Преподобный Евфросин Псковский

evfrosin600(Елеазар; ок. 1386, с. Виделебье, близ Пскова - 15.05.1481, Елеазаров Трехсвятительский мон-рь) 

Подвижник веры Христовой, основатель Спасо-Елеазаровского во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастыря. 

День памяти: 28 мая 

Интерес к личности Преподобного Евфросина Псковского необычаен! «Он был первым псковским пустынножителем, он первым основал действительный общежительный «богорадный» монастырь (т.е. без обязательного вклада при поступлении в него — «Бога ради»), он первым написал письменный устав для иноков (подобные письменные уставы стали появляться только с конца XV века, уже после устава, написанного Евфросином), он был в числе немногих, кто, живя в эпоху отступления от Православия и падения Византийской империи, не сомневался в авторитете Византийской Церкви в делах веры и церковной практики. Основанная им обитель, пожалуй, единственная в истории Русской Православной Церкви была названа мирским именем ее основателя — Спасо-Елеазаров, а не Евфросинов, монастырь» (Михаил Первушин). 



Преподобный Евфросин родился около 1386 г. в селе Виделебье близ Пскова: в «веси Виделепьския, разстояние имуще от града 30 поприщь», в святом крещении назван Елеазар. Когда родители стали склонять его к браку, он скрылся от них в Снетогорский монастырь и там постригся под именем Евфросин. 

Приняв иночество, преподобный Евфросин стал ревностно подвизаться в посте, бодрствовании, молитве и всенощных молитвенных стояниях и в то же время неленостно служил братии и в поварне, и в пекарне, и на всех других монастырских работах, как это было принято в монастыре, чем приобрел расположение к себе всех живших в обители иноков. Вскоре слово о преподобном вследствие такой добродетельной жизни его стало распространяться повсюду. Но с огорчением узнал он об этом, ибо отвращался славы людской и считал ее грехом и посрамлением для себя. Преподобный Евфросин стал помышлять о пустынной и безмолвной жизни, чтобы подвизаться только для Бога. 

В поисках уединения и сосредоточенности в молитве около 1425 г. Евфросин, с благословения настоятеля, поселился в одинокой келлии на реке Толве, недалеко от Пскова. Но забота о спасении ближних заставила преподобного нарушить свое пустынножительство, и он стал принимать всех, кто нуждался в опытном старце-наставнике. Приходивших к нему преподобный Евфросин благословлял жить по скитскому уставу, составленному им самим. 

«Преподобный Евфросин вслед за святыми Феодосием Печерским и Сергием Радонежским, принимая все новую и новую братию, возвращается из своей пустыни в человеческий мир, заменяя свое безмолвие на учительное слово. Сам преподобный относился к своему слову скептически, «занеже ни учитель, ни прозвитер есмь саном». Однако не так смотрели на него другие. Преподобный не был в прямом смысле слова духовником, или как тогда говорили «покаяльным отцом», но его любовь и мудрость привлекали к нему не только иноков, но и мирян, среди которых были и простые крестьяне, и псковская аристократия (например, «христолюбец афанасий посадник»). Многие приходили в монастырь, наслышанные о знании Евфросином «доведомых и недоведомых вещей» и его красноречии («яко поток течаше из уст»), ища у него то слова утешения и назидания, то разрешение какого-либо вопроса или недоумения, а то и возможности просто поговорить с ним о своих насущных проблемах, попросить помощи и заступления перед сильными мира сего. Всех их преподобный принимал «ради любви гостиныя» (Михаил Первушин). 

Здесь же преподобному явились три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и указали место для построения храма. В 1447 году по просьбе братии храм был установлен, а в впоследствии обитель получила название Спасо-Елеазаровский. По смирению и из любви к уединенному подвигу преподобный не принял звания игумена и, предоставив настоятельство своему ученику преподобному Игнатию, жил в лесу близ озера. Рукоположенный владыкою новгородским Иоанном Игнатий сделался первым игуменом Елеазаровой пустыни и духовником ее основателя. 

Евфросин Псковский - создатель особого монастырского устава, общежительного в 25 главах, составленного для братии Елеазаровского монастыря, в котором нет строгого распорядка всей жизни монастыря. Он представляет собой общее наставление инокам о достойном прохождении монашеского пути в соответствии с принципами нестяжательности, отрешенности от всяких мирских привязанностей и забот, любви к брату до готовности положить за него душу, полном отречении от своей воли и послушании, непрерывном труде для Бога и для других, постоянной молитве и посте как обязательных правилах жизни для монаха. 

«Братию преподобный Евфросин старался научить началам духовного подвига, самонаблюдению, внутреннему усовершенствованию, что в свою очередь рождает смирение и нелицемерную любовь, т.е. научить тому, что считал в первую очередь необходимым для инока и чем сам владел в совершенстве. Внешним же началом к духовному подвигу служили, по мнению преподобного, две основные добродетели — послушание игумену монастыря и нестяжание. Больше половины глав из устава святого (15 из 28) посвящены именно этим двум монашеским качествам» (Михаил Первушин). 

Не изменяя подвижнического образа жизни, достиг преподобный Евфросин до маститой старости и кончил в мире дни свои в 95 лет 15 мая 1481 г.(по ст . ст.) , погребен в основанной им церкви. 

«Умирая, преподобный Евфросин «созвав… поучив… и наказав» свою братию в том, чему он учил их на примере всей своей жизни — «с любовию в любве пребывати». Со смертью преподобного любовь к нему самому и к его заветам не прекратилась, те идеалы пустынножительства, первым представителем которого был преподобный Евфросин, нашли себе последователей. Новая форма монастырской жизни получила широкое распространение в Псковской земле, причем совершенно независимо от влияния идей пустынного монашеского жития, бытовавших в то время в северо-восточной Руси. Большинство канонизированных псковских преподобных Отцов, живших, начиная с XV века, так или иначе связаны с именем преподобного Евфросина, являясь либо его спостниками, либо учениками, либо учениками учеников...» (Михаил Первушин).

Преподобный Евфросин возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле. В числе учеников преподобного Евфросина - Савва Крыпецкий (28 августа/10 сентября), Досифей Верхнеостровский (8/21 октября), преподобный Онуфрий Мальский (12/25 июня), Иоаким Опочский (9/22 сентября), Иларион Гдовский (21 октября/3 ноября), Харитон Кудинский — основатель и игумен монастыря на озере Кудине, рядом с Торопцом (XVI); местно почитаемые родные братья из Пскова Игнатий, Харалампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре. Учеником преподобного Евфросина был и преподобный Серапион Псковский. 

Канонизирован Евфросин Псковский на соборе русской православной церкви в 1547 г. Заступлением преподобного Евфросина обитель его была не раз сохраняема от разорения при весьма частых нападениях (в течение 300 лет) литовцев, ливонских рыцарей, поляков и других неприятелей.

Литература: 

  1. Псковская энциклопедия: 903-2007. - Изд. 2-е, доп. - Псков : Псковская энциклопедия, 2007. 
  2. Охотникова Валентина Ильинична. Псковская агиография XIV-XVII вв. : исследование и тексты : в 2 т.. Т. 2 : Жития преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского : (исследование и тексты) / Охотникова Валентина Ильинична / Российская акад. наук, Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин (ДБ), 2007. - 771 с. 
  3. Спасо-Елеазаровский монастырь : материалы к летописи : к 15-летию возрождения монастыря, 2000-2015 гг. : [12+] / Русская Православная Церковь, Московский Патриархат, Псковская епархия. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2016. - 344 с., [13] л. ил., [1] л. портр. 
  4. Житие преподобного Евфросина Псковского : (Первоначальная редакция) / К изданию приготовил Н. Серебрянский. - Б. м. : [Тип. М.А. Александрова], 1909. - [119] с. разд. паг. - Текст на церковнослав. и рус. яз. - Библиогр. в подстроч. примеч. ЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
  5. Серебрянский Н. И. Монастырский устав преподобного Ефросина Псковского : (текст памятника с параллельными местами его источников и историко-библиографическою меткою) / Серебрянский Н. И. - Перед загл. Н. И. Серебрянского [автор предисл. и коммент.]. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. ЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ 
  6. Первушин Михаил. Преподобный Евфросин Псковский (Память 15/28 мая) // Православие. Ру - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: (Дата обращения: 21.02.18) http://www.pravoslavie.ru/1724.html
  7. Преподобный Евфросин, во Святом Крещении Елеазар Псковский (1481) // Храм святителя Василия Великого - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hramnagorke.ru/gloss/101/1829/ (Дата обращения: 21.02.18) 
  8. Евфросин Спасо-Елеазаровский, Псковский, в схиме Елеазар //Древо. Открытая православная энциклопедия - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/15162.html (Дата обращения: 21.02.18)

Голубева А. Дата публикации: 21.02.2018

Сего Дня

7 декабря 1879 года

7 декабря 1879 года

Псковский губернатор, председатель Археологической комиссии М. Б. Прутченко обратился к министру нар...

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru