Елизаров Анатолий Николаевич

elizarov 6001 октября 1937 года – 18 ноября 2018 года

Анатолий Николаевич Елизаров - разносторонний и талантливый мастер: ювелир, медальер, живописец и кузнец, родился 1 октября 1937 года в деревне Никольской Горьковской области в семье старообрядцев.

Отец вернулся с Великой Отечественной войны больным и умер в 1949 году.  Трудовой путь подростку пришлось начинать очень рано подмастерьем у кузнеца, но уже в эти годы самостоятельно освоил игру на скрипке.

В 15 лет Анатолий уезжает в город Горький (Нижний Новгород), поступает в ремесленное училище, учиться на литейщика, затем работал по специальности на заводе, но профессия не увлекала: в юноше вызревало творческое начало. Мольберт и скрипка стали его неизменными спутниками.

elizarov nachalo foto

А.Н. Елизаров, начало трудового пути

Это стремление приводит Елизарова в Горьковское художественное училище на отделение живописи. Здесь он знакомится с человеком, принявшим участие в судьбе юноши. Александр Алексеевич Лаврентьев вел фотостудию в Горьковском Доме ученых, куда выпускник училища поступил работать в качестве художника. Александр Алексеевич был коллекционер, знаток и любитель старины. Он принял Анатолия как близкого человека, открыв для него двери своего дома, позднее познакомил Анатолия Николаевича с архиепископом Горьковским и Арзамасским преосвященнейшим Николаем (Кутеповым), для которого художник впервые создавал посох, панагии и кресты. Этот опыт стал началом погружения в христианское искусство.

В те годы творческие интересы Елизарова были разнообразны, но он принимает решение о поступлении в Московское высшее художественно-промышленное училище – Строгановское – на факультет монументально-декоративного и прикладного искусства.

На курсе с ним учились живописец и график Петр Дик, произведения которого находятся в Третьяковской галерее, Русском музее и во многих музейных коллекциях страны, художники-реставраторы супруги Марина и Сергей Воробьевы, чья уникальная коллекция древнерусских икон известна за пределами России, скульптор, позднее профессор Уральской архитектурно-художественной Академии Юрий Крылов. Дружеские отношения с ними сохранились до конца жизни.

Другом и наставником для Елизарова становится преподаватель Строгановки Александр Владимирович Флеров, автор учебника «Материаловедение и технология художественной обработки металлов». Через годы сам Анатолий Николаевич в соавторстве со своим учителем на основании опыта, приобретенного в ученичестве у мастеров–кузнецов, станет одним из авторов учебного пособия «Техника художественной эмали, чеканки и ковки». Именно Флеров посоветовал Анатолию Николаевичу после окончания училища ехать в Псков, где в это время разворачивалась масштабная работа по реставрации памятников истории и культуры.

В Пскове его мастерской становится помещение в Доме Марины Мнишек. Кузница находилась в звоннице церкви Успения Божьей Матери с Пароменья, там же располагалась мастерская архитектора-реставратора Всеволода Петровича Смирнова, возродившего в Пскове ремесло художественной ковки.

В этот период Анатолий Николаевич работает с памятниками истории и культуры Пскова. Это кованые ворота Власьевской башни, оконные решетки палат Подзноевых, чеканный рельеф на площади Победы, выполненный в рамках проекта Смирнова, посвященного псковским партизанам (не сохранился).

Когда в 70-е года XX века ему предложили оформить магазин «Малыш», он выбрал не героев мультфильмов, а взялся за сюжет материнства и выполнил работу в технике фрески.

elizarov freska malysh

Фрагмент фрески в магазине "Малыш". Утрачена. Фото 80-х годов ХХ века.

Со второй половины 80-х годов, когда начался кризис, работа реставрационных организаций пришла к упадку, наступил период занятий ювелирным делом. Оно принесло ему известность, заказы появлялись один за другим.  Его украшения широко разошлись по городам России, в частных коллекциях сохранились перстни с различными вставками.

В эти же годы художником создается ряд медалей, часть из которых находится в различных музейных собраниях. Для медалей Елизарова характерна очень ясная и лаконичная пластика.

Серия медалей посвящена Пабло Неруде. Это не только портретные изображения, но и посвящение отдельным стихотворениям, наиболее значимым для художника, из сборников: «Оды изначальным вещам», «Плаванья и возвращения».

Тема кузнечного ремесла, мастерства, настоящей мужской работы, связанной с огнем и воспоминаниями детства находит отражение в небольшой серии медалей, посвященной кузнице и кузнецам.

