(1899-1970)
Имя при рождении – Александр Абелевич Зильбер. Композитор, дирижер, автор – песенник и либреттист, старший брат писателя Вениамина Александровича Каверина.
Родился 1 (13 н. ст.) марта в Пскове в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены - урожденной Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Пятый из шести детей в семье был очень дружен с младшим братом Вениамином.
В 8 главе «Еще о гимназистах» в серии статей «История семьи: к столетию со дня рождения Вениамина Каверина» краевед Натан Феликович Левин писал:
«Благодаря небольшой, трёхлетней разнице в возрасте, детские игры и общие интересы теснее всего связывали Вениамина с третьим братом – Александром. Поэтому его имя чаще других встречается в «Освещённых окнах». Во второй части этой трилогии Каверин дал Александру такую характеристику: «Он был человеком прямодушным, мужественным, способным легко переносить лишения, беспечным. Но как-то уж слишком беспечным, что раздражало даже тех, кто был искренне привязан к нему».
В гимназии эта беспечность проявилась не сразу. 29 мая 1909 года, после сдачи приёмных испытаний, Александра Зильбера включили в число кандидатов и 14 августа зачислили в приготовительный класс на еврейскую вакансию. Точно так 28 мая 1910 года педагогический совет признал его кандидатом в первый класс и 14 августа принял в него. Однако из первого во второй и из второго в третий класс Александра переводили не сразу по итогам весенних экзаменов, а только после дополнительных испытаний в августе.
8 августа 1913 года жена личного почётного гражданина А. Г. Зильбер подала директору гимназии такое прошение: «Покорнейше прошу Ваше Превосходительство, в виду невозможности для моего сына Александра заниматься в настоящее время умственным трудом, перенести назначенные ему при переходе из третьего в четвёртый класс экзамены по русскому и латинскому языкам на 1 сентября. При сём прилагаю свидетельство врача».
В свидетельстве от 5 августа младший врач 93-го пехотного Иркутского полка надворный советник Юрий Ребане, живший по соседству в доме барона Медема и наблюдавший за течением болезни, указал, что Александр около 15 июля заболел брюшным тифом, выздоравливает, но в течение приблизительно двух недель учебным занятиям предаваться не может. Болезнь ученика засвидетельствовал и врач гимназии Карл Трояновский (ГАПО, ф. 8, д. 91, лл. 316-317).
В четвёртый класс Александр тогда перешёл, но учился в нём слабо. Решением педагогического совета от 13 мая 1914 года его не допустили к переводным экзаменам и оставили на второй год. Даже после этого, 13 апреля 1915 года, переводя Александра в пятый класс, ему назначили каникулярные работы по русскому, немецкому и латинскому языкам. На основании отчёта классного наставника за первую треть 1915/16 учебного года Александру понизили балл по поведению до четвёрки за пропуски уроков без уважительных причин.
Братья Зильбер с друзьями. Слева направо: Вениамин, Александр, Давид Зильберы, Юрий Тынянов, Лев Зильбер, Мирон Гаркави. Псков 1916 год.
По обстоятельствам военного времени переводные экзамены в гимназии отменили, и Александра 18 мая 1916 года перевели в шестой класс. С весны того года он трудился в ученической дружине по обработке общественного огорода, выделенного учащимся города возле тюрьмы. В седьмой класс его перевели 5 мая 1917 года.
Во время немецкой оккупации переводные испытания в гимназии восстановили. Решением педагогического совета от 16 апреля 1918 года экзамен по алгебре за седьмой класс Александру Зильберу назначили на август месяц. Чтобы избежать грозившей мобилизации в белую армию, Александр покинул восьмой класс и в ноябре 1918 года вместе с Юрием Тыняновым, побывавшим в Пскове для свидания с женой Леной и дочерью Инной, нелегально перешёл линию фронта и добрался до Петрограда.
В следующем году, вслед за Вениамином и матерью, Александр переехал в Москву к Льву и Давиду. Там он поступил на физико-математический факультет университета, чтобы изучать увлекавшую его с детства химию, но бросил учёбу после первого же несданного экзамена. Прежние домашние занятия музыкой, умение импровизировать на рояле позволили ему работать аккомпаниатором (тапёром) в кинотеатре. Так началась музыкальная деятельность будущего дирижёра и композитора».
Семья Зильберов: Вениамин, Александр, Давид, Лев и их мать Анна Григорьевна (Хана Гиршевна). Начало 1930-х годов.
В 1922 году поступил в Москве в Музыкальное училище имени Гнесиных, где Александр Зильбер обучался в классе композиции и фортепиано и которое закончил в 1925 году. С 1926 по 1929 год учился Ленинградской консерватории и тоже по классу у профессора композиции Владимира Владимировича Щербачёва
В Москве принимал участие в качестве пианиста и аккомпаниатора в деятельности творческого объединения «Синяя блуза». Одним из идеологов нового революционного искусства для рабочих был Осип Максимович Брик. Агитационное движение объединило многих замечательных музыкантов, актеров и художников. Среди них были Маяковский, Юткевич, Ардов, Лебедев–Кумач, Эрдман и многие другие. Александр был знаком и аккомпанировал молодой певице Лидии Руслановой, которая посоветовала музыканту взять псевдоним «Ручьёв», поскольку он пробовал себя как песенник.
В 1927 – 1930 годах был музыкальным руководителем и дирижёром Петроградского «Красного театра», затем ставшим «Театром рабочей молодёжи». Композитор Ручьёв писал музыку для театральных и эстрадных постановок.
В 1930 году его жена Екатерина Ивановна в девичестве Обух ушла от Александра Зильбера и вышла замуж за писателя Евгений Львовича Шварца.
В 1935 году Александр Александрович переехал в Алма-Ату, где в сезон 1937-38 года был музыкальным руководителем Казахской государственной филармонии имени Джамбула. Александра Зильбера считают одним из композиторов, которые способствовали формированию казахской академической музыки. Александр Ручьёв занимается аранжировкой казахских народных песен для голоса и фортепиано, его симфония «Обновлённый Казахстан» - первая национальное классическое произведение, основанное на казахских народных мелодиях. Опера «Бекет» о национальном казахском герое была поставлена на либретто автора поэмы Мухтара Ауэзова.
В эти годы Ручьев пишет не только циклы песен и романсов, он пробует силы в создании крупной музыкальной формы. Первые произведения - музыкальные комедии: «Роман и Юлия» и «Как её зовут»,
В 40-50-е годы XX века Александр Александрович пишет оперы на собственные либретто. Это «Жиль Блаз» по одноимённому роману Алена Лесажа, русская историческая драма «Василий Тёмный», «Капитан Гастелло» и «Машенька» по мотивам пьесы Александра Афиногенова.
С 1942 по 1944 годы заведовал музыкальной частью Ойротского национального театра в Горно-Алтайске. После войны вернулся в Москву, где вошел в круг творческую интеллигенции и продолжил создавать музыку. Им написаны 16 симфоний и концертов для симфонического оркестра. Популярным стал его романс на стихотворение Сергея Есенине «Шаганэ».
Умер 29 апреля 1970 года и похоронен в Москве.
Дополнительные материалы:
«Псковская губерния» №18 (89) 16 мая 2002 года >>>