана Галаганова)
Его работы поражают своей красотой и тонким проникновением в историю России. Есть у него и циклы, посвященные русскому православию и трагическому прошлому России. В них можно увидеть храмы и монастыри России, а также пейзажи Святой Земли, Афона, Патмоса: «Рассвет на Синае», «Панорама Афона с вершины Святой горы», «Дорога к Храму». Но особенно известны его произведения, связанные с именем А. С. Пушкина. Это виды Михайловского, Тригорского и окрестностей. Лиричные, яркие и по-пушкински гармоничные.
«Поражает разнообразие мотивов: открытых пространств и замкнутых уютных уголков, задичавших лесистых зарослей и ухоженных аллей, крестьянских изб и колоннад барского дома, заболоченных луговин и обихоженных полей. Неповторимы виды Пушкиногорья и в разное время года…» (Виктор Калашников)
«В Михайловском», «Осень. Аллея Керн», «Михайловское. Ссылка», «Михайловское. Первый снег»», «Пушкин и Языков в Михайловском», «Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском», «П.А. Осипова с детьми в Тригорском весной 1813 года», «Пушкин в Михайловском» - каждое из полотен говорит о чуткости кисти художника, он с удивительной точностью уловил атмосферу пушкинской эпохи, ее дух, ее поэтическое содержание.
«Пушкинская эпоха — самая любимая мною. Жалею, что не родился тогда. Я влюблен в ее краски и пейзажи, нравы и обычаи, интерьеры и костюмы. Тема эта неисчерпаема…».
(Дмитрий Белюкин)
Свою неисчерпаемую любовь к Пушкинскому гению автор воплотил в серии иллюстраций к одному из самых совершенных поэтических романов в русской литературе «Евгений Онегин». Каждую из работ исследователи называют уникальной, поскольку Дмитрий Анатольевич изобразил детали, нюансы моды и атмосферу того времени с энциклопедической точностью. Так, например, он обращает внимание зрителя на то, что «Онегина, входящего на бал, многие рисовали в кюлотах и чулках. Кюлоты – это коротенькие штанишки по моде придворной XVIII века. Но Онегин, как Денди, о чём говорил Пушкин, носил в 1819-м году белые панталоны на выпуск. И вот это такой нюанс, который должен знать или исследователь этого времени, или обязан знать художник».
Кроме внимания к деталям, все работы этой серии характерны по точности изображения главных героев и по своему идейному содержанию. Как отмечает сам художник, роман «Евгений Онегин» является не только признанной «энциклопедией русской жизни», но и глубоко религиозной книгой, где удивительно тонко раскрыта русская душа, душа, в первую очередь, Татьяны.
«Пушкин был влюблен в Татьяну, русскою душою». Эта книга – книга мудрости должна быть настольной для каждого русского человека и хороша для всех поколений. А для юных душ будет учебником православной жизни» (Дмитрий Белюкин)
Работы художника – любимы и почитаемы публикой, ведь они возвращают нам нашу национальную живописную классику, основанную на традиционных ценностях, одна из которых – степенность и осмысленность жизненного бытия. «Нам всем стоит научиться останавливаться в безумном беге, суете, в которые мы погружены, - отмечает художник, - Время сегодня ускорилось, это факт – оно буквально утекает как песок сквозь пальцы. Знаменитую чудотворную лампаду в Иверском монастыре на Афоне подливали раньше раз в полгода, а сегодня это надо делать чаще, хотя состав масла не поменялся. Ныне час уже не прежний час, и сутки – не сутки. Но мне кажется, нам надо в ответ не ускоряться самим, усиливая тем самым общую суету, а чуть-чуть притормаживать – для молитвенного обращения в Богу, взгляда себе внутрь. Может быть, таким образом удастся немного замедлить этот процесс…».
Каждое полотно художника обращает наш взор в сокровенные уголки нашей души, напоминая о вечных ценностях нашей жизни. Художник выбрал нелегкий путь, но он не встретит на нем конкурентов, ибо путь этот тернист и труден, и он – только для сильных духом и талантом.
«Народный художник России Дмитрий Анатольевич Белюкин стал на трудный, но бесконечно счастливый путь художнического служения. Его произведения ложатся в общую картину мира, создаваемую бессчётными поколениями художников. Его же трудами, как и трудами всякого честного художника, мир может стать хоть немного совершенней…» (Виктор Калашников).
Голубева Антонина, 31 июля 2018 г.