День памяти великомученика Дмитрия Солунского
8 ноября (26 октября по ст. ст.) православные отмечают День памяти великомученика Димитрия Солунского - одного из наиболее почитаемых православных святых, образ которого связан с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.
Житие великомученика Димитрия Солунского рассказывает, что святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (ныне город Салоники в Греции; по-старославянски - Солунь). Он был рожден в третьем столетии от Рождества Христова. Тогда было особенно тяжелое время для христиан: за открытое исповедание Иисуса Христа Богом от язычников верующим грозила мучительная смерть. Поэтому христиане скрывали свою веру. Родители мальчика, будучи тайными христианами, крестили его в потаенной церкви, которая располагалась внутри самого дома. Мальчика воспитали в христианской вере.
После кончины отца святой Димитрий был назначен императором Галерием Максимианом (250–311 гг.) проконсулом Фессалоникийской области. Его главной обязанностью являлась защита земель от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Вопреки наказу императора, направляемый ревностью к христианской вере, Димитрий открыто распространял христианство и учил истинному вероисповеданию солунских жителей, которые в большинстве своем являлись язычниками. Составитель Жития Димитрия Симеон Метафраст (?–960 г.) даже называл Димитрия «вторым апостолом Павлом» для Фессалоник, потому как именно апостол Павел основал когда-то в этом городе первую общину верующих.
Когда же император узнал, что Дмитрий многих обратил в христианство, он разгневался на него, и, возвращаясь из похода в Причерноморье, Галерий решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом. Узнав об этом, Димитрий повелел своему верному слуге Луппу раздать свое имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного». И принялся за молитву и пост, тем самым готовя себя к принятию мученического венца. Когда император Максимиан вошел в город, то приказал привести к себе Димитрия. Святой смело назвал себя христианином, и тогда Галерий повелел заключить исповедника в темницу. Сам Ангел сошел к нему, утешая и укрепляя в подвиге. Тем временем император предавался гладиаторским зрелищам, наблюдая, как его любимый силач по имени Лий сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Христианин по имени Нестор пришел в темницу к Димитрию и попросил его благословения на единоборство с варваром Лием. По молитвам Димитрия Нестор победил Лия, сбросив его с помоста на копья воинов, как ранее язычник Лий сбрасывал христиан.
Разгневанный Максимиан приказал немедленно казнить Нестора (память 9 ноября) и послал стражу в темницу - пронзить копьями проповедника Димитрия.
Ранним утром 26 октября 306 года Димитрий принял мученическую смерть - воины императора пришли к нему в темницу и пронзили его копьями. Служитель Димитрия, Лупп, собрал на полотенце кровь великомученика, снял с его пальца императорский перстень, знак его высокого достоинства, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью солунского проповедника Димитрия, Лупп стал исцелять болящих. Император повелел схватить и убить его. Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но христиане тайно предали его земле. Немало знамений и чудес произошло на месте смерти Димитрия Солунского, отчего слава о великомученике разнеслась по всей Фессалии.
Одним из самых символических чудес является история, связанная с правителем Болгарии царем Калояном (1197–1207 гг.), который вел борьбу с Византией, а в дальнейшем с основанной на ее территории Латинской империей. Ему удалось отвоевать Северную Болгарию, Поморавье и часть Македонии. В 1207 году он осадил Фессалоники, но неожиданно погиб. Осада города была прекращена. Считается, что ночью к Калояну явился великомученик Димитрий и пронзил царя копьем в сердце. Это событие стало элементом иконографии святого Димитрия. Он изображается верхом на коне, который попирает Калояна, в то время как Димитрий пронзает его копьем.
Начиная с VI века, имя святого тесно связано с Салониками, где над его останками был возведен храм. На протяжении всего средневековья он был одним из самых известных центров паломничества, поскольку мироточивые мощи святого и его чудотворные иконы были наделены большой исцеляющей силой. Димитрия считали небесным покровителем Солуни, мужественным защитником от нападения врагов, устрашавшихся лишь одного его имени, а вид грозного воина-всадника, появлявшегося в видениях и обходившего крепостные стены, внушал ужас. Вместе с тем, начиная с XIV века, образ воина заметно эволюционирует: в нем подчеркивается не столько мужественная сила и защита, сколько мягкость и созерцательность.
Возможно, в связи с этим существуют и разные иконописные изображения святого. Они были достаточно распространены на Руси, уступая по своему количеству лишь изображениям великомученика Георгия Победоносца. До XV века Дмитрий Солунский изображался обычно только как воин: в доспехах, с оружием. Позднее – и как пострадавший за веру, с атрибутом мученичества - крестом.
В 1197 году новгородский князь Всеволод Юрьевич (1212/1213–1238 гг.) принес из Салоник во Владимир икону святого великомученика, написанную, по преданию, на гробовой доске святого. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, великий князь Димитрий Донской (1350–1389 гг.) торжественно перенес эту икону из Владимира в Успенский Собор Москвы.
Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.
Храмы во имя великомученика Димитрия
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого (ок.978–1054 гг.), великим князем Изяславом (1024–1078 гг.). В 1194–1197 гг. великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо (1154–1212 гг.) «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием». Дмитриевский собор и сейчас украшает древний город Владимир.
Михайловский Златоверхий монастырь (Димитриевский монастырь) в Киеве
Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197 годы). Вид с юго-востока
Великий князь Даниил Московский (1261–1303 гг.) воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который стал первым каменным храмом в Московском Кремле. В 1326 году, при князе Иоанне Калите, храм был разобран, а на его месте построен Успенский собор. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия.
В Пскове также существовал храм в память о святом – он располагался в стене, позднее называемой Домантовой. По сути это был первый храм, возведенный на месте нынешнего Довмонтова города. В псковских летописях отмечено, что князь Всеволод Мстиславич, умерший во Пскове в 1138 г., «положен бысть в церкви святого мученика Дмитрия, еже сам создал». Всеволод княжил в Новгороде с 1116 до 1136 г., и, следовательно, к этим годам относится и постройка Дмитриевской церкви. Однако когда в 1524 г. церковь полностью перестроили, то о древней церкви в летописи написано: «А старая церковь первая бысть во Пскове каменая с кирпичем… а стояла первая церковь в Домантове стене великомучепик христов Дмитрей 400 лет без 20». Согласно подсчетам исследователей, церковь была возведена в 1143-1144 гг. При этом в качестве заказчика назван князь Авед, в крещении - Дмитрий.
Довмонтов город
Псков. Кром
Церковь Дмитрия Солунского была близка по архитектуре к сохранившемуся на Завеличье собору Мирожского монастыря и имела интересную историю. Кроме того, что именно в ней первоначально был погребён князь Всеволод-Гавриил, известно также, что она была построена из плинфы - широкого плоского кирпича, с добавлением в кладку известняковой плиты. При раскопках на плинфе археологи обнаружили княжеский знак Рюриковичей - клеймо мастеров. В храме - разбитый глиняный сосуд, оброненный, как полагают, при перенесении праха Всеволода. Сосуд удалось склеить. На нём вылеплено лицо бородатого мужчины - быть может, изображение князя Всеволода-Гавриила?..
Собор Преображения Господня в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре (1156) в Пскове
Кроме того, известно, что в 1793 г. она наряду с 19 другими каменными церквями была упразднена, но оставлена в ведении епархии. В 1825 г. упразднение было подтверждено с оговоркой, что церковь находится в ведении епархиального начальства и при ее разборке камень должен быть использован на ремонт других церквей. Так, в 30-х годах XIX века храм был разобран. Материал пошёл на службы архиерейского дома.
В1965-1966 гг. были проведены раскопки храма, и они показали, что древняя церковь в XVI в. была почти полностью разобрана. От нее под стенами XVI в. сохранились лишь фундамент и местами нижние ряды кладки.
В 1534 г. при Дмитриевском монастыре, расположенном в Пскове за пределами городских стен у Петровских ворот, был возведен каменный храм во имя Святого Дмитрия Солунского. Монастырь был разорен шведскими войсками в 1615 г. Позже был восстановлен. В период с XVIII по XIX вв. храм несколько раз реконструировался.
Церковь Дмитрия Мироточивого Солунского (Псков, Плехановский посад, 74)
В 1937 г. были расстреляны священнослужители храма - Алексей Васильев и Константин Знаменский. Позже закрыта церковь. Но в период Великой Отечественной войны храм вновь стал действующим и более не закрывался, являясь одним из нескольких действующих храмов Пскова в советский период.
Сейчас церковь окружена старинным кладбищем, на котором погребены известные псковичи: декабрист М. А. Назимов, родные декабриста Ивана Пущина, друга А. С. Пушкина, историк и краевед, основатель Псковского Археологического Общества И. И. Василёв, крупнейший коллекционер, положивший основание Псковскому музею, Ф. М. Плюшкин. Возле храма покоится, почивший в 1990 году, Митрополит Псковский и Порховский Иоанн (Разумов).
В настоящее время церковь действующая, 8 ноября отмечает престольный праздник.
В Пскове великомученик Дмитрий всегда почитался особо, и это не случайно, ведь исторически наш древний город – сильнейший защитник русской государственности и православия, а псковские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия.
В заключение предлагаем Вашему вниманию обзор книг, которые посвящены разным аспектам исторического прошлого древней Псковской земли – живописи, иконописи, архитектуры, каменного, народного и церковного зодчества, музейного дела.
Литература:
- Славный воин Дмитрий // Русская вера – [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ruvera.ru/dimitry_solunsky (Дата обращения: 15.10.2020)
- Церковь Дмитрия Солунского в Довмонтовом городе // Pleskovru– [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pleskov60.ru/cerkov-v-dovmontovom-gorode-dmitriya-solunskogo.html (Дата обращения: 13.10.2018)
- Житие и чудеса великомученика Димитрия Солунского // Молитва. Энциклопедия православия - [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://molitva.guru/zhitiya-svyatyh/chudesa-velikomuchenika-dimitriya-solunskogo.html (Дата обращения: 12.10.2020)
Материал подготовила Голубева А.