Были медали другой тематики: «Псков», «А.С. Пушкин», «Святой Александр Невский». Эти работы выполнены в разной стилистике, но для всех характерны обобщенность и символизм образов.

elizarov medaly pskov

Медали "А. С. Пушкин" "М.П. Мусоргский", "Довмонт-Тимофей, Псковский князь". Фонд Псковского музея-заповедника..

Одной из лучших является медаль «Первым», которая находится в частной коллекции. Она посвящена Леону Поземскому и первым комсомольцам Пскова.

elizarov medal dante

Медаль "Данте". Фонд Псковского музея-заповедника.

Медаль, посвященная Данте, великому итальянскому поэту, богослову и мыслителю не повторяет широко растиражированный острый профиль. Иконографически мастер опирается на фрески Андреа дель Кастаньо и Доменико ди Микелино.

С 1987 года в Государственном историческом музее (Москва) проходила полномасштабная реставрация, в ходе которой потребовалось новое освещение для залов музея.  В этих залах показана история Государства Российского начиная с каменного века. Когда-то над интерьерами работали лучшие русские художники: В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов и К.А. Коровин, И.К. Айвазовский. Комиссия под председательством графа А.С. Уварова, создавая в 80-е годы XIX века интерьеры музея, приняла решение использовать в каждом зале изобразительные мотивы, заимствованные из наиболее характерных памятников исторической эпохи, которая служит предметом экспонирования в каждом из залов. Тут были использованы копии мозаик и стенописей храмов, росписей царского моленного места, орнаментов гончарных изделий, резьбы порталов русских храмов, орнаментов заставок рукописных евангелий. Каждая деталь оформления залов является архитектурной и художественной цитатой.

В соавторстве с главным архитектором Исторического музея Ермолаевой Т.И. Анатолий Николаевич разработал концепцию освещения 22-х экспозиционных залов и проекты 30 светильников. 

elizarov istorich musey

Светильник в экспозиции "Нашествие монголов на Русь". Государственный исторический музей. Москва.

Основная часть работы по отливке деталей светильников была выполнена в Вильнюсе, часть в Пскове совместно с псковским кузнецом Леонидом Игнатьевичем Бушмелевым. Воспоминанием о Литве осталась живописная работа «Православная церковь в Вильнюсе». Живопись присутствовала в жизни Анатолия Николаевича всегда. Чаще всего это были импрессионистские пейзажи, написанные большей частью в родных местах.

В процессе «перестройки», когда стала возрождаться православная церковь и в храмах возникла нужда в мастерах самых разных специальностей, появились заказы и из церкви. В годы возрождения храмов в России Анатолий Николаевич оказался востребован в полной мере.

Одним из первых шагов в изменении отношений церкви и государства было празднование в 1988 году тысячелетия Крещения Руси. В Пскове этот год был ознаменован тем, что архиепископ (с 1992 г. – митрополит) Псковский и Великолукский Владимир благословил восстановление Серафимовского храма. В подцерковье Троицкого собора в 1903 году был открыт первый в России храм во имя святого Серафима Саровского, освященный в год его прославления.  В 1988-1989 годах начались работы по возрождению уничтоженного интерьера.

elizarov serafimovskyi 

Царские врата Серафимовского придела Свято-Троицкого собора Пскова. Живопись арх. Зинона.

Елизаров украсил басмой иконы, написанные для иконостаса Серафимовского придела известным художником-иконописцем, архимандритом (тогда еще игуменом) Зиноном,  выполнил алтарную сень. 

В Пскове работы художника находятся в нескольких церквах и в частных собраниях. Басма украшает интерьер храма святых Константина и Елены с приделом священномученика Власия Севастийского.

elizarov konstantina i eleny

Иконостас Власиевского придела церкви свв. Константина и Елены. Псков. 

Отец Пантелеймон, настоятель храма, - в прошлом кузнец, что послужило поводом для знакомства и последующей дружбы с Анатолием Николаевичем Елизаровым, просил его написать икону и даже привез ему для работы доску. Но начиная и смывая начатое, Елизаров так и не смог закончить образ, считая себя недостойным. Ответственность сковывала его как иконописца, чего никогда не было в его работе с металлом. Здесь он чувствовал себя совершенно свободно и говорил о свободе старых мастеров, украшавших иконы. Он сам в эти годы уже был мастером, профессиональная известность которого перешагнула границы России. Его приглашали на Афон и как художника, и как учителя, способного поделиться мастерством и научить приемам работы с драгоценным металлом, базирующимся на традициях русских мастеров.

 elizarov foto

Работа с  басмой

Он уважал свое мастерство и умел рассказать о нем, но был человеком совершенно непубличным. При большом интересе к иконографии, святоотеческой литературе очень ценил общение со священниками, знания которых помогали в работе.

Следующая по времени работа в псковских храмах – украшение икон в церкви Покрова от Торга.  Басменные оклады икон Богородицы Чирской и Казанской созданы для церкви Покрова Богородицы от Торга в 2006-2007 годах.

elizarov kazanskayia elizarov chirskayia 

Казанская и Чирская иконы Божией Матери. Храм Покрова Пресвятой Богородицы от Торга. Псков.

Протоиерей Андрей Большанин, настоятель церкви св. Василия Великого «на Горке», вспоминает об Анатолии Николаевиче как о настоящем интеллигенте, художнике, творческую инициативу которого он старался не сковывать. Елизаров выполнял для церкви Василия на Горке работу по созданию и украшению престола.

Особо нужно сказать о нимбах на иконах, которые делал Елизаров. Всегда со вставками из самоцветов, иногда с включениями полихромных эмалей, украшенные растительными орнаментами: скаными или накладными чеканными, они воспринимаются как драгоценные венцы из неувядающих цветов.

Среди работ, выполненных для разных храмов и монастырей страны, выделяется своим особым значением проектирование и изготовление раки святого Серафима Саровского. Она была изготовлена в 2003 году к столетию прославления святого. Проект осуществлялся благотворительным фондом «Обретения культурных ценностей» города Екатеринбурга.

Рака, созданная князем М.С. Путятиным по поручению Императора Николая II была из мрамора, в нее вкладывалась дубовая колода, внутри колоды помещался кипарисовый мощевик, обитый зеленым муаром. Решив сохранить в целом эту идею, стали искать художника. Заместитель директора фонда В.А. Ермолаев рассказал: «Было много встреч, разговоров и эскизов. Православные художники, понимая всю ответственность работы – не брались, у светских – не получалось. Но батюшка Серафим все управил, нас познакомили с художником из Пскова – Анатолием Николаевичем Елизаровым. Это удивительный, глубоко воцерковленный человек. В то время у него было много заказов, но, узнав о раке для батюшки Серафима, он решил, что можно все отложить и выполнить только эту работу».

Анатолий Николаевич не пошел ни на один компромисс: все делалось вручную, каждая буква представляет собой ювелирное изделие.  

elizarov serafim sarovskyi raka

Рака преподобного Серпафима Саровского в Свято-Троицком соборе. Дивеево.

Анатолий Николаевич поехал за благословением своего проекта к старцу Псково-Печерского монастыря архимандриту отцу Иоанну Крестьянкину, который встретил его словами: «Ой, какой хороший дедушка!», обнял его, долго не отпуская.

elizarov krestyiankin

А.Н. Елизаров у старца о. Иоанна (Крестьянкина)

Эскизы раки были сделаны в Пскове, как и басма, украшающая ее, лицевые иконы, резной ковчег. Сборка раки прошла в Екатеринбурге.

Все было сделано в срок, но режим работы оказался немыслимо интенсивным. Когда рака была готова, ее везли из Екатеринбурга в Дивеево в сопровождении охраны, радуги и дождя, который всю дорогу двигался перед кортежем.

Позднее для Екатеринбургской епархии была сделана еще одна работа – реликварий с вложенным в нее наперсным крестом, замечательная по чистоте отделки и разнообразию использованных средств: литья, резьбы, скани, басменного тиснения.

elizarov relikvaryi

Реликварий-ставротека с наперстным крестом

После изготовления раки св. Серафима Саровского Елизарову поступил заказ на изготовление раки Димитрия Прилуцкого, святого Русской православной церкви, ученика Сергия Радонежского. Мощи его находятся в Спасо-Прилуцком монастыре Вологодской области.

Художником был изготовлен как проект, так и все работы – басма, лицевые клейма.

Также с участием мастера была изготовлена рака еще одного святого Вологодской земли – Кирилла Белозерского.

elizarov kirill belozerskyi raka

Рака святого Кирилла Белозерского

Игумен Спасо-Каменного монастыря отец Дионисий (Воздвиженский) вспоминал: «С ракой преподобного Кирилла была самая сложная, многодельная и кропотливая работа. Псковский мастер Анатолий Елизаров готовил проект и изготавливал лицевые клейма. Он профессионал басменного и чеканного дела.

Лицевые клейма мастер делал традиционным чеканным способом, а клейма текстовые сделаны более современным методом гальванопластики. 

Анатолий Николаевич Елизаров был человеком большого таланта и призвания, известным в разных регионах страны. Это был мастер высокого уровня, благочестивый человек, замечательный специалист и редкий интеллигент».

