4 марта 2024 года (20 февраля ст. ст.) - день памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского
(1501-1570)
Игумен Печерский с 1529-1570
Житие повествует, что Корнилий родился в Пскове в боярской семье и с детства стремился к монашеской жизни. Ранее учение прошел в Мирожском монастыре, где изучал письмо, чтение и живопись. Около 1522 года Корнилий становится послушником Псково-Печерского монастыря и летописцем обители. Его перу принадлежит «Начальная повесть о Псково-Печерском монастыре», законченная в 1526 году. III Псковскую летопись он начал вести после прекращения в середине XVI века традиционного летописания в Пскове и внёс в повествование не только дела Псковские, но и общерусские известия, касавшиеся главным образом военных действий.
Отдельный вдохновенный труд - «Описание чудес Печерской иконы Божией Матери». «Свидетель этих чудес, - пишет он, - не я один, а весь Псков и Новгород. Богоматерь подает исцеления не только православным, но и иноверным, приходящим из немецкой земли (из Лифляндии) с верою к чудотворному образу».
В возрасте двадцати восьми лет, Корнилий был избран игуменом Псково-Печерского монастыря и был им в течение более сорока лет - с 1530 по 1571 годы.
При его игуменстве обитель из деревянной стала превращаться в каменную, вокруг нее выросла мощная крепостная стена с оборонительными башнями. Деревянный храм 40 мучеников он перенес за монастырь, а на его месте построил каменный храм Благовещения. Расширил и украсил монастырь и главный храм его — Успенскую церковь. Распространил и прокопал далее монастырские пещеры. В Пскове, на Печерском подворье возведен каменный храм в честь Богоматери Одигитрии.
Монастырская братия при Корнилии увеличилась с пятнадцати до двухсот человек.
Слава монастыря стала быстро распространяться не только в псковских землях, но и по всей северо-западной Руси. Он становился крупным культурным очагом, сосредоточивая в своих хранилищах древние рукописи и первопечатные книги, произведения живописи, прикладного и ювелирного искусства. К концу XVI века в обители хранились около ста редких книг, в том числе и пришедшие из западноевропейских стран. А с 1547 года монастырь обрел значение псковского летописного центра, Кроме того, здесь начали писать иконы, лить колокола, создали гончарную мастерскую, возили в Псков и Москву святую воду.
Игумен Корнилий любил просвещение и насаждал благочестие не только в своей обители, но и во всей окрестности: строил храмы в соседних селениях и много заботился о просвещении полудиких эстов православною верою.
Игумен Корнилий стал заметной фигурой во всем Русском государстве, и известность эта была заслуженной, он был не только неутомим в грудах и молитвах, но терпелив и приветлив с каждым пришедшим к нему человеком. Мог выслушать, отпустить грехи и благословить, наполнив любовью и состраданием. Корнилий первым бесстрашно пускался в путь по моровым деревням, где словом и делом заботился об оставшихся в живых и о тех, кого унесла болезнь. Он ездил ко двору московского царя. И Иван Грозный бывал в Псково-Печерском монастыре. Одно из посещений обители царем, как гласит известная легенда, закончилось кровавой трагедией.
Легенда повествует: «По дороге в Псков московский царь Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий с почетом встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно, он всегда боялся измены и закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим: «Предпослал его царь земной царю небесному», как гласит надгробная надпись игумена. Кровь текла по наклонной дороге от Святых врат монастыря. Тотчас нахлынуло раскаяние и на руках царь понес бездыханное тело Корнилия к Успенскому собору. Из раны стекала кровь и тонкой красной нитью оставалась на камнях дорожки. И до сих пор дорога от Никольских ворот до Успенского собора, которой шел Иван Грозный с телом Корнилия на руках, называется «кровавым путем».
Бытует и другая развязка печального события. Якобы убиенный старец не упал после взмаха острой царской сабли, а, подняв свою отрубленную голову на руки, держал ее перед собой. Царь, увидев такое, отшатнулся прочь, а Корнилий шел за ним, держа в руках свою голову. Только когда полный ужаса царь начал молиться Богу, Корнилий спокойно умер.
Есть и другая версия причины царского гнева. Она основывается на приписываемой Корнилию и братии монастыря поддержке опального князя Андрея Курбского, одно имя которого приводило Ивана IV в неистовство. Так или иначе, но, подъехав к монастырю и увидев печорскую твердыню, разгневанный царь заподозрил, что здесь, на самом рубеже государства, за крепостными стенами, может скрываться измена.
Некоторые историки считают, что местом казни игумена Корнилия, Петра Заболотного и других приближенных к настоятелю монастыря людей, был Псков, где стоял с войском Иван Грозный.
Достоверно, что с имени Корнилия начинается знаменитый царский «синодик опальных». Этот список казнённых составлен по указанию Ивана IV для поминовения, пострадавших от его руки. Свидетельством раскаяния царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины Корнилия.
Точно установлена и дата казни игумена - 20 февраля 1570 года. Он был погребен в пещерах монастыря, и в его память ежегодно в обители проводятся службы. По всеобщему признанию, игумен Корнилий был самой замечательной личностью всей истории Псково-Печерского монастыря. В обители и сегодня можно поклониться гробнице с его мощами, которая установлена в древнем пещерном храме Успения Пресвятой Богородицы.
Архимандрит Алипий (Воронов).
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК КОРНИЛИЙ, ИГУМЕН ПЕЧЕРСКИЙ (извлечено из "Журнала Московской Патриархии". 1970, №№2, 3)
Читать в ЭБ: