А. В. Филимонов
Развитие псковского краеведения в 1950-е гг. невозможно представить без Галины Васильевны Проскуряковой, стоявшей у его истоков и много сделавшей для организации краеведческой работы.
Г. В. Проскурякова родилась 25 ноября 1903 г. в селе Волышово Порховского уезда Псковской губернии. Отец ее, Василий Григорьевич Проскуряков, до революции был фельдшером в имении графа Строганова, после революции, в 1923 г., уже в 45-летнем возрасте поступил в медицинский институт и, окончив его в 1927 г., стал врачом (скончался в 1944 г.). Мать постоянно была домохозяйкой, умерла в 1939 г. Среднее образование Галина получила в Петрограде, обучаясь до революции в Коломенской гимназии и Елизаветинском институте, а уже после революции, в 1920 г., окончила Советскую Трудовую школу № 48. Тогда же отца мобилизовали в Красную Армию, и семья переехала по месту его службы в г. Порхов. Там, в родных местах, началась трудовая деятельность Галины Васильевны: с осени 1920 г. она работала делопроизводителем в Комитете государственных сооружений, а потом библиотекарем в детской библиотеке. Осенью же 1921 г. в связи с большим сокращением штатов она оказалась безработной и оставалась ею до августа 1922 г., готовясь одновременно к поступлению в высшее учебное заведение.
В августе 1922 г. она поступила в Петроградский педагогический институт имени А. И. Герцена, окончив через четыре года (1926 г.) курс историко-экономической секции общественно-экономического отделения. Ей была присвоена квалификация педагога по обществоведению в трудовых школах II ступени и в аналогичных им по программам других учебных заведениях. Г. В. Проскурякова хорошо владела французским языком и отчасти немецким.
Сразу после окончания учебы она поступила на работу в школу ст. Озерки под Ленинградом, но там ей пришлось в течение четырех месяцев работать не по полученной специальности, и с января 1927 г. ее перевели в одну из лучших школ Ленинграда - 86-ю Краснопутиловскую, в которой она работала в течение четырех лет. В 1931 г. школы-десятилетки в большинстве своем были реорганизованы в семилетки, и это позволило Галине Васильевне на время освободиться от работы, к чему ее вынуждали семейные обстоятельства (маленький ребенок). Летом того же года она уехала к родителям в Псков, где поступила учительницей во 2-ю среднюю школу и проработала в ней 10 лет. "В этой прекрасной школе я очень многому научилась, - писала Галина Васильевна, - вела большую общественную работу, много раз получала благодарности и премии"1. В июне 1935 г., например, Президиум горсовета утвердил кандидатуры "лучших ударников-педагогов" для поездки на областное совещание в Ленинград, которое проводил председатель облисполкома П. И. Струппе. Всего из Пскова было командировано 3 человека, в числе которых оказалась и Г. В. Проскурякова2.
"Приехав в Псков после окончания пединститута им. А. И. Герцена и нескольких лет работы в ленинградской Краснопутиловской школе, я преподавала преимущественно в старших классах, и, чем крепче становилось на ноги преподавание истории (возобновленное в школах в 1934 г.), тем больше я вместе со своими учениками увлекалась историей Пскова, - вспоминала впоследствии Галина Васильевна. - Удивительный это город: сначала любуешься его памятниками, затем захочешь узнать их историю - и с этой дороги не сойдешь никогда"3. Так началось увлечение ее краеведением, ставшим главным делом жизни. Но результаты этого увлечения выявились гораздо позже.
А пока в начале июля 1941 г. под угрозой захвата Пскова немецко-фашистскими войсками пешком, почти без вещей, пришлось уходить из города. "В моем багаже не было ни одной книги, ни одного альбома фотографий, только тоненькая тетрадь с конспектом первого выпуска "Псковских летописей" 1941 года издания", - писала Галина Васильевна4.