Отец Дионисий (Воздвиженский) сохранил связь с Анатолием Николаевичем до конца его жизни, а после кончины мастера в монастырь были переданы многие инструменты из мастерской художника, басменные формы с которых отливались, тиснились и чеканились украшения раки св. Дмитрия Прилуцкого и иконостаса. Таким образом работы Анатолия Николаевича продолжают жить. С его досок продолжает создаваться басма, украшающая сегодня храмы Вологодской области, Москвы и Подмосковья. Как в древности, произведения церковного искусства в этом случае остаются безымянными.

Благодаря высокому качеству работы и приобретенной известности, Елизарова стали приглашать работать и за границы России. Так, среди незавершенных работ Анатолия Николаевича остался проект раки св. Филумена (Хасаписа) для палестинского города Наблуса.

Анатолием Николаевичем Елизаровым написаны несколько икон. Одна из них «Богоматерь Знамение и избранные святые преп. Сергий Радонежский, муч. Глеб и муч. Марина» в басменном окладе экспонировалась на выставке «Собор церковного искусства Пскова» в 2020 году.

В 2010-е годы А.Н. Елизаров пользовался уже широчайшей известностью среди специалистов и круга заказчиков его работ. Он принимал участие в создании иконостаса храмов города Каменец-Подольска (Украина), Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского монастыря (Костромская область), Соловецкого монастыря, московских храмов.

Все, кто знал его, вспоминают о его бескорыстии: охотно и щедро делился знаниями и тем, что называется «секретами мастерства», не делая из них предмета коммерции. Тогда состоялось его знакомство с Е.Е. Малых, которая в результате стала его сотрудницей и с благодарностью вспоминает его уроки. В Пскове у Елизарова было несколько учеников. Он увлек Е.М. Григораша, А.И. Ледина (в будущем о. Пантелеймона), А. Милованова интересом к работе с металлом.

Присущие ему поиски настоящего привели к знакомству с Сергеем Владимировичем Хорольским, владельцем группы компаний «Бирюзовый чай», основателем первого чайного дома на Тайване.  Достаточно быстро деловые отношения переросли в многолетнюю дружбу. Сергей Владимирович в трудные годы болезни мастера был рядом.  Для семьи Хорольских Анатолий Николаевич смог сделать исключение. Для нее написана икона Богоматерь «Знамение» с предстоящими прп. Сергеем Радонежским, мч. Глебом, мц. Мариной. Именно С. Хорольскому удалось убедить художника написать икону святого Николая Японского и изготовить мощевик для православного Крестовоздвиженского  храма на Тайване.

elizarov nikolay yiaponskyi

Икона "Св. Николай Японский". Живопись и оклад А. Н. Елизарова.

В России работа мастера была высоко оценена: в 2006 году Анатолий Николаевич Елизаров был награждён орденом преподобного Андрея Рублёва III степени за возрождение российских храмов. В 2009 году члену Псковского отделения Союза художников России Анатолию Елизарову за заслуги в области изобразительного искусства было присвоено звание «Заслуженный художник России». В 2017 году он был награжден золотой медалью Союза художников России «Традиции. Духовность. Мастерство».

В 2021 году в Псковском музее-заповеднике был сформирован фонд художника по металлу А.Н. Елизарова. В него вошли проекты его работ, гипсовые матрицы будущих отливок, медали и формы для них, фрагменты басмы, наброски. В настоящее время это 45 единиц хранения.

Несмотря на известность и профессиональный авторитет, Анатолий Николаевич был непубличным человеком, и до сих пор его имя остается малоизвестным широкому кругу жителей Пскова, где прошла большая часть его жизни, и где в храмах и у частных владельцев хранятся его произведения.

Некоторые из них уже утрачены, некоторые подверглись переделкам.

Мастер умер 18 ноября 2018 года на 82 году жизни и похоронен под Псковом, на холме сельского кладбища, напротив Спасо-Елиазаровского монастыря.

 

Изображения для статьи взяты из книги: "Предчувствие неизбежного".

Читать в ПЭБ:



Предчувствие неизбежного : очерк творческого пути А. Н. Елизарова / [авторы-составители: Бояркова Г. А., Галицкая И. А.]. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2024. - 103 с. - Библиография в конце книги .

 

Сего Дня

17 июля 1906 года

17 июля 1906 года

35 лет добровольного пожарного общества Пскова. Псковская городская Дума отметила на чрезвычайном за...

17 июля 2003 года

17 июля 2003 года

Освящена часовня во имя Воскресения Господня на вокзальной площади в Пскове (архитектор С. Кондратье...

Псковские факты

Памятники княгине Ольге в Пскове: видеоэкскурсия

Памятники княгине Ольге в Пскове: видеоэкскурсия

В фильме рассказывается об истории появления двух памятников княгине Ольге в Пскове в 2003 году, ког...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Сайт: https://www.pskovlib.ru