(1882 – 17 июля 1934)
О судьбе этого Заслуженного артиста РСФСР, создателя четырехструнной домры, дирижера, известно немного. Настоящее его имя – Модест Николаевич Караулов, родился в 1882 году. О месте рождения в разных источниках фигурируют две версии: первая - в родовом имении Карауловых (ныне – деревня Успенское Великолукского района), вторая – в Петербурге.
Так или иначе, но Псков сыграл определенную роль в жизни артиста: в 1889 г. семья посещала наш город, и здесь Модест впервые побывал на концерте балалаечников под управлением В. В. Андреева. Это, во многом, способствовало его увлечению игрой на народных струнных инструментах – будучи гимназистом, он организовал балалаечный ансамбль из своих сверстников.
Народные инструменты и народная песня стали его судьбой, он учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества по классу контрабаса у С. А. Кусевицкого и теории музыки у Г. Э. Конюса (с 1902 по 1904 гг.).
В мире этот человек стал известен именно как Любимов Григорий, и связано это с его революционной деятельностью, за которую он был сослан в 1906 г. в Тобольск вместе с отцом, народовольцем Николем Карауловым. Бежать оттуда артисту удалось с чужим паспортом, и, соответственно, и именем.
Основался будущий артист у дальнего родственника по материнской линии Сергея Федоровича Бурова, с ним же в 1908 году сконструировал 4-струнную домру с квинтовым строем, а затем различные её оркестровые разновидности.
В 1913 году он организовал квартет домр, затем ансамбль народной песни (квартет домр с солистами), в 1919 ‒ первый профессиональный государственный оркестр старинных народных инструментов.
Немало времени посвятил и педагогической деятельности - преподавал в Московской консерватории (доцент с 1926 года). Является и автором статей и составителем сборников песен и романсов для оркестра 4-струнных домр. Всей своей жизненной деятельностью Любимов пропагандировал игру на 4-струнныхдомрах.
И по значимости его труды велики, ведь до него виртуозные возможности домры не были очевидны, оригинального репертуара не существовало, использование инструмента было ограничено применением в оркестре. Любимов же в этом искусстве сотворил настоящее открытие, чем и обозначил себе место в истории мирового искусства.
Литература:
Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007. С.
Псковские сезоны : Провинциальный театр в ХХ веке. (Сборник статей и очерков) / [рук. проекта В.Ф. Павлов ; сост. Л. А. Никитина ; под ред. Г. И. Иванова]. - Псков : Стерх, 1999. - 345, [3] с. - Библиогр.: с. 343-344. Электронная версия: http://vivaldi.pskovbook.ru/psk_sezony_provinteatre20vek.pdf/details.
Голубева А., 15.03.2019