Г. В. Проскуряковой пришлось эвакуироваться с дочерью в Кировскую область, где в течение одного учебного года она работала учителем в с. Суна, после чего была переведена по месту работы отца в г. Котельнич той же области, где началась ее руководящая педагогическая деятельность: в течение двух лет она была завучем школы, затем год - инспектором РОНО, и одновременно преподавала историю и Конституцию во 2-й средней школе. По окончании Великой Отечественной войны, после нескольких вызовов Псковского облоно Галина Васильевна в июле 1945 г. реэвакуировалась в Псков и была назначена завучем той же школы, в которой трудилась до войны, но теперь она получила № 85.
Для 8-й школы это был первый послевоенный учебный год, и работать приходилось в неимоверно трудных условиях. При плане наполняемости школы в 1300 учащихся в действительности оказалось более 2 тысяч, поэтому работать приходилось даже не в две, а в три смены. У многих учеников в связи с войной был перерыв в учебе, что сказывалось на уровне успеваемости. Обо всем этом, как и о ходе восстановления материальной базы школы, оборудовании кабинетов и пр. Г. В. Проскурякова рассказала в заметке "В 8-й средней школе", опубликованной "Псковской правдой" в подборке материалов "Успешно подготовиться к экзаменам в школах"6. Назвала она здесь и ряд педагогов, а через год специальную заметку "Так преподает опытный учитель" она посвятила учителю географии с 45-летним стажем Иосифу Ивановичу Бекешу7.
После двух лет работы в 8-й средней школе Галину Васильевну перевели на должность учителя и завуча в 12-ю среднюю школу, которая являлась в то время базовой для пединститута8. Поэтому в августе того же 1947 г. Г. В. Проскурякова пришла к директору института с заявлением: "Прошу зачислить меня преподавателем института по кафедре истории для ведения курса истории СССР на литературном факультете и методике истории на историческом факультете. Окончила пединститут им. А. И. Герцена, имею 20 лет педагогического стажа. Работаю завучем в 12-й средней школе". И приказом от 29 августа 1947 г. она была зачислена на должность ассистента кафедры истории на полставки9. Отныне на целых полтора десятилетия жизнь и деятельность Г. В. Проскуряковой была связана с этим единственным в ту пору в Пскове высшим учебным заведением. Одновременно по ходатайству института она была прикреплена к Ленинградскому пединституту им. А. И. Герцена для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. А с сентября 1948 г. она оставила работу в школе и была принята старшим преподавателем кафедры истории в пединститут10.
Ко времени перехода на постоянную работу в институт Г. В. Проскурякова была награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (8 марта 1946 г.), Знаком "Отличник народного просвещения" (3 декабря 1947 г.), а на первых послевоенных выборах в местные Советы депутатов трудящихся (декабрь 1947 г.) избрана депутатом Псковского горсовета". С 1949 г. Галина Васильевна начала преподавательскую деятельность в вечернем университете марксизма-ленинизма, где читала лекционный курс истории СССР и руководила семинарскими занятиями, а в институте была пропагандистом политкружка для технических служащих. В том же 1949 г. она завершила сдачу экзаменов кандидатского минимума, получив по всем дисциплинам отличные оценки, и приступила к работе над диссертацией, тема которой была посвящена истории Пскова12.
Из-за отсутствия преподавателя Галине Васильевне пришлось на первых порах читать студентам курс новой истории зарубежных стран, и лишь потом перейти целиком на историю СССР и методику истории. "За время работы в Псковском пединституте т. Проскурякова Г. В. зарекомендовала себя как трудолюбивый дисциплинированный работник, проявляющий активность и инициативу в борьбе за повышение производственной квалификации и уровня идейно-политической подготовки, - отмечалось в одной из первых ее служебных характеристик (1950 г.). - Как старший преподаватель, т. Проскурякова Г. В. отлично ориентируется в методике своей специальности и в методах вузовской работы, тщательно готовится к лекциям и семинарским занятиям и проводит их живо, красочно, на высоком идейно-политическом уровне, увязывает теоретический материал с практикой работы школ... В области научно-исследовательской работы т. Проскурякова успешно пишет кандидатскую диссертацию; кроме того, подготовила несколько краеведческих исторических работ и методических статей для сборника "В помощь учителю". На конференции по научно-исследовательской работе выступила с докладом на тему "Вклад древнего Пскова в историю русской культуры". Г. Проскурякова является депутатом Псковского горсовета и ведет широкую общественную работу в институте и среди населения города как руководитель краеведческих экскурсий по историческим местам г. Пскова, как лектор и активный участник всех общественных мероприятий, проводимых институтом"13. В дальнейшем к этим высоким оценкам добавлялись новые, но неизменно одобрительные.
Между тем, были в ее жизни и нелегкие моменты, обусловленные обстановкой, существовавшей тогда в стране. Так, в условиях развернувшейся борьбы с "космополитизмом" в октябре 1949 г. в парторганизации института возникло "персональное дело" студентки литературного факультета Ф. С. Марат (в дальнейшем преподаватель ПГПИ), главным "проступком" которой явилось наличие родственников в США, о чем при вступлении в партию в 1944 г. она не поставила никого в известность, допустив тем самым "обман партии". Дело едва не кончилось исключением Ф. С. Марат из партии, но, "учитывая участие в Великой Отечественной войне и заслуги перед Родиной", признание допущенной ошибки, все завершилось вынесением выговора. При этом в "потере политической бдительности" была обвинена и Г. В. Проскурякова, которая, "проживая у т. Марат на квартире, знала о фактической связи с заграницей, и мы были вправе ожидать, что т. Проскурякова сообщит об этом факте. Но она не сделала этого, проявив потерю политической бдительности", за что тоже удостоилась выговора14.
Этот факт все же не помешал назначению Г. В. Проскуряковой с 1 сентября 1950 г. на должность заведующей кафедрой истории15. К тому времени спецкурс по истории Псковского края, разработанный и читаемый ею для студентов, вылился в очерк "Псковская земля", предложенный "Псковиздату" и включенный решением бюро обкома ВКП(б) в план изданий 1950 г. объемом в 5 печ. листов. Света он, однако, не увидел и был повторно включен в план изданий 1951 г.16. Но в июле 1951 г. "Псковиздат" был реорганизован в издательство газеты "Псковская правда", планы которого стали более узкими. Поэтому книга Г. В. Проскуряковой осталась лишь в рукописи, не став достоянием широкого круга читателей - студентов, краеведов, учителей и всех, интересующихся историей родного края. Им оставалось довольствоваться лишь консультациями по истории Пскова, проведение которых (примерно раз в 10 дней) организовала с начала 1951 г. в помещении областной библиотеки Г. В. Проскурякова. Как правило, к очередной беседе работники библиотеки организовывали тематическую выставку книг17.
В том же 1951 г. Галине Васильевне пришлось пережить еще один неприятный момент. Когда встал вопрос о приеме из кандидатов в члены ВКП(б) преподавателя русского языка С. М. Глускиной, в этом ей по ряду причин (дочь раввина, репрессирован дядя и др.) было отказано. Дававшие же рекомендации при вступлении ее кандидатом Г. В. Проскурякова и еще двое преподавателей были обвинены в "потере чувства ответственности перед партией"18.
Но гораздо более сложными оказались даже не эти моменты. Г. В. Проскурякова была одним из немногих преподавателей, которые, в отличие от большинства проработавших от одного до трех лет и уезжавших из Пскова, связали свою судьбу с институтом и его историческим факультетом на продолжительное время. Но нависла угроза того, что ей тоже придется покинуть древний город.
Исторический факультет, впервые открытый в 1945 г., постепенно становился на ноги, мужал, креп, в коллективы школ стали вливаться его первые выпускники, в чем немалая заслуга и Галины Васильевны. Но в 1950 г. на факультет был внезапно прекращен прием первокурсников, он проводился лишь на историческое отделение учительского института. Это повторилось и в 1951 г., и в 1952-м. Поступившие ранее студенты влились в состав литературного факультета. В 1952 г. учительский институт был ликвидирован, и прием по специальности "история" вообще не проводился. Факультет оказался на грани полного закрытия. В 1952/53 учебном году на литературном факультете осталась только одна группа историков из 27 человек, и без того небольшой штат кафедры истории был сокращен до 3-х человек: кроме заведующей Г. В. Проскуряковой на кафедре остались Г. М. Дейч и М. Н. Свердлова. Библиотека института перестала комплектоваться исторической литературой, а "учебно-производственная база кафедры изменилась мало, - писала в отчете кафедры за 1951/52 уч. год Г. В. Проскурякова, - так как не было смысла тратить средства на пополнение кабинета в связи с ликвидацией исторического факультета... Но в работе кафедры не чувствовалось демобилизационных настроений...": была запланирована разработка нового спецсеминара, продолжал работать студенческий исторический кружок. Поскольку на факультете остались только старшие курсы, то Галине Васильевне пришлось вести советский период истории СССР.
В том же отчете она писала, что "дирекция и общественность института должны в ближайшие годы ставить вопрос о возобновлении приема на исторический факультет". "Странно выглядит такой факт, - продолжает она, - что в Великих Луках заново организуют исторический факультет, в то время как у нас есть и некоторая учебная база, не говоря уже о вполне работоспособном составе кафедры. С другой стороны, Псков и его область имеют такую богатую историю и так много ее памятников, вещественных и документальных, что прямой вред изучению их наносит ликвидация кафедры, активно занимавшейся этой историей. Школы области будут теперь получать историков, совершенно не знакомых с историческим прошлым нашего края".19
27 октября 1952 г. с предложением о необходимости восстановления исторического факультета Г. В. Проскурякова решительно и аргументированно выступила на заседании Совета института: "Ликвидация факультета является неправильным шагом в условиях нашего города, располагающего множеством вещественных памятников, большими архивными фондами. Область нуждается в учителях истории, исторический факультет за пять выпусков дал ряд хороших учителей, партийных и комсомольских работников. Кафедра истории вела и ведет научную работу по местной истории, чрезвычайно важной для развития краеведения; институт имеет уже некоторую базу для факультета, однако открываются заново исторические факультеты в других институтах, где этой базы совершенно нет (Великие Луки)". Члены Совета поддержали ее предложение, дирекция обратилась с ходатайством в Министерство просвещения о восстановлении факультета20. Вместе с ним в Министерство ушло и письмо Галины Васильевны.
И правое дело восторжествовало. 22 января 1953 г. Министерство просвещения известило директора института И. А. Мельникова и отдельно Г. В. Проскурякову о том, что "с 1 сентября 1953 г. в Псковском пединституте восстанавливается исторический факультет с приемом на курс 25 человек"21. Через месяц об этом известила читателей "Псковская правда"22. Таким образом, во многом благодаря инициативе, настойчивости и твердой позиции Г. В. Проскуряковой исторический факультет в институте был сохранен. И хотя в последующие годы он неоднократно реорганизовывался, попыток его закрытия больше не делалось.
А пока в 1953 г. Г. В. Проскурякова в газетной статье "Научная работа кафедры истории" писала: "В этом году возобновляется прием на исторический факультет института. Таким образом, перспективы кафедры истории в отношении научной работы значительно расширяются". "Ведущими в тематике научно-исследовательской работы кафедры являются темы по истории местного края, - продолжает она. - Такое направление продиктовано не только тем, что прошлое Пскова всегда притягивало и продолжает притягивать к себе внимание и интерес исследователей... История любого города и уголка нашей Родины представляет собою широкое поле для исторического исследования...". Далее она отмечала результаты, полученные при изучении псковского крестьянства XIX- начала XX вв. за шесть лет Г. М. Дейчем, о привлечении к исследовательской работе студентов и др. Не называя своего имени, она в то же время коснулась темы, которую разрабатывала сама, плодотворно работая над диссертацией: "Кафедрой истории разрабатывается тема "Классовая борьба в Пскове в период польско-шведской интервенции". Эта тема в истории феодального Пскова является наименее изученной; документы и литературные памятники дают право утверждать, что крестьяне и ремесленники Псковской земли сыграли в истории войны за независимость Русского государства большую роль...". Главным же итогом научной работы кафедры она называла подготовленный к печати совместно с коллективом сотрудников архива сборник документов о крестьянском движении в Псковской губернии перед реформой 1861 г., а недостатком считала "отсутствие тем по истории советского периода, разработок и статей по методике преподавания истории и Конституции..."23.
Упомянутый сборник, однако, света не увидел, а отсутствие тем по истории советского периода являлось отражением отставания в то время историографии этого периода вообще.
У Г. В. Проскуряковой к тому же в 1953 г. выросла административная нагрузка: в марте 1953 г. она, помимо заведования кафедрой, стала еще и деканом вновь восстановленного исторического факультета и исполняла эту должность в течение полутора лет. В октябре 1954 г. она была назначена заместителем директора института по учебной и научной работе. Должность декана после этого она оставила, но кафедрой продолжала руководить. При этом в служебных характеристиках подчеркивалось, что с обязанностями декана она "справляется хорошо", "хорошо читает курс, четко планирует работу кафедры, держит тесную связь со школами города и краеведческим музеем"24. А 18 марта 1955 г. в ЛГПИ им. А. И. Герцена она успешно защитила кандидатскую диссертацию "Классовая борьба в Пскове в период польско-шведской интервенции"; уже 31 марта 1955 г. ВАК при СМ СССР утвердила решение диссертационного Совета и присвоила Г. В. Проскуряковой ученую степень кандидата исторических наук25. К сожалению, кроме автореферата, сама работа или хотя бы части ее остались тогда неопубликованными.
Работая в должности заместителя директора института, Г. В. Проскурякова являлась редактором нескольких выпусков издаваемых вузом "Ученых записок", она же была членом Ученого совета краеведческого музея, выступала с публичными лекциями в библиотеке горкома КПСС26, поддерживала тесную связь с архивным отделом УМВД и Госархивом области. 30 октября 1954 г. "для решения важнейших вопросов научно-исследовательской и практической работы архивного отдела и государственных архивов" при начальнике архивного отдела УМВД был создан научный совет, который возглавил начальник отдела В. К. Кожевников, а вошли в него как сотрудники архивов, так и ученые. От пединститута в состав его вошел только Г. М. Дейч, но в сентябре 1956 г. в составе совета были произведены изменения, в результате которых членом его стала и Г. В. Проскурякова.27 В это время завершалась работа по подготовке к изданию сборника документов "Революционное движение в Псковской губернии в 1905-1907 гг.", увидевшего свет в конце 1956 г.28. Научным редактором его была Г. В. Проскурякова. Ставший к настоящему времени уже библиографической редкостью, этот сборник отличается своей добротностью и научностью. Сотрудничала Г. В. Проскурякова с архивом и в дальнейшем,29 практикуя приглашение его сотрудников на заседания кафедры и выступая перед ними по различным вопросам истории Пскова. В январе 1956 г., например, состоялось открытое заседание кафедры с участием сотрудников архива и музея, учителей истории, перед которыми Г. В. Проскурякова выступила с докладом о событиях на Псковской земле с древнейших времен до конца XVII в., а Г. М. Дейч ознакомил их с историей края конца XVII - начала XX вв. В дальнейшем такая практика стала нормой30.
В сентябре 1956 г. по личной просьбе Г. В. Проскурякова была освобождена от должности заместителя директора института, но одновременно снова стала деканом историко-филологического факультета, оставаясь и заведующей кафедрой. Две должности ей пришлось совмещать в течение года. В сентябре 1957 г. она попросила дирекцию сохранить за ней только должность зав. кафедрой, но руководство института предпочло другой вариант: она осталась деканом, но была освобождена от заведования кафедрой31.
Административная работа, естественно, требовала много сил и времени, а это неизбежно сказывалось на занятии научной работой. И в начале 1958 г. Галина Васильевна подала директору института И. В. Ковалеву заявление следующего содержания: "Прошу Вас об освобождении меня от должности декана. На административной работе в институте я пробыла пять лет, и с каждым годом мне все труднее выполнять план научной работы. Между тем, краеведение, к которому она имеет самое прямое отношение, развивается в городе и области все сильнее. Мне постоянно приходится выступать в роли консультанта и рецензента чужих работ (музея, архива МВД, отделения общества и т.д.), сама же я почти не даю научной продукции". Директор вошел в ее положение и с 1 сентября 1958 г. освободил от должности декана.32
Оставшись только преподавателем (в июле 1958 г. она была избрана на должность доцента кафедры, а в этом ученом звании ВАК при СМ СССР утвердила ее. 7 марта 1959 г.),33 Г.В. Проскурякова смогла, наконец, сосредоточиться на любимом деле. Результаты сказаться не замедлили.
В вышедшем в том же 1958 г. научно-методическом сборнике "Ученых записок" института увидела свет ее работа "Краеведческий материал по истории СССР VIII - 1-й четверти XVIII вв.",34 а изложение истории XVIII - начала XX вв. здесь же было предпринято Г. М. Дейчем. Предназначались эти материалы прежде всего для учителей школ.
"Изучение в школе краеведческого материала, - писали в предисловии авторы, - имеет большое познавательное и воспитательное значение. Экскурсии к памятникам старины, использование изображений этих памятников, чтение литературных произведений и исторических документов, относящихся к истории края, ведут к получению конкретных и прочных знаний по истории СССР.
Предлагаемые вниманию читателей материалы не представляют собою систематизированной истории нашего края с древнейших времен, а лишь отдельные странички этой истории. Материалы статей подобраны применительно к отдельным разделам или темам программы по истории для VIII-X классов. Предполагается, что отдельные разделы статей могут быть использованы преподавателями не только на уроках, но и для кружковой работы".35
Г. В. Проскуряковой принадлежали здесь 8 небольших очерков, являвшихся итогом многолетнего обобщения краеведческих материалов, апробированных как при чтении спецкурса в институте, так и при выступлениях перед учителями. Это была первая попытка опубликования в систематизированном виде краеведческого материала, посвященного не отдельной теме, а охватывающего несколько веков. "Материалы" стали первым шагом в подготовке краеведческого пособия по истории для школ области.
В 1958 г. увидел свет еще один сборник "Ученых записок", в котором была опубликована обстоятельная статья Г. В. Проскуряковой "Обзор археологических исследований в Псковской области"36 - от первых попыток в XIX в. вплоть до конца 1950-х гг. Прошло уже более четырех с половиной десятилетий со времени опубликования этой статьи, далеко ушла вперед археологическая наука, но работа Г. В. Проскуряковой не теряет своей научной значимости.
Опыт же проведения экскурсий по городу со школьниками и студентами, накопленный за 13 послевоенных лет, лег в основу вышедшей в 1959 г. книги Г. В. Проскуряковой "Шесть экскурсий по Пскову" (Псков, 1959). Жанр произведения заключен уже в самом его названии: работа представляет собой изложение экскурсионных маршрутов, из которых пять посвящены дореволюционному Пскову, а шестая - современному. Заключительная глава содержит некоторые советы учителям, которым в первую очередь и предназначалась работа, хотя, как отмечает автор, она "может пригодиться и любому жителю Пскова, показывающему или осматривающему свой город". Значение же работы гораздо шире: по существу, в форме экскурсий в сжатом виде была изложена вся история города. Вновь проявилось такое замечательное качество Галины Васильевны, как умение писать красочно, просто и в то же время научно.
К концу 1950-х гг. Г. В. Проскуряковой был подготовлен также проект учебника по истории СССР для 4-го класса, рукопись которого была направлена в "Учпедгиз", но света не увидела. В рукописях остались также работы "Псков в период феодальной раздробленности" и "Вклад древнего Пскова в историю русского народа" (объемом по 2 печ. листа каждая).37
В марте 1960 г. многолетний добросовестный труд Г. В. Проскуряковой был отмечен орденом "Знак Почета",38 а в июне 1961т. она подала заявление о своем увольнении из института в связи с уходом на пенсию".39
"7 июля 1961 г. уходит на пенсию доцент кафедры истории Галина Васильевна Проскурякова, - говорилось в составленном тогда руководством института Приветственном адресе. - Какую бы работу ни выполняла Галина Васильевна, она неизменно обнаруживала творческий подход к делу и незаурядные организаторские способности. Не только члены кафедры истории и коллектив историко-филологического факультета, но и работники Псковского музея, архивов, учителя школ области и тысячи псковичей знают Галину Васильевну как влюбленного в свое дело исследователя и популяризатора-краеведа. Краеведческая направленность в работе кафедры истории и студенческого научного кружка при кафедре определилась при ее активнейшем участии. В 1959-1961 гг. Галина Васильевна руководила группой историков, занимавшихся комплексной темой "История Псковской области". Г. В. Проскурякова - опытный, знающий работник, много отдающий сил и энергии делу обучения и воспитания студентов... Ее лекции и практические занятия характеризуются высоким идейно-теоретическим уровнем и глубоким содержанием... Много внимания она уделяла краеведческой работе и привитию у студентов любви к истории своего края. Много внимания уделяет она и педпрактике студентов, передавая им свой многолетний опыт учителя средней школы. Галина Васильевна неоднократно избиралась депутатом горсовета, членом МК профсоюза института, много лет работала членом Совета Псковского музея... Галина Васильевна проявила себя опытным преподавателем вуза, умеющим не только давать студентам глубокие знания, но и способность зажечь в них любовь к изучению истории нашей Родины. Она щедро делится своими знаниями, жизненным и педагогическим опытом с молодыми преподавателями института, помогает их росту. Отличительной чертой Галины Васильевны всегда было горячее стремление активно участвовать в общественной жизни института, школ, и учреждений культуры Псковской области.
Провожая Галину Васильевну Проскурякову на пенсию, коллектив института выражает надежду, что она и впредь сохранит тесную творческую связь с кафедрой истории и будет оказывать ей помощь в изучении и исследовании истории Псковской области. Если Галина Васильевна пожелает вновь вернуться к нам на работу, двери института будут для нее всегда открыты...".40
Приказ об увольнении Г. В. Проскуряковой был подписан 9 июля 1961 г.,41 но расставание ее с институтом оказалось недолгим: с 1 сентября 1962 г. она вновь была зачислена на должность доцента кафедры истории.42 В том году коллектив института готовился отметить 30-летие со дня основания вуза, и деятельность Г. В. Проскуряковой оказалась очень кстати: совместно с преподавателем Л. Н. Бакусовой она занималась историей института, а также его предшественников - дореволюционных педагогических учебных заведений. Ими была подготовлена обстоятельная историческая справка об институте, а в дни празднования юбилея "Псковская правда" посвятила старейшему вузу области целую полосу материалов, среди которых выделялась статья Г. В. Проскуряковой и Л. Н. Бакусовой "Страницы истории"43. Тогда же преподаватели кафедры истории совместно с институтом усовершенствования учителей были заняты подготовкой учебника по краеведению с древнейших времен до современности, который предполагалось выпустить к началу 1963/64 учебного года44. Работа эта, однако, осталась тогда незавершенной, а Г. В. Проскурякова в июле 1963 г. окончательно ушла из института,45 переехав в Ленинград. В документах, заполненных ею в разные годы, указывалось несколько адресов, по которым она проживала в Пскове: ул. Гоголя, 17; Рижская, д. 12, кв.7; Пролетарский бульвар, д. 21, кв. ЗЗ.46
Связь ее, однако, с Псковом и Псковской землей, как и следовало ожидать, не прервалась, и занятие ее краеведением тоже. В конце 1960-х гг., когда пришло, наконец, время подготовки и издания обобщающих трудов по истории края, услуги Г. В. Проскуряковой вновь оказались востребованными. В выпущенной в 1970 г. Лениздатом книге "Псковский край в истории СССР", ставшей первым опытом создания краеведческого пособия для школ области, были опубликованы два ее очерка: "Младший брат Великого Новгорода" и "На западном рубеже русского государства"' охватывающих период с древнейших времен до Северной войны включительно47. В следующем, 1971 году, увидела свет книга "Псков. Очерки истории", где были помещены уже четыре очерка Галины Васильевны (три из них - в соавторстве с И. К. Лабутиной)48. Они же вошли и во второе издание книги, вышедшей почти через 20 лет (в 1990 г.). По сравнению с первым изданием они были опубликованы в несколько сокращенном виде, а статья о XVII в. на этот раз была написана в соавторстве с Н. Н. Масленниковой.49
Мать и дочь: Г. В. Проскурякова и Н. Н. Масленникова.
Г. В. Проскурякова продолжала оказывать консультативную помощь псковским историкам (к услугам ее, например, прибегали при написании своих работ А. А. Бологое и В. П. Краснопевцев),50 сотрудникам музея - при оформлении экспозиций и выставок, принимала участие в краеведческих научных конференциях, выступала в качестве рецензента трудов по краеведению (например, книги И. Курчавова "Городок на Шелони"),51 и др.
А когда в начале 1990-х гг. коллектив Псковского пединститута готовился отметить 60-летие вуза и решено было впервые предпринять издание книги об институте, то очень пригодились материалы Г. В. Проскуряковой. Она любезно предоставила очерки о предшественниках института: мужской учительской семинарии, учительском институте, а также материалы по истории пединститута. Вошедшие в книгу, они очень украсили ее и значительно подняли научный уровень. Здесь же были опубликованы воспоминания Галины Васильевны "О студентах-товарищах", в которых она рассказала о первых послевоенных годах института и, обладая феноменальной памятью, назвала десятки имен студентов с их индивидуальными неповторимыми чертами52. Книга вышла в 1992 г., незадолго до кончины Галины Васильевны, и она все же успела увидеть результаты своего многолетнего труда.
В 1970-80-х гг. Г. В. Проскурякова работала над воспоминанием-исследованием "О родине - Псковском крае", представлявшем собой историко-мемуарный труд о родных местах - Волышове и Порхове. Издать его предполагалось отдельной книгой, но Псковское отделение Лениздата, куда была сдана рукопись, в 1991 г. было закрыто. Тогда инициативу проявила редакция газеты "Порховский вестник", опубликовавшая при жизни автора (1992 г.) отрывки из этого труда. В полном же объеме труд был опубликован в историко-краеведческом журнале "Псков", к изданию которого с 1994 г. приступил Псковский пединститут. При непосредственном участии Н. Н. Масленниковой, готовившей текст к печати, журнал в течение пяти лет (1995-2000) в своих десяти номерах опубликовал это обширное повествование, иллюстрированное старинными фотографиями, сделанными в 1908-1916 гг. отцом Галины Васильевны. Номера, в которых помещались эти материалы, неизменно пользовались повышенным интересом у читателей53. Эта публикация как бы подвела итог многолетнему сотрудничеству Г. В. Проскуряковой с Псковским пединститутом.
Институту и Пскову в целом повезло, что в истории его был такой неутомимый и увлеченный его историей человек, каким являлась Галина Васильевна Проскурякова.
ПРИМЕЧАНИЯ:
Источник: Краеведческие чтения. Порхов-Холомки : [материалы науч. конф., 2003] / Комитет по культуре Администрации Пск. обл. ; Администрация Порх. р-на ; Пск. гос. ист.-архит. и худож. музей-заповедник ; [сост. Л. Т. Васильева]. - Псков : Изд-во Псковского государственного областного Центра народного творчества, 2004. - 111 с. - Библиогр. в конце ст.
Читать в ЭБ: